Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико - грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (тема "Одежда")
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Данный конспект НОД предназначен для детей подготовительной группы с ТНР по лексической теме "Одежда". Деятельность включает в себя игровые упражнения, используется принцип интеграции образовательных областей. Предварительная работа - беседа с детьми по теме "Одежда", чтение книги Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_otkrytaya_razvitie_rechi_odezhda.docx58.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию лексико – грамматических представлений и развитию связной речи по теме «Одежда» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности  для детей с ТНР.

Программное содержание:

коррекционно – образовательные задачи-

* актуализировать  и расширять словарь по теме «Одежда»;

* совершенствовать грамматический строй речи  - упражнять детей  в употреблении формы родительного, винительного падежей имён  существительных, в образовании и употреблении приставочных глаголов, в согласовании прилагательных и существительных с числительными от 1 до 5,   в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, в образовании относительных прилагательных от существительных, в подборе антонимов;

* совершенствовать навык  пересказа  небольшого текста с опорой на серию сюжетных картинок, отражающих последовательность событий;

* формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

* автоматизировать правильное произношение звука «ш»;

коррекционно  - развивающие задачи-

* развивать связную речь, память, умение устанавливать причинно – следственные связи;

* развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

коррекционно - воспитательные задачи-

* воспитывать умение слушать собеседника;

* воспитывать бережное отношение к одежде.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие» - расширять знания о разных видах одежды;

ОО «Речевое развитие» - стимулировать речевое общение;

ОО «Социально – коммуникативное развитие» - формировать мотивацию к обучению;

ОО  «Физическое развитие» - использовать здоровьесберегающие технологии.

Предварительная работа:                                                                                                                         чтение книги Н.Носова « Приключения Незнайки и его друзей», беседа об одежде, сюжетно – ролевая игра «Ателье».

Оборудование:

  • демонстративный материал: картинки к артикуляционным упражнениям «Иголочка», «Большая пуговица», «Маленькая пуговка»,  мяч, изображение героев сказки Н.Носова – Незнайки, Ворчуна, Знайки, Растеряйки, Цветика, игрушечный микрофон,  таблицы с мнемозагадками, мнемотаблица для заучивания стихотворения З.Александровой «Мой мишка», 4 сюжетных картинки для составления пересказа, наборное полотно, магнитная доска, магниты;
  • раздаточный материал: шарики су-джок, мнемодорожки для составления предложений, предметные картинки по теме «Одежда».

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Организационный этап.

- Ребята, в приемной комнате у нас стоят шкафчики. Для чего они нужны?

- Для чего нужна одежда человеку?

Вот и поговорим сегодня об одежде.

-В шкафчики складывают, вешают  одежду.

-Одежда защищает  человека от жары, холода, дождя, ветра.

2. Пальчиковая зарядка «Где пальчик?», самомассаж пальцев рук шариками су-джок.

- Давайте вспомним историю, как девочка Маша собиралась на прогулку. А помогут нам вот эти необычные шарики. Возьмите шарики и разместите  их между ладошками.

Маша варежку надела.        

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.        

 - Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь.

- Здравствуй, пальчик,

Как живёшь?

      (Н. Саконская)

Выполняют пальчиковую гимнастику, самомассаж:

*Прокатывают шарик вверх - вниз между ладонями;

*перекладывают шарик из руки в руку;

*прокатывают шарик по правой ладошке,

*прокатывают шарик

по левой ладошке;

*перекладывают шарик из руки в руку;

*показывают большой палец правой руки;

*катают шарик круговыми движениями между ладонями;

*разгибают и сгибают большой палец левой руки.

3. Игровое упражнение «Какая одежда?»

- У нас сегодня много гостей. Есть среди них и необычные -  коротышки из вашей любимой сказки – Незнайка и его друзья.

Вот и первый гость (демонстрация изображения Незнайки).

Скоро Незнайка пойдёт в школу, но он многого не знает и не умеет. Ему нужно помочь. Вы готовы помочь  Незнайке? Тогда начинаем! Все школьники умеют быстро одеваться, а Незнайка даже не знает, какая бывает одежда. Давайте ему расскажем.

Я буду называть слово, а вы его измените так, чтобы оно отвечало на вопрос «Какая одежда?».

Например: зима – зимняя одежда.

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

(Существительные – лето, осень, спорт, праздник, дом, дети, мужчина, женщина, верх, низ, работа, тепло)

Дети образовывают относительные прилагательные от существительных: летняя одежда, осенняя одежда, спортивная одежда, праздничная одежда, домашняя одежда, детская одежда,  мужская одежда, женская одежда, верхняя одежда, нижняя одежда, рабочая одежда, тёплая одежда.

4.Игровое упражнение «Ателье» в сочетании с артикуляционной разминкой.

- Незнайка с друзьями путешествовал на воздушном шаре. К сожалению,  шар лопнул, и из него вышел весь воздух. Давайте изобразим, как это было: «Ш-ш-ш!». (3 раза) Так Незнайка очутился в Зелёном городе и познакомился там с малышками. Малышки очень любят красиво одеваться, сами шьют себе наряды и  заботятся о своей одежде. Незнайка  побывал у них в ателье. Но много не понял.                    Малышки объяснили Незнайке, что сначала нужно сделать выкройку изделия, а потом все детали  между собой…(сшить).                                   - А чем шьют портные?  

- А мы можем  изобразить иголочку при помощи язычка (демонстрация картинки).                  

1,2,3,4,5 –

Иголку можем мы держать.

-Если мы захотим украсить одежду вышивкой, то рисунок нужно … (вышить); если на одежде появилась дырка, то её нужно…(зашить); если оторвалась пуговица, то её нужно…(пришить).

-Давайте изобразим пуговицы при помощи губ. Сначала большую пуговицу, а теперь маленькую пуговку, снова большую и опять маленькую                                    

(демонстрация картинок).

-Если нужно сделать из старой одежды новую, то её следует…(перешить), если мы вдруг похудели,  и одежда стала нам велика, её можно… (ушить).

Дети дополняют фразу, используя приставочные глаголы.

- Иголкой.

Выполняют артикуляционное упражнение «Иголочка»

Выполняют артикуляционное упражнение «Пуговица» (округляют широко рот, затем собирают губы в «трубочку»)

5.Дидактическая игра с мячом «Ворчуны»

 - Вы узнали коротышку, который всё время ворчит? (Демонстрация картинки) Давайте возьмем мяч, встанем полукругом и поиграем с Ворчуном.

Представьте, что вы  - ворчуны. Ворчуны говорят всё наоборот.

Надевать – (снимать), гладить – (мять), покупать – (продавать), завязать – (развязать), застегнуть – (расстегнуть), намочить – (высушить), разорвать – (зашить), неряшливо – (аккуратно),

неудобно – (удобно), криво – (прямо), широкий – (узкий), длинный – (короткий), светлый – (тёмный).

- Это Ворчун.

Дети подбирают антонимы.

6. Игровое упражнение «Ласковые словечки»

-У Ворчуна настроение плохое, а у поэта Цветика - … (хорошее). Он предлагает поиграть в игру «Ласковые словечки».

В микрофон ты говори,

Слова ласково назови.

Теплая куртка; синие носки; белая майка; красная юбка; чистая футболка; короткие шорты; узкий шарф; красивое платье; нарядная рубашка; полосатые штаны; зелёный бант.

Дети образовывают слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

7. Игровое упражнение «Подарок для Незнайки» с опорой на мнемодорожки

- Ребята, вы думаете, сегодня обычный день? А вот и нет! Сегодня у Незнайки день рождения. Коротышки его поздравили и принесли подарки. Что же они подарили Незнайке? Узнать нам это помогут рисунки – схемы. Возьмите рисунки, сядьте, рассмотрите их. По схеме нужно составить предложение.

(Дать словесный пример)

Составляют предложения по мнемодорожкам, используя форму винительного падежа имён существительных и прилагательных единственного и множественного числа.

8.Динамическая пауза «Растеряйка»

(координация речи с движением)

-Один Растеряйка не пришёл на день рождения к Незнайке. Давайте заглянем к нему домой, чем же он занимается?

А он ищет свои вещи!Я вам расскажу историю про Растеряйку, а вы её покажете движениями.

Растеряйка утром встал,

Целый час штаны искал.

Заглянул он под кровать-

Там штанишек не видать.

Он взобрался на буфет –

Там штанишек тоже нет.

Посмотрел под стул, под стол –

Но штанов там не нашёл.

Он искал во всех углах –

А штаны-то на ногах!

Оказалось, лёг он спать,

Позабыв штанишки снять!

             (Н.Носов)

«Потягиваются»;

бегут по кругу;        

наклон вперед –

выпрямиться;        

руки поднять вверх –

опустить;

наклоны влево – вправо;

бег по кругу;

наклоны вперед;

присесть, руки у щёчки;

встать, погрозить пальчиком.

9.Игровое упражнение «Чего нет у Растеряйки?»

-Растеряйка  нашёл штанишки, но у него нет ещё многих вещей. Давайте ему поможем  собрать все вещи в шкаф. Каких вещей нет у Растеряйки?

-Какие вы молодцы -  помогли собрать Растеряйке его вещи.  Я думаю, впредь он будет более аккуратным.

Составляют предложения, используя форму родительного падежа имен существительных.

10.Игра «Мудрёные загадки»

- А к нам пожаловал Знайка. Он

принёс нам «мудрёные» загадки. Незнайка никак не может их отгадать. Отгадка зашифрована в картинках. Это загадки о предметах одежды и головных уборах. Вот одна из них (дать образец отгадки). Попробуем отгадать остальные?

Разгадывают мнемозагадки, описывая предметы одежды (платье, брюки)

11.Заучивание отрывка стихотворения З. Александровой «Мой Мишка» с помощью мнемотаблицы.

- Знайка стал таким умным, потому что много читал и тренировал свою память. Он предлагает и нам  потренироваться – запомнить стихотворение «Мой Мишка». А поможет нам это сделать вот эта картинка.

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфету положить.

4-5 детей рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

12. Упражнение «Что сначала, что потом?»

-Художник Тюбик нарисовал картинки про то, как девочка Таня шила своему игрушечному мишке штанишки. Но Незнайка рассыпал картинки, и они перепутались. Давайте восстановим ход событий – что было сначала, что потом.

Выставляют 4 картинки по порядку.

13. Пересказ с опорой на серию картинок.

-Теперь стало всё понятно, чем занималась Таня. Незнайке нужно составить рассказ по этим картинкам, но ничего не получается. Выручим его? Послушайте мой рассказ, а потом перескажите его сами.

1 сюжет. Однажды Таня решила сшить Мишке новые штанишки. Она взяла красную ткань, ножницы и сделала выкройку.

2 сюжет. Потом Таня сшила все детали на швейной машинке. Мишка внимательно следил за Таниной работой.

3 сюжет. Штанишки для Мишки готовы.  Таня примерила Мишке обновку.

4. Она усадила Мишку за стол. Хороши штанишки у Мишки!

-Кто хочет пересказать рассказ?

Пересказывают текст с опорой на серию картинок.

14. Рефлексивный этап.

- Я думаю, вы  сегодня многому научили Незнайку. А раз у него сегодня день рождения, давайте подарим ему очень важную и нужную книгу – букварь.

А у коротышек тоже есть для вас подарок: раскраски.  

Припоминают  игры и игровые упражнения, высказывают свои мнения.


Маша варежку надела.

                  Прокатывать шарик вверх – вниз между

                                                               ладонями;

-Ой, куда я пальчик дела?               Перекладывать шарик из руки в руку;

Нету пальчика, пропал,                   Прокатывать шарик по правой ладони;

В свой домишко не попал!               Прокатывать шарик по левой ладони;

Маша варежку сняла.                               Перекладывать шарик из руки в руку;

 - Поглядите-ка, нашла!                   Показать большой палец правой руки;

Ищешь, ищешь – и найдёшь.          Катать шарик круговыми движениями

                                                               между ладоней;

- Здравствуй, пальчик,                     Сгибать и разгибать большой палец

 Как живёшь?                        левой руки.

Я буду называть слово, а вы его измените так, чтобы оно отвечало на вопрос «Какая одежда?».

Например: зима – зимняя одежда.

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Лето, осень, спорт, праздник, дом, дети, мужчина, женщина, верх, низ, работа, тепло

- Незнайка с друзьями путешествовал на воздушном шаре. К сожалению,  шар лопнул, и из него вышел весь воздух. Давайте изобразим, как это было: «Ш-ш-ш!». (3 раза)                                                 Так Незнайка очутился в Зелёном городе и познакомился там с малышками. Малышки очень любят красиво одеваться, сами шьют себе наряды и  заботятся о своей одежде. Незнайка  побывал у них в ателье, но многое не понял.                                                                                           Малышки объяснили Незнайке, что сначала нужно сделать выкройку изделия, а потом все

детали между собой…( сшить).      А чем шьют портные            («Иголочка»)

-Если мы захотим украсить одежду вышивкой, то рисунок нужно … (вышить); если на одежде появилась дырка, то её следует…(зашить); если оторвалась пуговица, то её нужно…(пришить).                               («Пуговицы»)

-Если нужно сделать из старой одежды новую, то её следует…(перешить); если мы вдруг похудели,  и одежда стала нам велика, её можно… (ушить) 

Малышки объяснили Незнайке, что сначала нужно сделать выкройку, а потом все детали…(сшить), если мы захотим на одежде сделать рисунок при помощи ниток, то его нужно … (вышить),если на одежде появилась дырка, то её нужно…(зашить), если оторвалась пуговица, то её нужно…(пришить), если нужно сделать из старой одежды новую, то её следует…(перешить), если мы вдруг похудели и одежда стала нам велика, её можно…(ушить).

        

Представьте, что вы  - ворчуны. Ворчуны говорят всё наоборот.

Надевать   (снимать)                                       Разорвать (зашить)

Мять           (гладить)                                       Неряшливый (аккуратный)

Завязать (развязать)                                                Широкий    (узкий)            

Расстегнуть  (застегнуть)                               Длинный    (короткий)

Намочить     (высушить)                                Тёмный      (светлый)

Продавать     (покупать)                                 Правый   

1.Сели (шкафчики – для чего нужна одежда?)

2. Вспомним, как Маша собиралась на прогулку. (Су – джок).

3. Упр-е «Какая одежда» (волшебная палочка)

4. Шар лопнул; Упр-е «Ателье»

5. «Ворчуны» (с мячом)

6. «Ласковые словечки» (с микрофоном)

7. «Подарки Незнайке» (мнемодорожки)

8. Физминутка «Растеряйка»

9. «Чего нет у Растеряйки в шкафу»

10. Знайка, «мудрёные загадки»

11. Тренируем память  - стихотворение.

12. Тюбик нарисовал рисунки – перепутались.

13. Пересказ текста.

14. Подарок Незнайке, детям.

В микрофон ты говори,

Слова ласково назови.

Теплая куртка; синие носки; белая майка; красная юбка; чистая футболка; пушистая шапка; короткие шорты; узкий шарф; красивое платье; нарядная рубашка; полосатые штаны; зелёный бант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (лексическая тема "Мебель")

В данном занятии содержатся игры и упражнения на формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме "Мебель", а также задания на развитие фонематических функций, связной речи для детей ...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема:  Жизнь в лесуКоррекционно-образовательные за...

Конспект по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Ателье»

Совершенствовать умение грамматически правильно составлять пяти-семисловные предложения....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Семья»

Данный конспект занятия подходит для учителей-логопедов при проведение фронтальноого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию....

Логопедическое занятие по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических связей у детей старшего возраста с ТНР Тема: «Наши друзья - насекомые»

Расширять и активизировать знания детей по теме; учить знать и называть насекомых, части тела, чем питается, способы передвижения; расширять и активизировать в речи словарь существительных, прилагател...

Цифровой образовательный ресурс по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий "Одежда. Обувь. Головные уборы"

Словообразование относительных прилагательных. •Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. •Закрепление представлений об одежде представителей различных профессий. •Соста...