Формирование связной речи удетей - дошкольников
статья по развитию речи ( группа) на тему

Семененя Вера Васильевна

Теоритические основы монологической и диалогической речи , требования  проведению занятий, усложнение материала в зависимости от возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование связной речи у детей                    дошкольного возраста.

Материалы семинара для воспитателей.

                                                                                                           

                                                                                                   МАДОУ-ЦРР Д/с №14 г

                                                                                       Учитель-логопед  

                                                                                 Семененя В.В

Кропоткин


Речь -  это не только средство общения,  самопознания, саморазвития, но и орудия мышления, творчества, носитель памяти  и информации. Качество речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Все мы знаем,  что в дошкольном возрасте ребёнок овладевает двумя видами устной связной речи: диалогической  и монологической. Диалогическая (разговорная)  наиболее простая форма речи и её формирование не вызывает  затруднения ни у взрослых, ни у детей, но значение её огромно в формировании второго вида речи: монологической. Она как бы рождается в недрах первой. Это не значит  того что, одна заменяет  другую: каждая развивается  по своим законам и параллельно друг другу. В процессе  общения  монологическая речь органически вплетается  в диалогическую,  а монолог может приобретать диалогические  свойства.  ( Смотреть  памятку ).  Сегодня  мы поговорим о наиболее трудном виде речи - монологической.  Проблема формирования монологической речи - одна из самых  актуальных в дошкольном образовании. Особую остроту она приобретает в связи с переходом на Федеральные  государственные требования, ориентированные на становление личностных характеристик дошкольника – выпускника, который должен уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.  Что же такое   монологическая речь?

 Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщение,  о каких – то фактах. Монолог, как  правило, речь книжного стиля. « В основе литературного языка  - писал Л.В. Щерба,- лежит монолог, рассказ, противополагаемый диалогу – разговорной речи. Монолог -  это уже организованная система облечённых  в словесную форму мыслей, отнюдь не являющихся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке...».   Монолог сообщает о  фактах действительности, а факты действительности  всегда  находятся во временной,  пространственной или причинно – следственной связи (отношениях )  друг с другом. Временная связь может быть двоякой: факты действительности могут находиться в отношениях одновременности или последовательности. Почему  на это обращается такое внимание?  А потому, что от этого зависит тип высказывания.

                                ТИПЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ:

  1. По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.

    Описание — это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его  компоненты.  Основная мысль: сообщение о фактах  существующих одновременно.

    Повествование — это развитие сюжета, развертывающегося во времени и логической последовательности. Основное назначение повествования — передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структура повествования более жесткая, чем структура описания, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий.   Основная мысль: сообщение о фактах, находящихся в причинно - следственных отношениях.  Поэтому схема повествования — начало, середина, конец  рассказа (завязка, кульминация, развязка) — должна быть выдержана четко. В этих рассказах есть действующие лица. Нужно  отметить, что с этими понятиями знакомят  и детей.

    Важная роль отводится обучению  детей разным  способам  организации зачинов ( начало рассказа)  при построении повествования (слова
    однажды,  как-то раз ); может быть указано место и (или) время события, действия (Дело было летом. Это  произошло в деревне, это случилось..).

    В повествовательном типе высказывания используются самые разнообразные лексические и грамматические средства, особенно это относится к глаголам, которые способны выстраивать последовательность действий и событий
    (шли — услышали — испугались — залезли увидели — засмеялись — слезли — пошли).
    Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает  у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.  (Иногда в литературе  повествовательный рассказ называют сюжетным).
    Рассуждение — это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого предположения  и вывод, который из него следует. Структура рассуждения, как и описания, не является жесткой: доказательства выдвинутого вопроса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный. Необходимо особенно подчеркнуть важность развития у дошкольников умений логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения и развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение. Основная мысль:  сообщения  могут находиться в разных временных отношениях.
    Вышеназванные типы речи могут встречаться в связных высказываниях дошкольников в смешанном виде, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот).                                                                              Например: « На стволах, обклёванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой, полынью, замшелая крыша  сарая была вся в дырах, и из этих  дыр  тянулись  поверху и исчезали  в листве деревьев какие - то  тонкие верёвочные провода
    ».  Это монолог - описание.   « На стволах  обклёванных воробьями вишен блестела горячая смола. Она липла к рукам  и одежде работавших в саду ребят: они протягивали  верёвочные провода от дыр  замшелой крыши сарая к деревьям».  Это монолог – повествование. Внимание  больше  уделено не предметам, а действиям.                                                                           «Так как стояли жаркие дни, то на стволах вишен  выступила горячая смола, крепко пахло смородиной,  ромашкой, полынью. Крыша сарая была замшелая, вся в дырах, значит, сарай был заброшен, давно не ремонтировался. Из дыр тянулись поверху  и исчезали  в листве  деревьев,  какие – то тонкие  верёвочные провода, следовательно, здесь хозяйничали ребята». Это монолог - рассуждение. Он всегда должно иметь выводы.

 Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность. Эти умения характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств. Связность речи может быть сформирована на основе представлений о структуре высказывания и ее особенностях в каждом типе текста, а также о способах внутритекстовой  связи.
    Речь  считается  связной, если для нее характерны:
        содержательность (хорошее знание предмета, о котором  говорится);
         точность (правдивое изображение окружающей действительности,      подбор  слов и словосочетаний,  наиболее подходящих к данному содержанию);
         логичность (последовательное изложение мыслей);
  ясность (понятность для окружающих);
  правильность , чистота, богатство (разнообразие).
При обучении детей построению развернутого высказывания педагогу  необходимо   знать о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания.
Именно этот показатель (средства связи между предложениями) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.
                   В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные варианты соединения фраз. Самый распространенный способ соединения предложений — это
цепная связь. Основными средствами этой связи являются:  местоимения (Прибежал   зайчик. Он любит морковку), лексический  повтор: (Зайчик  прыгает. Зайчику холодно), синонимическая замена (Зайчик скачет. Пушок  веселится).
Цепная связь делает речь более гибкой и разнообразной, так как, овладевая этим способом, дети учатся избегать повторений одних и тех же слов и конструкций.
Цепная связь характерна для рассказов повествовательного типа.

Предложения могут соединяться и с помощью  параллельной  связи,  когда они не сцепляются, а сопоставляются или даже  противопоставляются («Наш  знакомый охотник шел берегом лесной  речки.  Недалеко он услышал треск веток. Испугался и влез на дерево. Из чащи вышла большая бурая медведица и с ней  два медвежонка.»

Соединение фраз может происходить лучевой связью. Это когда к основному слову, как лучик к солнышку, поочерёдно присоединяются  несколько слов (яблоко - крупное, спелое, сочное, ароматное  и т.д.). Это основное  соединение слов во фразах в описательных рассказах.

Теперь рассмотрим типы монологической речи: дети - дошкольники должны овладеть рассказом и пересказом (в их элементарном виде). Между ними есть  не только общее, типичное для монологической  речи, но и существенное различие.

Пересказ – связное изложение прослушанного текста. В данном случае ребёнок излагает готовое, авторское содержание текста и пользуется готовыми речевыми формами. Выразительность речи при пересказе ребёнок  копирует с речи воспитателя.

Рассказ – связное развёрнутое изложение какого-нибудь факта. Для  рассказа  ребёнок самостоятельно отбирает речевое оформление. В рассказе в большей мере находят отражение  личный опыт  ребёнка, его эмоции. Это  делает выразительность рассказа  более естественной, непосредственной.

Рассказы  по содержанию  условно можно   разделить на два вида:  фактические и творческие. Содержание фактического рассказа должно точно соответствовать конкретному случаю, основываться на фактах. В этом  виде рассказов  могут отражаться  ощущения, восприятия ребёнка  или его  представления. Поэтому фактические рассказы  бывают двух видов: по восприятию, когда события произошли только что, дидактический (наглядный) материал непосредственно находится  в поле зрения ребёнка  и по памяти (по представлению), когда события  произошли гораздо раньше.  К этим  рассказам относятся:

а) рассказы по картинам – предметным;

б) сюжетным;                                                                            Описательный,

в) по серии сюжетных картин;                                               повествовательный                    

г) пейзажным картинам;                                                          объяснительный

д) по  фильмам;                                                                         рассказ.

е) по игрушкам;

ж)  предметам (объектам, явлениям).  

  Кроме того, по представлению  проводятся такие виды занятий, как:

а) составление рассказа из личного опыта,

б) составление рассказа из  коллективного  опыта;

в) составление  письма.  

  Рассказы по  воображению или как ещё их называют  творческие рассказы, основываются  на вымышленном материале, хотя дети также в них  используют свой предыдущий  опыт, но отдельные  сведения  ребёнок должен  теперь объединить в новой ситуации, предположить какое - либо  событие.  Эти рассказы тоже бывают двух видов: по восприятию и по памяти. Детские сочинения можно классифицировать так:

1.Творческое сочинение по картине:

а) придумывание событий, предшествующих событиям на картине, последующих;

б) изменение действий, времени;

в) придумывание рассказа про героя  картины;

г) постановка детей на место героев картины;

д) фантазирование.

                      Контаминация  на тему литературных  произведений.

а)  изменение поведения героя,  

 б) времени действий,

 в) постановка себя на место  героя,        

  г) салат из сказок.
                           Свободное сочинение рассказов и сказок.

а)  на предложенную тему;

б)  по опорным словам;    

в)  придумывание начала рассказа;

г)  придумывание конца рассказа;

д)  изменение времени, места действий;

е)  изменение поведения героя;

ж) постановка себя на место героя;

з) сочинение сказок;

и) по юмористическим произведениям;

к) фантазирование.

Ещё хочется  остановиться  на таких моментах:

1.К  рассказам дети  готовятся,   как и к беседе. Они должны представлять себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте, доступной ощущениям ( размер, цвет, запах, вкус, размер, звучание, характер движений т.д.)

2.Для называния предметов, действий,  признаков, их отношений, для выражения своих мыслей у детей должен быть соответствующий запас лексических и грамматических  форм. Следовательно, упражнениям в рассказывании предшествует  систематическая и большая работа по формированию  лексико  - грамматического строя речи, звукопроизношению и упражнения в собеседовании,  т.е. участие в диалоге.

Таким  образом, монологической  речи  детей  учить трудно,  они редко слышат её в повседневной жизни  в речи взрослых, но учить надо. Начинать учить  монологу в школе поздно: предварительные навыки монологические  речи надо развить до школы. Тем ответственнее задача педагогов детского учреждения, которые обязаны приложить максимум  усилий  для успешного решения данной задачи.

                     Усложнения видов рассказывания.

          ( Виды рассказывания даны в порядке нарастания сложности ).                                                                                    

1. Ответы  на вопросы в ходе  рассматривания предметов  и объектов.

2. Анализ сказок и рассказов.

      3.Ответы на вопросы в ходе рассматривания сюжетных картин.

4.Воспроизведение  рассказа, составленного по демонстрации действий.

5.Составление рассказа по демонстрируемому  действию.

5.Пересказ  произведения с использованием  фланелеграфа.

6.Пересказ по серии сюжетных картин.

7.Пересказ по сюжетной картине.

8. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

9.Составление рассказа по одной сюжетной картине.

10.Составление сравнительных рассказов о предметах и объектах с использованием  вспомогательных средств (опорных схем).

11.Составление описательных рассказов о предметах и  объектах с     использованием  вспомогательных средств.

12. Пересказ текста без наглядной опоры.

13.Рассказывание из коллективного опыта.

14. Рассказывание из личного опыта.

 15.Инсценировка  сказок и рассказов.



Предварительный просмотр:

Формирование связной речи у детей                    дошкольного возраста.

Материалы семинара для воспитателей.

                                                                                                           

                                                                                                   МАДОУ-ЦРР Д/с №14 г

                                                                                       Учитель-логопед  

                                                                                 Семененя В.В

Кропоткин


Речь -  это не только средство общения,  самопознания, саморазвития, но и орудия мышления, творчества, носитель памяти  и информации. Качество речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Все мы знаем,  что в дошкольном возрасте ребёнок овладевает двумя видами устной связной речи: диалогической  и монологической. Диалогическая (разговорная)  наиболее простая форма речи и её формирование не вызывает  затруднения ни у взрослых, ни у детей, но значение её огромно в формировании второго вида речи: монологической. Она как бы рождается в недрах первой. Это не значит  того что, одна заменяет  другую: каждая развивается  по своим законам и параллельно друг другу. В процессе  общения  монологическая речь органически вплетается  в диалогическую,  а монолог может приобретать диалогические  свойства.  ( Смотреть  памятку ).  Сегодня  мы поговорим о наиболее трудном виде речи - монологической.  Проблема формирования монологической речи - одна из самых  актуальных в дошкольном образовании. Особую остроту она приобретает в связи с переходом на Федеральные  государственные требования, ориентированные на становление личностных характеристик дошкольника – выпускника, который должен уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.  Что же такое   монологическая речь?

 Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщение,  о каких – то фактах. Монолог, как  правило, речь книжного стиля. « В основе литературного языка  - писал Л.В. Щерба,- лежит монолог, рассказ, противополагаемый диалогу – разговорной речи. Монолог -  это уже организованная система облечённых  в словесную форму мыслей, отнюдь не являющихся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке...».   Монолог сообщает о  фактах действительности, а факты действительности  всегда  находятся во временной,  пространственной или причинно – следственной связи (отношениях )  друг с другом. Временная связь может быть двоякой: факты действительности могут находиться в отношениях одновременности или последовательности. Почему  на это обращается такое внимание?  А потому, что от этого зависит тип высказывания.

                                ТИПЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ:

  1. По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.

    Описание — это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его  компоненты.  Основная мысль: сообщение о фактах  существующих одновременно.

    Повествование — это развитие сюжета, развертывающегося во времени и логической последовательности. Основное назначение повествования — передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структура повествования более жесткая, чем структура описания, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий.   Основная мысль: сообщение о фактах, находящихся в причинно - следственных отношениях.  Поэтому схема повествования — начало, середина, конец  рассказа (завязка, кульминация, развязка) — должна быть выдержана четко. В этих рассказах есть действующие лица. Нужно  отметить, что с этими понятиями знакомят  и детей.

    Важная роль отводится обучению  детей разным  способам  организации зачинов ( начало рассказа)  при построении повествования (слова
    однажды,  как-то раз ); может быть указано место и (или) время события, действия (Дело было летом. Это  произошло в деревне, это случилось..).

    В повествовательном типе высказывания используются самые разнообразные лексические и грамматические средства, особенно это относится к глаголам, которые способны выстраивать последовательность действий и событий
    (шли — услышали — испугались — залезли увидели — засмеялись — слезли — пошли).
    Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает  у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.  (Иногда в литературе  повествовательный рассказ называют сюжетным).
    Рассуждение — это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого предположения  и вывод, который из него следует. Структура рассуждения, как и описания, не является жесткой: доказательства выдвинутого вопроса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный. Необходимо особенно подчеркнуть важность развития у дошкольников умений логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения и развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение. Основная мысль:  сообщения  могут находиться в разных временных отношениях.
    Вышеназванные типы речи могут встречаться в связных высказываниях дошкольников в смешанном виде, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот).                                                                              Например: « На стволах, обклёванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой, полынью, замшелая крыша  сарая была вся в дырах, и из этих  дыр  тянулись  поверху и исчезали  в листве деревьев какие - то  тонкие верёвочные провода
    ».  Это монолог - описание.   « На стволах  обклёванных воробьями вишен блестела горячая смола. Она липла к рукам  и одежде работавших в саду ребят: они протягивали  верёвочные провода от дыр  замшелой крыши сарая к деревьям».  Это монолог – повествование. Внимание  больше  уделено не предметам, а действиям.                                                                           «Так как стояли жаркие дни, то на стволах вишен  выступила горячая смола, крепко пахло смородиной,  ромашкой, полынью. Крыша сарая была замшелая, вся в дырах, значит, сарай был заброшен, давно не ремонтировался. Из дыр тянулись поверху  и исчезали  в листве  деревьев,  какие – то тонкие  верёвочные провода, следовательно, здесь хозяйничали ребята». Это монолог - рассуждение. Он всегда должно иметь выводы.

 Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность. Эти умения характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств. Связность речи может быть сформирована на основе представлений о структуре высказывания и ее особенностях в каждом типе текста, а также о способах внутритекстовой  связи.
    Речь  считается  связной, если для нее характерны:
        содержательность (хорошее знание предмета, о котором  говорится);
         точность (правдивое изображение окружающей действительности,      подбор  слов и словосочетаний,  наиболее подходящих к данному содержанию);
         логичность (последовательное изложение мыслей);
  ясность (понятность для окружающих);
  правильность , чистота, богатство (разнообразие).
При обучении детей построению развернутого высказывания педагогу  необходимо   знать о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания.
Именно этот показатель (средства связи между предложениями) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.
                   В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные варианты соединения фраз. Самый распространенный способ соединения предложений — это
цепная связь. Основными средствами этой связи являются:  местоимения (Прибежал   зайчик. Он любит морковку), лексический  повтор: (Зайчик  прыгает. Зайчику холодно), синонимическая замена (Зайчик скачет. Пушок  веселится).
Цепная связь делает речь более гибкой и разнообразной, так как, овладевая этим способом, дети учатся избегать повторений одних и тех же слов и конструкций.
Цепная связь характерна для рассказов повествовательного типа.

Предложения могут соединяться и с помощью  параллельной  связи,  когда они не сцепляются, а сопоставляются или даже  противопоставляются («Наш  знакомый охотник шел берегом лесной  речки.  Недалеко он услышал треск веток. Испугался и влез на дерево. Из чащи вышла большая бурая медведица и с ней  два медвежонка.»

Соединение фраз может происходить лучевой связью. Это когда к основному слову, как лучик к солнышку, поочерёдно присоединяются  несколько слов (яблоко - крупное, спелое, сочное, ароматное  и т.д.). Это основное  соединение слов во фразах в описательных рассказах.

Теперь рассмотрим типы монологической речи: дети - дошкольники должны овладеть рассказом и пересказом (в их элементарном виде). Между ними есть  не только общее, типичное для монологической  речи, но и существенное различие.

Пересказ – связное изложение прослушанного текста. В данном случае ребёнок излагает готовое, авторское содержание текста и пользуется готовыми речевыми формами. Выразительность речи при пересказе ребёнок  копирует с речи воспитателя.

Рассказ – связное развёрнутое изложение какого-нибудь факта. Для  рассказа  ребёнок самостоятельно отбирает речевое оформление. В рассказе в большей мере находят отражение  личный опыт  ребёнка, его эмоции. Это  делает выразительность рассказа  более естественной, непосредственной.

Рассказы  по содержанию  условно можно   разделить на два вида:  фактические и творческие. Содержание фактического рассказа должно точно соответствовать конкретному случаю, основываться на фактах. В этом  виде рассказов  могут отражаться  ощущения, восприятия ребёнка  или его  представления. Поэтому фактические рассказы  бывают двух видов: по восприятию, когда события произошли только что, дидактический (наглядный) материал непосредственно находится  в поле зрения ребёнка  и по памяти (по представлению), когда события  произошли гораздо раньше.  К этим  рассказам относятся:

а) рассказы по картинам – предметным;

б) сюжетным;                                                                            Описательный,

в) по серии сюжетных картин;                                               повествовательный                    

г) пейзажным картинам;                                                          объяснительный

д) по  фильмам;                                                                         рассказ.

е) по игрушкам;

ж)  предметам (объектам, явлениям).  

  Кроме того, по представлению  проводятся такие виды занятий, как:

а) составление рассказа из личного опыта,

б) составление рассказа из  коллективного  опыта;

в) составление  письма.  

  Рассказы по  воображению или как ещё их называют  творческие рассказы, основываются  на вымышленном материале, хотя дети также в них  используют свой предыдущий  опыт, но отдельные  сведения  ребёнок должен  теперь объединить в новой ситуации, предположить какое - либо  событие.  Эти рассказы тоже бывают двух видов: по восприятию и по памяти. Детские сочинения можно классифицировать так:

1.Творческое сочинение по картине:

а) придумывание событий, предшествующих событиям на картине, последующих;

б) изменение действий, времени;

в) придумывание рассказа про героя  картины;

г) постановка детей на место героев картины;

д) фантазирование.

                      Контаминация  на тему литературных  произведений.

а)  изменение поведения героя,  

 б) времени действий,

 в) постановка себя на место  героя,        

  г) салат из сказок.
                           Свободное сочинение рассказов и сказок.

а)  на предложенную тему;

б)  по опорным словам;    

в)  придумывание начала рассказа;

г)  придумывание конца рассказа;

д)  изменение времени, места действий;

е)  изменение поведения героя;

ж) постановка себя на место героя;

з) сочинение сказок;

и) по юмористическим произведениям;

к) фантазирование.

Ещё хочется  остановиться  на таких моментах:

1.К  рассказам дети  готовятся,   как и к беседе. Они должны представлять себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте, доступной ощущениям ( размер, цвет, запах, вкус, размер, звучание, характер движений т.д.)

2.Для называния предметов, действий,  признаков, их отношений, для выражения своих мыслей у детей должен быть соответствующий запас лексических и грамматических  форм. Следовательно, упражнениям в рассказывании предшествует  систематическая и большая работа по формированию  лексико  - грамматического строя речи, звукопроизношению и упражнения в собеседовании,  т.е. участие в диалоге.

Таким  образом, монологической  речи  детей  учить трудно,  они редко слышат её в повседневной жизни  в речи взрослых, но учить надо. Начинать учить  монологу в школе поздно: предварительные навыки монологические  речи надо развить до школы. Тем ответственнее задача педагогов детского учреждения, которые обязаны приложить максимум  усилий  для успешного решения данной задачи.

                     Усложнения видов рассказывания.

          ( Виды рассказывания даны в порядке нарастания сложности ).                                                                                    

1. Ответы  на вопросы в ходе  рассматривания предметов  и объектов.

2. Анализ сказок и рассказов.

      3.Ответы на вопросы в ходе рассматривания сюжетных картин.

4.Воспроизведение  рассказа, составленного по демонстрации действий.

5.Составление рассказа по демонстрируемому  действию.

5.Пересказ  произведения с использованием  фланелеграфа.

6.Пересказ по серии сюжетных картин.

7.Пересказ по сюжетной картине.

8. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

9.Составление рассказа по одной сюжетной картине.

10.Составление сравнительных рассказов о предметах и объектах с использованием  вспомогательных средств (опорных схем).

11.Составление описательных рассказов о предметах и  объектах с     использованием  вспомогательных средств.

12. Пересказ текста без наглядной опоры.

13.Рассказывание из коллективного опыта.

14. Рассказывание из личного опыта.

 15.Инсценировка  сказок и рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...

Формирование связной речи у дошкольников.

В данной методической разработке представлена табличная форма ведения рабочих материалов тематического контроля по формированию связной речи у детей дошкольного возраста. Предлагаемый материал являетс...

«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....

Консультация для родителей на тему «Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В консультации рассказывается о связной речи в современном мире,также  представлены рекомендации для родителей по проведению театролизованных игр дома. Как с минимальными затратами совместно с ре...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...