Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико - грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (тема "Одежда")
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Данный конспект НОД предназначен для детей подготовительной группы с ТНР по лексической теме "Одежда". Деятельность включает в себя игровые упражнения, используется принцип интеграции образовательных областей. Предварительная работа - беседа с детьми по теме "Одежда", чтение книги Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_otkrytaya_razvitie_rechi_odezhda.docx58.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по формированию лексико – грамматических представлений и развитию связной речи по теме «Одежда» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности  для детей с ТНР.

    Программное содержание:

    коррекционно – образовательные задачи-

    * актуализировать  и расширять словарь по теме «Одежда»;

    * совершенствовать грамматический строй речи  - упражнять детей  в употреблении формы родительного, винительного падежей имён  существительных, в образовании и употреблении приставочных глаголов, в согласовании прилагательных и существительных с числительными от 1 до 5,   в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, в образовании относительных прилагательных от существительных, в подборе антонимов;

    * совершенствовать навык  пересказа  небольшого текста с опорой на серию сюжетных картинок, отражающих последовательность событий;

    * формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

    * автоматизировать правильное произношение звука «ш»;

    коррекционно  - развивающие задачи-

    * развивать связную речь, память, умение устанавливать причинно – следственные связи;

    * развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

    коррекционно - воспитательные задачи-

    * воспитывать умение слушать собеседника;

    * воспитывать бережное отношение к одежде.

    Интеграция образовательных областей:

    ОО «Познавательное развитие» - расширять знания о разных видах одежды;

    ОО «Речевое развитие» - стимулировать речевое общение;

    ОО «Социально – коммуникативное развитие» - формировать мотивацию к обучению;

    ОО  «Физическое развитие» - использовать здоровьесберегающие технологии.

    Предварительная работа:                                                                                                                         чтение книги Н.Носова « Приключения Незнайки и его друзей», беседа об одежде, сюжетно – ролевая игра «Ателье».

    Оборудование:

    • демонстративный материал: картинки к артикуляционным упражнениям «Иголочка», «Большая пуговица», «Маленькая пуговка»,  мяч, изображение героев сказки Н.Носова – Незнайки, Ворчуна, Знайки, Растеряйки, Цветика, игрушечный микрофон,  таблицы с мнемозагадками, мнемотаблица для заучивания стихотворения З.Александровой «Мой мишка», 4 сюжетных картинки для составления пересказа, наборное полотно, магнитная доска, магниты;
    • раздаточный материал: шарики су-джок, мнемодорожки для составления предложений, предметные картинки по теме «Одежда».

    Этапы

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    1.Организационный этап.

    - Ребята, в приемной комнате у нас стоят шкафчики. Для чего они нужны?

    - Для чего нужна одежда человеку?

    Вот и поговорим сегодня об одежде.

    -В шкафчики складывают, вешают  одежду.

    -Одежда защищает  человека от жары, холода, дождя, ветра.

    2. Пальчиковая зарядка «Где пальчик?», самомассаж пальцев рук шариками су-джок.

    - Давайте вспомним историю, как девочка Маша собиралась на прогулку. А помогут нам вот эти необычные шарики. Возьмите шарики и разместите  их между ладошками.

    Маша варежку надела.        

    -Ой, куда я пальчик дела?

    Нету пальчика, пропал,

    В свой домишко не попал!

    Маша варежку сняла.        

     - Поглядите-ка, нашла!

    Ищешь, ищешь – и найдёшь.

    - Здравствуй, пальчик,

    Как живёшь?

          (Н. Саконская)

    Выполняют пальчиковую гимнастику, самомассаж:

    *Прокатывают шарик вверх - вниз между ладонями;

    *перекладывают шарик из руки в руку;

    *прокатывают шарик по правой ладошке,

    *прокатывают шарик

    по левой ладошке;

    *перекладывают шарик из руки в руку;

    *показывают большой палец правой руки;

    *катают шарик круговыми движениями между ладонями;

    *разгибают и сгибают большой палец левой руки.

    3. Игровое упражнение «Какая одежда?»

    - У нас сегодня много гостей. Есть среди них и необычные -  коротышки из вашей любимой сказки – Незнайка и его друзья.

    Вот и первый гость (демонстрация изображения Незнайки).

    Скоро Незнайка пойдёт в школу, но он многого не знает и не умеет. Ему нужно помочь. Вы готовы помочь  Незнайке? Тогда начинаем! Все школьники умеют быстро одеваться, а Незнайка даже не знает, какая бывает одежда. Давайте ему расскажем.

    Я буду называть слово, а вы его измените так, чтобы оно отвечало на вопрос «Какая одежда?».

    Например: зима – зимняя одежда.

    Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

    (Существительные – лето, осень, спорт, праздник, дом, дети, мужчина, женщина, верх, низ, работа, тепло)

    Дети образовывают относительные прилагательные от существительных: летняя одежда, осенняя одежда, спортивная одежда, праздничная одежда, домашняя одежда, детская одежда,  мужская одежда, женская одежда, верхняя одежда, нижняя одежда, рабочая одежда, тёплая одежда.

    4.Игровое упражнение «Ателье» в сочетании с артикуляционной разминкой.

    - Незнайка с друзьями путешествовал на воздушном шаре. К сожалению,  шар лопнул, и из него вышел весь воздух. Давайте изобразим, как это было: «Ш-ш-ш!». (3 раза) Так Незнайка очутился в Зелёном городе и познакомился там с малышками. Малышки очень любят красиво одеваться, сами шьют себе наряды и  заботятся о своей одежде. Незнайка  побывал у них в ателье. Но много не понял.                    Малышки объяснили Незнайке, что сначала нужно сделать выкройку изделия, а потом все детали  между собой…(сшить).                                   - А чем шьют портные?  

    - А мы можем  изобразить иголочку при помощи язычка (демонстрация картинки).                  

    1,2,3,4,5 –

    Иголку можем мы держать.

    -Если мы захотим украсить одежду вышивкой, то рисунок нужно … (вышить); если на одежде появилась дырка, то её нужно…(зашить); если оторвалась пуговица, то её нужно…(пришить).

    -Давайте изобразим пуговицы при помощи губ. Сначала большую пуговицу, а теперь маленькую пуговку, снова большую и опять маленькую                                    

    (демонстрация картинок).

    -Если нужно сделать из старой одежды новую, то её следует…(перешить), если мы вдруг похудели,  и одежда стала нам велика, её можно… (ушить).

    Дети дополняют фразу, используя приставочные глаголы.

    - Иголкой.

    Выполняют артикуляционное упражнение «Иголочка»

    Выполняют артикуляционное упражнение «Пуговица» (округляют широко рот, затем собирают губы в «трубочку»)

    5.Дидактическая игра с мячом «Ворчуны»

     - Вы узнали коротышку, который всё время ворчит? (Демонстрация картинки) Давайте возьмем мяч, встанем полукругом и поиграем с Ворчуном.

    Представьте, что вы  - ворчуны. Ворчуны говорят всё наоборот.

    Надевать – (снимать), гладить – (мять), покупать – (продавать), завязать – (развязать), застегнуть – (расстегнуть), намочить – (высушить), разорвать – (зашить), неряшливо – (аккуратно),

    неудобно – (удобно), криво – (прямо), широкий – (узкий), длинный – (короткий), светлый – (тёмный).

    - Это Ворчун.

    Дети подбирают антонимы.

    6. Игровое упражнение «Ласковые словечки»

    -У Ворчуна настроение плохое, а у поэта Цветика - … (хорошее). Он предлагает поиграть в игру «Ласковые словечки».

    В микрофон ты говори,

    Слова ласково назови.

    Теплая куртка; синие носки; белая майка; красная юбка; чистая футболка; короткие шорты; узкий шарф; красивое платье; нарядная рубашка; полосатые штаны; зелёный бант.

    Дети образовывают слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

    7. Игровое упражнение «Подарок для Незнайки» с опорой на мнемодорожки

    - Ребята, вы думаете, сегодня обычный день? А вот и нет! Сегодня у Незнайки день рождения. Коротышки его поздравили и принесли подарки. Что же они подарили Незнайке? Узнать нам это помогут рисунки – схемы. Возьмите рисунки, сядьте, рассмотрите их. По схеме нужно составить предложение.

    (Дать словесный пример)

    Составляют предложения по мнемодорожкам, используя форму винительного падежа имён существительных и прилагательных единственного и множественного числа.

    8.Динамическая пауза «Растеряйка»

    (координация речи с движением)

    -Один Растеряйка не пришёл на день рождения к Незнайке. Давайте заглянем к нему домой, чем же он занимается?

    А он ищет свои вещи!Я вам расскажу историю про Растеряйку, а вы её покажете движениями.

    Растеряйка утром встал,

    Целый час штаны искал.

    Заглянул он под кровать-

    Там штанишек не видать.

    Он взобрался на буфет –

    Там штанишек тоже нет.

    Посмотрел под стул, под стол –

    Но штанов там не нашёл.

    Он искал во всех углах –

    А штаны-то на ногах!

    Оказалось, лёг он спать,

    Позабыв штанишки снять!

                 (Н.Носов)

    «Потягиваются»;

    бегут по кругу;        

    наклон вперед –

    выпрямиться;        

    руки поднять вверх –

    опустить;

    наклоны влево – вправо;

    бег по кругу;

    наклоны вперед;

    присесть, руки у щёчки;

    встать, погрозить пальчиком.

    9.Игровое упражнение «Чего нет у Растеряйки?»

    -Растеряйка  нашёл штанишки, но у него нет ещё многих вещей. Давайте ему поможем  собрать все вещи в шкаф. Каких вещей нет у Растеряйки?

    -Какие вы молодцы -  помогли собрать Растеряйке его вещи.  Я думаю, впредь он будет более аккуратным.

    Составляют предложения, используя форму родительного падежа имен существительных.

    10.Игра «Мудрёные загадки»

    - А к нам пожаловал Знайка. Он

    принёс нам «мудрёные» загадки. Незнайка никак не может их отгадать. Отгадка зашифрована в картинках. Это загадки о предметах одежды и головных уборах. Вот одна из них (дать образец отгадки). Попробуем отгадать остальные?

    Разгадывают мнемозагадки, описывая предметы одежды (платье, брюки)

    11.Заучивание отрывка стихотворения З. Александровой «Мой Мишка» с помощью мнемотаблицы.

    - Знайка стал таким умным, потому что много читал и тренировал свою память. Он предлагает и нам  потренироваться – запомнить стихотворение «Мой Мишка». А поможет нам это сделать вот эта картинка.

    Я рубашку сшила мишке,

    Я сошью ему штанишки.

    Надо к ним карман пришить

    И конфету положить.

    4-5 детей рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

    12. Упражнение «Что сначала, что потом?»

    -Художник Тюбик нарисовал картинки про то, как девочка Таня шила своему игрушечному мишке штанишки. Но Незнайка рассыпал картинки, и они перепутались. Давайте восстановим ход событий – что было сначала, что потом.

    Выставляют 4 картинки по порядку.

    13. Пересказ с опорой на серию картинок.

    -Теперь стало всё понятно, чем занималась Таня. Незнайке нужно составить рассказ по этим картинкам, но ничего не получается. Выручим его? Послушайте мой рассказ, а потом перескажите его сами.

    1 сюжет. Однажды Таня решила сшить Мишке новые штанишки. Она взяла красную ткань, ножницы и сделала выкройку.

    2 сюжет. Потом Таня сшила все детали на швейной машинке. Мишка внимательно следил за Таниной работой.

    3 сюжет. Штанишки для Мишки готовы.  Таня примерила Мишке обновку.

    4. Она усадила Мишку за стол. Хороши штанишки у Мишки!

    -Кто хочет пересказать рассказ?

    Пересказывают текст с опорой на серию картинок.

    14. Рефлексивный этап.

    - Я думаю, вы  сегодня многому научили Незнайку. А раз у него сегодня день рождения, давайте подарим ему очень важную и нужную книгу – букварь.

    А у коротышек тоже есть для вас подарок: раскраски.  

    Припоминают  игры и игровые упражнения, высказывают свои мнения.


    Маша варежку надела.

                      Прокатывать шарик вверх – вниз между

                                                                   ладонями;

    -Ой, куда я пальчик дела?               Перекладывать шарик из руки в руку;

    Нету пальчика, пропал,                   Прокатывать шарик по правой ладони;

    В свой домишко не попал!               Прокатывать шарик по левой ладони;

    Маша варежку сняла.                               Перекладывать шарик из руки в руку;

     - Поглядите-ка, нашла!                   Показать большой палец правой руки;

    Ищешь, ищешь – и найдёшь.          Катать шарик круговыми движениями

                                                                   между ладоней;

    - Здравствуй, пальчик,                     Сгибать и разгибать большой палец

     Как живёшь?                        левой руки.

    Я буду называть слово, а вы его измените так, чтобы оно отвечало на вопрос «Какая одежда?».

    Например: зима – зимняя одежда.

    Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

    Лето, осень, спорт, праздник, дом, дети, мужчина, женщина, верх, низ, работа, тепло

    - Незнайка с друзьями путешествовал на воздушном шаре. К сожалению,  шар лопнул, и из него вышел весь воздух. Давайте изобразим, как это было: «Ш-ш-ш!». (3 раза)                                                 Так Незнайка очутился в Зелёном городе и познакомился там с малышками. Малышки очень любят красиво одеваться, сами шьют себе наряды и  заботятся о своей одежде. Незнайка  побывал у них в ателье, но многое не понял.                                                                                           Малышки объяснили Незнайке, что сначала нужно сделать выкройку изделия, а потом все

    детали между собой…( сшить).      А чем шьют портные            («Иголочка»)

    -Если мы захотим украсить одежду вышивкой, то рисунок нужно … (вышить); если на одежде появилась дырка, то её следует…(зашить); если оторвалась пуговица, то её нужно…(пришить).                               («Пуговицы»)

    -Если нужно сделать из старой одежды новую, то её следует…(перешить); если мы вдруг похудели,  и одежда стала нам велика, её можно… (ушить) 

    Малышки объяснили Незнайке, что сначала нужно сделать выкройку, а потом все детали…(сшить), если мы захотим на одежде сделать рисунок при помощи ниток, то его нужно … (вышить),если на одежде появилась дырка, то её нужно…(зашить), если оторвалась пуговица, то её нужно…(пришить), если нужно сделать из старой одежды новую, то её следует…(перешить), если мы вдруг похудели и одежда стала нам велика, её можно…(ушить).

            

    Представьте, что вы  - ворчуны. Ворчуны говорят всё наоборот.

    Надевать   (снимать)                                       Разорвать (зашить)

    Мять           (гладить)                                       Неряшливый (аккуратный)

    Завязать (развязать)                                                Широкий    (узкий)            

    Расстегнуть  (застегнуть)                               Длинный    (короткий)

    Намочить     (высушить)                                Тёмный      (светлый)

    Продавать     (покупать)                                 Правый   

    1.Сели (шкафчики – для чего нужна одежда?)

    2. Вспомним, как Маша собиралась на прогулку. (Су – джок).

    3. Упр-е «Какая одежда» (волшебная палочка)

    4. Шар лопнул; Упр-е «Ателье»

    5. «Ворчуны» (с мячом)

    6. «Ласковые словечки» (с микрофоном)

    7. «Подарки Незнайке» (мнемодорожки)

    8. Физминутка «Растеряйка»

    9. «Чего нет у Растеряйки в шкафу»

    10. Знайка, «мудрёные загадки»

    11. Тренируем память  - стихотворение.

    12. Тюбик нарисовал рисунки – перепутались.

    13. Пересказ текста.

    14. Подарок Незнайке, детям.

    В микрофон ты говори,

    Слова ласково назови.

    Теплая куртка; синие носки; белая майка; красная юбка; чистая футболка; пушистая шапка; короткие шорты; узкий шарф; красивое платье; нарядная рубашка; полосатые штаны; зелёный бант.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цифровой образовательный ресурс по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий "Одежда. Обувь. Головные уборы"

    •Словообразование относительных прилагательных.•Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.•Закрепление представлений об одежде представителей различных профессий.•Составлени...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (лексическая тема "Мебель")

    В данном занятии содержатся игры и упражнения на формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме "Мебель", а также задания на развитие фонематических функций, связной речи для детей ...

    конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.

    Тема: Дикие животныеЦель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах....

    Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе «Дикие животные»

    Цель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах.Задачи:Образовательные:· закрепление и обобщение представлений о диких животных и их детенышах; их внешнем виде, образе жизни, пова...

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема:  Жизнь в лесуКоррекционно-образовательные за...