Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Конспект непосредственной образовательной деятельности  по речевому развитию  в старшей группе «Зимушка-зима»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_4.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение к критериям 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

    Конспект

    непосредственной образовательной деятельности

    по речевому развитию  в старшей группе

    «Зимушка-зима»

    воспитателя Пуленец Любови Федоровны

    2012-2013 учебный год


    Конспект  непосредственно образовательной деятельности

    детей в старшей  группе в технологии ситуации деятельностного подхода Л. Г. Петерсон на тему: «Зимушка – зима»

    Интеграция  образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

    Тема: «Зимушка - зима».

    Цель: уточнить знания детей о зиме, зимних природных явлениях;  развивать способность детей составлять творческие рассказы из личного опыта о зиме.

    Методы и приемы:

    практические: рисование на тему «Зима»; творческое задание «Укрась дерево снежинками», динамическая пауза «Новогодний хоровод» сл. Н.Соловьёвой, муз. Г.Струве

    наглядные: демонстрация репродукций картин с зимним пейзажем И.И.Сурикова «Зима», А.К.Саврасова «Зимний пейзаж», И.Э.Грабаря «Иней», рассматривание детских рисунков; оформление группы «Зимний лес» (деревья, покрытые инеем), украшенная ёлка к празднику.

    словесные: беседа о зиме; чтение художественного произведения
    И. Сурикова «Белый снег»; дидактическая игра «Зимние слова», игровое упражнение «Исправь ошибку»; загадки с зимним содержанием, составление рассказов на тему «За что я люблю зиму»

    Материалы к занятию:

    демонстрационный: репродукции картин с изображением зимней природы, фонограмма пьесы «Декабрь. Святки.» (из цикла «Времена года» П.И.Чайковского), фонограмма «Новогодний хоровод», сл. Н.Соловьёвой, муз. Г.Струве, письмо от Незнайки, ёлка, украшенная игрушками

    раздаточный: тонированные листы бумаги, стаканы с водой, кисточки разных размеров, гуашь, тканевые салфетки.

    Ход НОД:

    1. Введение в  ситуацию.

    Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в образовательную деятельность.

    Дети сидят полукругом.

    - Послушайте, ребята, стихотворение.

    Чтение стихотворения И.Сурикова «Белый снег» (читает ребёнок)

     Дидактическая задача: 

    Познакомить детей со стихотворением И.Сурикова «Белый снег», способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к художественному слову.

    - О каком времени года говорится  в стихотворении?

    - Сегодня мы поговорим о зиме.

    2. Актуализация знаний.

    2.1. Беседа по теме:

    Дидактическая задача: 

    Уточнить знания детей о зимних природных явлениях: снегопад, метель, вьюга; о свойствах снега и льда: холодный, мокрый, при нагревании тает, при охлаждении замерзает.

    Показать простейшие связи между явлениями в природе: во время снегопада дует сильный ветер - метель, зимой на улице сильный мороз – вода замерзает; взаимосвязях явлений природы с жизнью человека: на улице мороз – люди надевают тёплую одежду.

    Обогатить словарный запас детей словами: «иней», «метель», «снегопад».

    Вопросы:
    - Что происходит в природе зимой?

    - Как называют сильный снег?

    - Какой бывает снег?

    - Что происходит с  водой на морозе?

    - Какой бывает лёд?

    - Что вы можете сказать о зимнем воздухе?  

    - Чем отличается температура воздуха зимой  и летом?  

    - Какие зимой дни и ночи?

    - Как меняется солнце в зимнее время года?

    - Что можно сказать о зимнем ветре?

    - Как называется явление  - когда дует ветер и одновременно идёт снег?
    - Какие стоят деревья и кустарники зимой?  
    - Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь?
    - Во что одеваются люди зимой? Почему?

    - А какие зимние месяцы вы знаете?

    2.2. Дидактическая игра «Зимние слова»

    Дидактическая задача: Развивать слуховое восприятие, внимание и логическое мышление.

    - Поиграем в игру «Зимние слова». Когда услышите слово, связанное с зимой, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

    ( Снежинка, тепло, Новый год, санки, лёд, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи, лето, коньки, арбуз, каток, сосулька).

    (Дети хлопают в ладоши, когда слышат «Зимние слова)

    2.3. «Отгадай загадку»

    Дидактическая задача: развивать образность, эмоциональность речи, логическое мышление; активизировать словарь детей словами: «зима», «лёд», «снежинка», «метель», «сосульки», «коньки», «лыжи», «санки».

    Предлагаю задание: Ваши друзья загадают загадки о зиме, а вы их отгадайте.

    (Дети поочерёдно подходят к зимнему дереву, загадывают загадки и украшают дерево снежинками)

    Все его зимой боятся                                

    Больно может он кусаться

    Прячьте уши, щёки, нос,

    Ведь на улице ... (мороз)

    С неба он летит зимой,

    Не ходи теперь босой,

    Знает каждый человек,

    Что всегда холодный ... (снег)

    Под ногами у меня

    Деревянные друзья.

    Я на них лечу стрелой,

    Но не летом, а зимой. (лыжи)

    Не сосите, сорванцы

    Ледяные леденцы!

    Сам глотаю я пилюльки,

    Потому что ел ... (сосульки)

    Он из снега одного,

    Из морковки нос его.

    Чуть тепло, заплачет вмиг

    И растает ... (снеговик)

    Он когда-то был водой,

    Но сменил вдруг облик свой.

    И теперь под Новый год

    На реке мы видим ... (лед)

    Он и добрый, он и строгий

    Бородой до глаз зарос,

    Красноносый, краснощекий,

    Наш любимый ... (Дед Мороз)

    Если лес укрыт снегами,

    Если пахнет пирогами,

    Если елка в дом идет,

    Что за праздник? ... (Новый год)

    3. Затруднение в игровой ситуации.

    3.1. Игра «Придумай свою загадку»

    Дидактические задачи: Создать мотивационную ситуацию для упражнения; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

    тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

    Предлагаю детям сочинить свою загадку о зиме. Дети предлагают свои варианты загадок. Выслушиваем все варианты.

    - Что нужно сделать, чтобы получились правильные и красивые загадки, как у поэтов и писателей? (ответы детей)

    4. Открытие нового знания.

    4.1. Показ ЭМП «Зимушка - зима»

    Дидактическая задача: обогатить знания детей о зиме, как чудесном времени года (красота природы, зимние игры и шутки, зимние  праздники).

    Во время просмотра ЭМП проводится беседа:

    - Какие праздники мы отмечает зимой?

    - Как мы отмечали Новый год?

    - Чем вам запомнился праздник?

    - Какие зимние развлечения вы знаете?

    -В какие игры вы любите играть зимой?

    - Мы встречали Новый год, водили вокруг ёлки хороводы, пели песни о зиме и читали стихи. Вспомним «Новогодний хоровод»

    4.2. Динамическая пауза «В декабре» («Новогодний хоровод», сл. Н.Соловьёвой, муз. Г.Струве)

    Дидактическая задача: совершенствовать умения выполнять хореографические движения в сочетании со словами.

    4.3. Составление творческих рассказов на тему «За что я люблю зиму»

    Дидактические задачи: развивать способность детей составлять творческие рассказы из личного опыта; уметь сочетать существительные с прилагательными: зима снежная, снег белый, лёд холодный и глаголами: наступила снежная зима, выпал белый снег; формировать разговорную речь детей и побуждать к желанию общаться.

    (дети встают и составляют рассказы)

    Оценка рассказам детей.

    - Какие рассказы вам понравились больше всего и почему?

    5. Включение нового знания в систему знаний.

    5.1. Дидактическая игра «Исправь ошибку»

    - К нам в детский сад пришло необычное письмо от Незнайки, в котором он рассказывает о том, что такое зима. Да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.

    Чтение письма от Незнайки.

     «Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!»

    - Какие ошибки допустил Незнайка в своём письме.

    - Как сказать правильно?

    6. Осмысление.

    6.1.Слушание музыки и рисование на тему «Зима»

    Дидактические задачи: формировать желание отражать красоту природы в рисовании на тему «Зима»; совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.                                                                  

    Дети сидят за столами, на столе приготовлены тонированные листы и материал для рисования.                                                                                        

     -  Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков.  Попробуйте сами нарисовать картину на зимнюю тему. Вы будете работать под музыку Петра Ильича Чайковского. Пьеса называется «Декабрь. Святки».

    Дети рисуют, после окончания работы рассматривают рисунки.

    - Какие красивые получились у вас рисунки! Молодцы!

    6.2.Итог занятия.

    Дидактические задачи: восстановить в памяти детей, то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

    - О чём мы сегодня беседовали?

    - Теперь вы сможете сочинить  загадку или рассказ о зиме?  

     - Как вам это удалось?

    - Какие знания, умения и личностные качества вам пригодились на занятии?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения.

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника

    Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательно-речевому развитию " Грибы - грибочки".

    Использование современных образовательных технологий:1. Здоровьесберегающая технология. 2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.3. Информационно-коммуникативная технология.4. Игро...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы, имеющих речевые нарушения «Школа безопасности»

    На занятии дети учатся правильно и адекватно вести себя при возникновении пожара и закрепляют знания о пожарной безопасности; отвечать на вопросы полным предложением, составлять предложения по м...

    План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"

    Задачи: 1.  Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: « Зимушка -зима»

    Закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «В гости к Зимушке зиме»

    Формы реализации Программы: беседа, просмотр сладов к презентации, отгадывание загадки, игровые упражнения, решение проблемной ситуации, развивающая игра, беседа-диалог, приемы здоровьесберегающих тех...