Пересках рассказа Л.Н. Толстого "Девочка и грибы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Смирнова Светлана Викторовна

Занятие направленно на развитие связной речи младших дошкольников, развитие умения осмысленно и полно понимать текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл devochka_i_griby_pereskaz.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

развитие речи

Пересказ рассказа «Девочка и грибы» Л.Н. Толстого

Цель:

  1. продолжать учить детей связной и последовательной речи;
  2. добиваться от детей осмысленности и полного понимания текста;
  3. добиваться культуры изложения: интонационной выразительности, достаточной громкости, отчётливости произношения, обращения к слушателям.
  4. продолжать развивать артикуляционный аппарат, закрепляя правильное произношение шипящих звуков (ч, щ).
  5. позволить ребятам свободный пересказ, недословный, но с передачей основной мысли рассказа (переживания за родного человека);
  6. добиваться проявления ярко выраженной сопричастности к событиям в рассказе, откровенного переживания детей за судьбу героев произведения;
  7. углублять представление детей о семье (её членах, родственных отношениях);
  8. продолжать средствами художественной литературы духовно-нравственное развитие детей.
  9. продолжать формировать представление детей об опасных ситуациях и способах выхода из них.

Методические приёмы: беседа, вопросы; стихи; этюд драматизации (в конце занятия или после).

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация – развитие всех компонентов устной речи; развитие свободного общения.

Чтение художественной литературы — формирование интереса и потребности в чтении.

Социализация — развитие театрализованной игры, приобщение к нормам и правилам общества, в котором живёшь; развитие духовно-нравственных качеств; углубление представлений детей о семье.

Безопасность — формирование представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения и выхода из них.

Познание — расширение кругозора детей, получение новых жизненных знаний об окружающей действительности.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого; маски-подвески с изображением героев произведения (или элементы костюмов и атрибутов); изображения в корзине грибов съедобных и несъедобных.

План-схема ведения НОД.

1.Вводная беседа.

2.Чтение художественного произведения.

3.Беседа по содержанию прочитанного произведения.

4.Повторное чтение текста.

5.Пересказ детьми.

Ход занятия:

— Ребята, я принесла вам сегодня несколько книг: толстых и тонких, больших и маленьких, новых и зачитанных стареньких. Книга-это сокровище, которое раскрывает много тайн, передаёт большое количество знаний, учит уму разуму. Это самая большая драгоценность. Обратите внимание- многие книги оформлены золотом- настолько они ценны и значимы.

Обратите внимание на портрет человека на доске. Знаете ли вы кто это?

— (писатель Л.Н.Толстой).

-Л.Н.Толстой писал для взрослых, но он очень любил детей и писал интересные рассказы для них. Мы с вами прочитали почти многие его рассказы. Но один рассказ поразил нас больше всех. Сегодня мы его вспомним. Я прочитаю вам этот рассказ, а затем кто-то из вас его перескажет , а потом мы сделаем театральный этюд и покажем сценку из этого рассказа.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Девочка и грибы».

Вопросы по содержанию текста:

— Зачем девочки- сестры пошли в лес?

— Почему именно через железную дорогу девочкам нужно было переходить?

— Почему меньшая (младшая) девочка решила, что ей нужно перебежать на другую сторону дороги, а не вернуться назад?

— Что спасло девочку?

— Переживала ли за судьбу своей сестрёнки старшая сестра?

— Чем закончился поход в лес?

Повторное чтение.

Пересказ рассказа детьми.

1. Динамическая пауза «Приближается поезд».

Ребята встают со своих мест и движениями рук изображают вращение колёс,

имитируя звуки приближающегося поезда. Артикуляция звуков (ч,щ).

Показываем и объясняем артикуляцию детям. При произношении звука Ч- кончик языка соприкасается с верхними зубками, короткие прикосновения пропускают струю воздуха. При произношении звука Щ- плавная струя воздуха проходит в щель между спинкой языка и нёбом.

2. Динамическая пауза «По грибы».

Утром дети в лес пошли

И в лесу грибы нашли,

Наклонялись, собирали,

По дороге растеряли.

Ребята, давайте посмотрим какие же грибы принесла меньшая девочка (младшая сестра) домой. На магнитную доску крепятся съедобные и несъедобные грибы в корзине.

Опрос детей. Закрепление названий грибов.

(После этого можно сделать этюд драматизации с тремя главными действующими лицами: две сестры, машинист поезда, остальные ребята, сидящие на стульях пассажиры поезда)

Рефлексия.

-Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии? Что Вам больше всего понравилось?

Рассказ

Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая — перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи .Пересказ рассказа В.Катаева «По грибы»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?»

Занятие систематизирует у детей представление об осени в лесу, расширяет, уточняет и активизирует словарь детей; способствует развитию произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, ...

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию речи  Пересказ рассказа Сутеева В.Г. "Чей это гриб?"по опорным картинкам...

«Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой. ...

Сценарий осеннего праздника по рассказу В.Г. Сутеевой " Под грибом"

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. В процессе организации театрали...