«Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Грачева Людмила Ивановна
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект непрерывной образовательной деятельности

с дошкольниками в старшей группе

по ознакомлению с книжной культурой


Автор: Грачева Л.И.

Тема: «Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».

Интеграция образовательных областей:

ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Познавательное развитие»

Задачи: 

Воспитательные:

1) Воспитывать интерес детей к восприятию художественной литературы (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

2) Воспитывать у детей эмоционально-образное восприятие содержания рассказа, умение понимать скрытые мотивы поступков героев, оценивать их (ОО «Речевое развитие»).

3)  Воспитывать у детей умения соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом. (ОО «Познавательное развитие»).

Развивающие:

1) Развивать у детей умение слушать произведение художественной литературы (рассказ) (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

2) Развивать у детей знания о разнообразии грибов (съедобные - несъедобные), их названиях (ОО «Познавательное развитие»).

3) Развивать умения детей разгадывать загадки,  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения (анализировать); пересказывать, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги героев (ОО «Речевое развитие»).

4) Развивать умения детей откликаться на описываемые события, представлять в воображении героя рассказа; сравнивать поступки и мысли  героя со своими (ОО «Социально-коммуникативное развитие»).

Образовательные: 

1) С помощью художественного слова расширять знания детей о разнообразии грибов (съедобные - несъедобные), их названиях (ОО «Познавательное развитие»).

2) Развивать умения детей пользоваться разным приемам словообразования на примерах грибов; образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей (ОО «Речевое развитие»).

Материалы и оборудование:

1. Дидактический материал: серии картинок (грибы), подборка загадок о грибах.

2. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: магнитная доска

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение рассказа, загадывание и

разгадывание загадок, пересказ

Коммуникативная

Беседа по содержанию рассказа, обсуждение, разгадывание загадок,   рассказ детей о прогулках в лес, ситуативный разговор, подбор слов

Игровая

Словесные игры «Один – много». «Почему грибы

так называются?»

Познавательно-исследовательская

Рассматривание иллюстраций с грибами,

различение по назначению

Двигательная

Физкультминутка «По грибы»

Логика образовательной деятельности

Название этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-

целевой

Задает вопросы:                         - Какое сейчас наступило время года?                                              - Какие дары осень нам приготовила?

                                                   Предлагает послушать и отгадать загадки о грибах

                                            Демонстрирует иллюстрации    с грибами

Предлагает словесную игру «Почему грибы  так называются?»

                                                   Предлагает послушать рассказ Я. Тайца «По грибы».              

Отвечают на вопросы

                                         Отгадывают загадки

                           

Рассматривают, запоминают названия                                          

Подбирают (образовывают), слова-названия, объясняют свой выбор

                                                                                                                                     

                              Настраиваются на предстоящий вид деятельности

Закреплено знание о дарах осени – грибах (названия и разновидности),              умение отвечать на вопросы                                                                                                          

Проявляют интерес к художественному   слову

Сформированы знания о грибах                                          

Развито умение словообразования,  расширены знания о разнообразии грибов (съедобные - несъедобные), их названия                                                      

Заинтересованы

Содержательно-деятельностный

Читает рассказ Я. Тайца «По грибы».

Организует беседу-диалог о прочитанном:                                                                                                                          - Кто герои этого               рассказа?                                                      - Куда пошли Надя с бабушкой?                                            - Зачем они пошли в лес?              - Что сказал дедушка, провожая их в лес?                                - Что они делали в лесу?                          - Сколько набрала Надя и сколько  набрала бабушка?                   - Что произошло потом?                    - Что сказал дедушка, когда они вернулись?                                     - Почему Надя ответила   тихим голосом? Что она почувствовала?                                        - Как бы вы   поступили  на месте девочки?

Выборочно  спрашивает детей:   Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие грибы вы находили?                

Проводит физ. минутку «По грибы»

Читает повторно текст, с установкой на пересказ

Предлагает пересказать рассказ

Слушают чтение рассказа

Отвечают на вопросы, вспоминают события, описывают действия героев рассказа

                                 

                                            Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями

                             

                        Вспоминают, отвечают на вопросы из личного опыта

                                          Ловят мяч, образовывают существительные множественного числа именительного и родительного падежей

                                                     

                                          Внимательно слушают, запоминают                  

Пересказывают рассказ, передавая состояние и настроение героев. выслушивают рассказы сверстников

Развито умение  слушать произведение

Развито умение отвечать на группы   вопросов   по прочитанному произведению (анализ), память

Развито воображение, умение сравнивать поступки героя с своими, представлять себя на месте героя рассказа                              

Развита память, желание делиться своими впечатлениями

                                          Развито умение образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей, снято физическое напряжение      

Развито внимание, интерес к художественному произведению

Владеют умением пересказывать литературное произведение близко к тексту, передают диалоги героев; умеют давать оценку характера и  поступкам персонажей

Оценочно-рефлексивный

Подводит итог

Обмениваются впечатлениями

Положительно настроены к чтению художественной литературы

Методы и приемы:

Словесные: чтение, беседа по прочитанному, загадывание загадок, пересказ, участие в беседе, словесные игры.

                                                                                                                                                           Игра «Почему грибы так называются?»                                                                                                        Мы подумаем и скажем, за что гриб так называем.                                                                                                  

- Как называется гриб, который растет под березой?  (Подберезовик.) Как вы думаете, почему он так назван?

- Как называется гриб, который растет под осиной?  (Подосиновик.) Как вы думаете, почему он так назван?

- Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)

- Как называются грибы с рыжими шляпками?  (Рыжики, лисички.)

- Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках?  (Опята.)

- Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой?  (Волнушка.)

- Как называются грибы с маслянистыми шляпками?  (Маслята.)

- Какой гриб носит название дикого животного?  (Лисичка.) Почему его так назвали?

- Какие грибы названы в честь дождя?  (Дождевики.)

- Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)

- Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы нельзя есть? Как они называются? (Несъедобные.)

Рассказ Я. Тайца «По грибы».

Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:

- Ну-ка, кто больше наберет!

Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади - половинка. Надя сказала:

- Бабушка, давай меняться лукошками!

- Давай!

Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:

- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!

Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:

- Это вовсе не мое лукошко. Это вовсе бабушкино.

Наглядные: демонстрация иллюстраций.

Практические: выполнение действий,

Физ.минутка: игра «По грибы»  (с мячом)

По грибы мы идем, И в корзинку их кладем

Мы волшебники немного, Гриб один, а станет много.

Воспитатель кидает мяч ребенку и называет гриб - ПОДОСИНОВИК–  дети говорят во множественном числе - подосиновики –- много подосиновиков - и кидают мяч обратно и т.д.).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речм в средней группе. Пересказ рассказа Я.Тайца. "Поезд".

Учить детей пересказывать небольшой рассказ.  Учить самостоятельно пересказывать рассказ; выделять звук «С» в словах.    Развивать умение выразительно передавать прямую речь персо...

Конспект НОД (речевое развитие) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»

Конспект НОД (речевое развитие) для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  Пересказ рассказа  Я. Тайца «Поезд»Цель : познакомить детей с произведением Я. Тайца «Поезд». Развивать р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Пересказ рассказа Я.Тайца "Поезд"

Конспект НОД по обучению детей пересказу, развитию грамматически правильной, связной  речи....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».

Занятие по развитию речи в средней группе.Перессказ рассказа "Поезд"....

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе по теме: пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе по теме: пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»...

НОД "Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».Цель: создание условий для успешного пересказа детьми небольшого, впервые прочитанного текста (рассказ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Обучение пересказу детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».

ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».ЗАДАЧИ:1. Коррекционно-развивающие: - Развивать уверенность в своих силах.- Развивать память, точность движений рук.- Развивать внимание, мышлен...