НОД " Сказка ложь, да в ней намек"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Задачи:
Образовательные:
-повторить и закрепить знания о звуках
продолжать учить различать гласные и согласные звуки
совершенствовать диалогическую устную речь
совершенствовать в анализе словесно
закрепить умения делить слова на слоги
совершенствование грамматического строя речи
Развивающие
развивать  логическое мышление внимание
развивать связную речь
развивать мелкую моторику пальцев рук
умение отвечать на вопросы распространенным предложением
фонематический слух

способствовать развитию звукового анализа
Воспитательные
воспитывать чувство доброжелательности отзывчивости
воспитывать интерес к сказкам
воспитывать у детей умения работать в коллективе
Оборудование
 Оформление зала по мотивам сказки “Гуси-лебеди”( печка ,яблоня ,речка ,избушка),
игрушка ежик, иллюстрация Бабы-Яги ,мнемотаблицы”Печка”,”Ежик”,4 прямоугольников синего цвета, 3 круга красного цвета, рыбки-схемы, клубок ниток, схемы бусы( на каждого ребенка), большой клубок ниток, 2 корзинки с цифрами, муляж яблоко, предметные картинки(яблоки, камни), лабиринт, электронная физминутка для глаз “ В лесу”, презентация “Звуки потерялись”, магнитная доска, магнитофон, аудиокассета с записью звуков леса, речки.
    Ход:
Маша:
Как у наших у ворот
Собирается народ.
Здравствуйте, добры молодцы,
Да красны девицы.
-Ребята, сегодня мы отправляемся  в путешествие по сказке “Гуси-лебеди”
Подвижная игра с элементами чистоговорки
Маша: У меня для вас игра “Ворон”,
Вы не против детвора?
За руку беритесь дружно.( ходят по кругу)
Ой, ребята та-ра-ра, та-ра-ра
На лугу стоит гора.
А на той горе дубок( в другую сторону)
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах( выставляют поочередно правую затем левую ногу)
В позолоченных серьгах()
Черный ворон на дубу()
Он играет во трубу
Ду-ду-ру, бу-бу-ду
Труба ладная,
Песня складная.()
Маша: Ой, заигралась я с вами, а про братца своего Иванушку, совсем забыла.()

Дидактическая игра “Эхо”
-Ребята, помогите мне позвать Иванушку. Я один разок, а вы три раза, громко, тихо и шепотом.
“Иванушка, отзовись!”
Пронеслись над лесом
Тени синие
Промелькнули в небе
Крылья сильные
Перьями коснулись
Травушки.
Унесли с собой Иванушку.
Маша: Ребята, посмотрите, чьи перышки, кто моего братца унес?
Дети: Иванушку гуси-лебеди унесли.
Маша: Милые ребята, вы мне поможете братца Иванушку найти?
Дети: Поможем.
Маша: А с трудностями на пути справитесь?
Дети: Справимся
Маша: Времени терять не будем зря,
                Отправляемся друзья.
                А поможет нам волшебный клубок.

Пальчиковая гимнастика”Волшебный клубочек”
Наматываем ленту на клубочек, прокатываем клубочек между ладонями вверх и вниз с проговариванием слов:

Клубочек верный помоги,
К Ване дорожку покажи!
Задание”Кузовок”
Воспитатель предлагает всем играющим кузовок со словами:
-Вот вам кузовок, клади в него клубок тот,  чье имя начинается на звук [в] и т.д
Ребенок кладет клубок, называет звук, определяет, какой он- гласный или согласный
Ребенок кладет клубок называет звук определяет какой он
а теперь возьмитесь за руки и закройте глаза воспитатель достает из корзинки большой клубок посмотрите что стало с нашим клубком мы передали им наше хорошее настроение т они стали одним большим клубком
прокатываем клубок появляется печка слайд печка
Маша что встретилось нам на пути
Дети: Печь.
-Печка просит нас помочь ей составить красивый рассказ про нее:


Дыхательная гимнастика.
“Печка пыхтит” .Поставить руки на пояс. Вдохнуть через нос, поднимая плечи, на продолжительном выдохе произносить “пы-ы-ых-х-х”(“Пых-пах-пох!Пых-пих-пых-пих!”,стараясь чтобы звук был ровный, не прерывистый.


Глянь, баранки, калачи
С пылу, с жару, из печи-
Так румяны, горячи!
(фу –фу- фу,- фу-фу- фу -поочередно дуем на ладошки)

-Печь рисунки углем рисовала
и при этом она все мечтала.
Вы их ребята ,рассмотрите
и о печке расскажите
Мнемотаблица “Печка”
-Рассмотрим таблицу: Назовите слова, состоящие из одного слога, отличающиеся одним звуком.



-Придумаем красивое предложение к каждому рисунку.
дети в доме стоит печь
в каком доме. Большом светлом деревянном
Повтори: В большом, деревянном доме стоит печь
-Что могут дрова рассказать о печке?
Дети: Печку топят дровами.
Какими дровами?(сухими, березовыми)

Скажем вместе: Печку топят сухими березовыми  дровами.
Дети: из трубы идет дым  (какой дым? Серый, белый)

Повтори: Из трубы идет серый дым.
Дети: В печи испекли вкусные пирожки.
На печи греется кот.
Маша:
Вы придумали много предложений,  а потерь, кто, составит рассказ о печке?
(по желанию ребенок рассказывает весь рассказ).
Анализ словесного состава предложения “На печи греется кот”
Сколько слов в предложении. Составьте схему этого предложения.
Назовите первое слово, второе слово, третье слово, четвертое. Измените предложение так, чтобы в нем стало пять слов.
Маша:
Печке понравился наш рассказ, и она пропускает нас.
 
надо,  надо торопиться
нас торопят ноженьки
да зовет дороженька
вот и яблонька у нас на пути

Физминутка ,Пальчиковая гимнастика
У дороги яблонька стоит,
(руки сплести над головой, пальцы разжаты)
На ветке яблочко висит.
(сложить запястья вместе)
Сильно ветку я потряс,
(руки над головой движения вперед назад)
Вот и яблочко у нас.
(ладони перед грудью имитируют что держат яблоко)
В сладко яблочко вопьюсь,
(соединить запястья ладони развести)
Ах , какой приятный вкус

-Ты нам яблонька дорогу покажи,
Где нам братца моего найти.
Прокатить клубочек
-Веточками яблоня качает
И игру нам предлагает.
Дидактическая игра “Собери яблоки”
Дети делятся на 2 подгруппы. Одна группа собирает в корзину яблоки- картинки, в названии которых 2 слога, а другая- в названии которых 3 слога.
Дидактическое упражнение “Большой- маленький”
Посмотрите,  у меня волшебное яблоко. С его помощью мы станем волшебниками.
Мы волшебники немножко,
Был большим, а станет крошкой.
Воспитатель передает ребенку яблоко и называет слово. Задание: определить количество слогов в слове и изменить слово так, чтобы количество слогов в нем увеличилось.
Терем-теремок
Кузов-кузовок
Короб-коробок
Пень-пенек
Конь-конек
Маша: Яблонька с нами поиграла и веточками нам дорогу к речке показала. Вот и речка у нас на пути

Баба Яга на ступе летала, нас увидала.
Чтобы мы не прошли
Ванюшку не унесли: Молочную речку заколдовала
и камнями закидала,
-Ребята, речку мы в беде не бросим?

Дидактические упражнение “Назови звук”
На “камнях” прикреплены картинки. Каждый ребенок берет “камень”, выполняет задание и убирает его. Задание: назвать звук, на который начинается слово, определить ,какой он – согласный или гласный.

(фонограмма
“Речка”)
 Слышите, ребята речка нас благодарит.
Маша: Сделали доброе дело и отправились по дороге смело.

Фонограмма “лес, птицы”(говорю загадочно под фонограмму)
 Вот стоит волшебный лес,
 Полон он загадок и чудес
 Здесь деревья стоят
И листвою шелестят.
Релаксация”Лес”
Электронная зрительная физминутка”В лесу ”
Работа по мнемотаблице” Загадка про ежика”
-Перед нами зашифрована загадка, ее надо отгадать.
-Может кто-то уже готов, отгадать зашифрованную загадку.
-Как вы догадались, что это ежик?
-С чем, ежика сравнивают в загадке?
Дети: с мешком и иголками.
Маша: -Что общего между Ежиком и картинками вокруг него?
Игра”Что общего?”
Маша: Что может быть общего, между кошкой и ежиком?
Дети: Ежик пьет молоко и ловит мышей, как кошка.

Дидактическое упражнение “Лабиринт из букв”
Для того чтобы попасть к Бабе Яге, необходимо вспомнить все гласные звуки. Каким цветом обозначаются гласные звуки?(ответы детей).
Правильно, гласные звуки обозначаются красным цветом. У вас в руках у каждого красные квадратики, с помощью которых мы на игровом поле закроем все гласные буквы. Если правильно выполним задание, то у нас получится тропинка к избушке Бабы Яги. Ну, что, готовы?(Дети выполняют задание, проверяется правильность его выполнения).

Перед нами избушка
А в избушке старушка
Кто она?
Дети:Баба Яга.
Маша: Баба Яга хитра….
Задание любит задавать она.
Если справимся, то она отдаст нам Ванюшку.
Перед нами волшебный поезд в вагоны поезда помещаются те предметы, которые начинаются на букву: А,Б,В,Г.
Маша:
Понравились вы ребята Бабе Яге, выдержали все испытания, и она отдает нам Иванушку
Братца Ванечку возьмем,
И по хоженой дорожке(металлофон – музыка)
Вместе все домой пойдем.
Вот и дорога позади.
Наконец-то мы во двор пришли.
-Вы ребята всем расскажите, по какой сказке мы путешествовали? Кто ее автор?
-Кого повстречали?
-Ребята, что нам помогло справиться с трудностями и найти моего братца?
Дети: дружба
По работе и награда. В саду у моего батюшки уродились яблочки:
Вы настоящие друзья, не зря говорят:”Друзья познаются в беде”
Сказка двери закрывай, в детский сад нас отпускай.(Поворот вокруг себя)
Ну, а нам пора прощаться
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять
Вас, детишки, будет ждать!



 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_skazka_lozh.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:
Образовательные:
-повторить и закрепить знания о звуках
продолжать учить различать гласные и согласные звуки
совершенствовать диалогическую устную речь
совершенствовать в анализе словесно
закрепить умения делить слова на слоги
совершенствование грамматического строя речи
Развивающие
развивать  логическое мышление внимание
развивать связную речь
развивать мелкую моторику пальцев рук
умение отвечать на вопросы распространенным предложением
фонематический слух

способствовать развитию звукового анализа
Воспитательные
воспитывать чувство доброжелательности отзывчивости
воспитывать интерес к сказкам
воспитывать у детей умения работать в коллективе
Оборудование
Оформление зала по мотивам сказки “Гуси-лебеди”( печка ,яблоня ,речка ,избушка),
игрушка ежик, иллюстрация Бабы-Яги ,мнемотаблицы”Печка”,”Ежик”,4 прямоугольников синего цвета, 3 круга красного цвета, рыбки-схемы, клубок ниток, схемы бусы( на каждого ребенка), большой клубок ниток, 2 корзинки с цифрами, муляж яблоко, предметные картинки(яблоки, камни), лабиринт, электронная физминутка для глаз “ В лесу”, презентация “Звуки потерялись”, магнитная доска, магнитофон, аудиокассета с записью звуков леса, речки.
   Ход:
Маша:
Как у наших у ворот
Собирается народ.
Здравствуйте, добры молодцы,
Да красны девицы.
-Ребята, сегодня мы отправляемся  в путешествие по сказке “Гуси-лебеди”
Подвижная игра с элементами чистоговорки
Маша: У меня для вас игра “Ворон”,
Вы не против детвора?
За руку беритесь дружно.( ходят по кругу)
Ой, ребята та-ра-ра, та-ра-ра
На лугу стоит гора.
А на той горе дубок( в другую сторону)
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах( выставляют поочередно правую затем левую ногу)
В позолоченных серьгах()
Черный ворон на дубу()
Он играет во трубу
Ду-ду-ру, бу-бу-ду
Труба ладная,
Песня складная.()
Маша: Ой, заигралась я с вами, а про братца своего Иванушку, совсем забыла.()

Дидактическая игра “Эхо”
-Ребята, помогите мне позвать Иванушку. Я один разок, а вы три раза, громко, тихо и шепотом.
“Иванушка, отзовись!”
Пронеслись над лесом
Тени синие
Промелькнули в небе
Крылья сильные
Перьями коснулись
Травушки.
Унесли с собой Иванушку.
Маша: Ребята, посмотрите, чьи перышки, кто моего братца унес?
Дети: Иванушку гуси-лебеди унесли.
Маша: Милые ребята, вы мне поможете братца Иванушку найти?
Дети: Поможем.
Маша: А с трудностями на пути справитесь?
Дети: Справимся
Маша: Времени терять не будем зря,
               Отправляемся друзья.
               А поможет нам волшебный клубок.

Пальчиковая гимнастика”Волшебный клубочек”
Наматываем ленту на клубочек, прокатываем клубочек между ладонями вверх и вниз с проговариванием слов:
Клубочек верный помоги,
К Ване дорожку покажи!
Задание”Кузовок”
Воспитатель предлагает всем играющим кузовок со словами:
-Вот вам кузовок, клади в него клубок тот,  чье имя начинается на звук [в] и т.д
Ребенок кладет клубок, называет звук, определяет, какой он- гласный или согласный
Ребенок кладет клубок называет звук определяет какой он
а теперь возьмитесь за руки и закройте глаза воспитатель достает из корзинки большой клубок посмотрите что стало с нашим клубком мы передали им наше хорошее настроение т они стали одним большим клубком
прокатываем клубок появляется печка слайд печка
Маша что встретилось нам на пути
Дети: Печь.
-Печка просит нас помочь ей составить красивый рассказ про нее:


Дыхательная гимнастика.
“Печка пыхтит” .Поставить руки на пояс. Вдохнуть через нос, поднимая плечи, на продолжительном выдохе произносить “пы-ы-ых-х-х”(“Пых-пах-пох!Пых-пих-пых-пих!”,стараясь чтобы звук был ровный, не прерывистый.


Глянь, баранки, калачи
С пылу, с жару, из печи-
Так румяны, горячи!
(фу –фу- фу,- фу-фу- фу -поочередно дуем на ладошки)

-Печь рисунки углем рисовала
и при этом она все мечтала.
Вы их ребята ,рассмотрите
и о печке расскажите
Мнемотаблица “Печка”
-Рассмотрим таблицу: Назовите слова, состоящие из одного слога, отличающиеся одним звуком.



-Придумаем красивое предложение к каждому рисунку.
дети в доме стоит печь
в каком доме. Большом светлом деревянном
Повтори: В большом, деревянном доме стоит печь
-Что могут дрова рассказать о печке?
Дети: Печку топят дровами.
Какими дровами?(сухими, березовыми)

Скажем вместе: Печку топят сухими березовыми  дровами.
Дети: из трубы идет дым  (какой дым? Серый, белый)

Повтори: Из трубы идет серый дым.
Дети: В печи испекли вкусные пирожки.
На печи греется кот.
Маша:
Вы придумали много предложений,  а потерь, кто, составит рассказ о печке?
(по желанию ребенок рассказывает весь рассказ).
Анализ словесного состава предложения “На печи греется кот”
Сколько слов в предложении. Составьте схему этого предложения.
Назовите первое слово, второе слово, третье слово, четвертое. Измените предложение так, чтобы в нем стало пять слов.
Маша:
Печке понравился наш рассказ, и она пропускает нас.

надо,  надо торопиться
нас торопят ноженьки
да зовет дороженька
вот и яблонька у нас на пути

Физминутка ,Пальчиковая гимнастика
У дороги яблонька стоит,
(руки сплести над головой, пальцы разжаты)
На ветке яблочко висит.
(сложить запястья вместе)
Сильно ветку я потряс,
(руки над головой движения вперед назад)
Вот и яблочко у нас.
(ладони перед грудью имитируют что держат яблоко)
В сладко яблочко вопьюсь,
(соединить запястья ладони развести)
Ах , какой приятный вкус

-Ты нам яблонька дорогу покажи,
Где нам братца моего найти.
Прокатить клубочек
-Веточками яблоня качает
И игру нам предлагает.
Дидактическая игра “Собери яблоки”
Дети делятся на 2 подгруппы. Одна группа собирает в корзину яблоки- картинки, в названии которых 2 слога, а другая- в названии которых 3 слога.
Дидактическое упражнение “Большой- маленький”
Посмотрите,  у меня волшебное яблоко. С его помощью мы станем волшебниками.
Мы волшебники немножко,
Был большим, а станет крошкой.
Воспитатель передает ребенку яблоко и называет слово. Задание: определить количество слогов в слове и изменить слово так, чтобы количество слогов в нем увеличилось.
Терем-теремок
Кузов-кузовок
Короб-коробок
Пень-пенек
Конь-конек
Маша: Яблонька с нами поиграла и веточками нам дорогу к речке показала. Вот и речка у нас на пути

Баба Яга на ступе летала, нас увидала.
Чтобы мы не прошли
Ванюшку не унесли: Молочную речку заколдовала
и камнями закидала,
-Ребята, речку мы в беде не бросим?

Дидактические упражнение “Назови звук”
На “камнях” прикреплены картинки. Каждый ребенок берет “камень”, выполняет задание и убирает его. Задание: назвать звук, на который начинается слово, определить ,какой он – согласный или гласный.

(фонограмма “Речка”)
Слышите, ребята речка нас благодарит.
Маша: Сделали доброе дело и отправились по дороге смело.

Фонограмма “лес, птицы”(говорю загадочно под фонограмму)
Вот стоит волшебный лес,
Полон он загадок и чудес
Здесь деревья стоят
И листвою шелестят.
Релаксация”Лес”
Электронная зрительная физминутка”В лесу ”
Работа по мнемотаблице” Загадка про ежика”
-Перед нами зашифрована загадка, ее надо отгадать.
-Может кто-то уже готов, отгадать зашифрованную загадку.
-Как вы догадались, что это ежик?
-С чем, ежика сравнивают в загадке?
Дети: с мешком и иголками.
Маша: -Что общего между Ежиком и картинками вокруг него?
Игра”Что общего?”
Маша: Что может быть общего, между кошкой и ежиком?
Дети: Ежик пьет молоко и ловит мышей, как кошка.

Дидактическое упражнение “Лабиринт из букв”
Для того чтобы попасть к Бабе Яге, необходимо вспомнить все гласные звуки. Каким цветом обозначаются гласные звуки?(ответы детей).
Правильно, гласные звуки обозначаются красным цветом. У вас в руках у каждого красные квадратики, с помощью которых мы на игровом поле закроем все гласные буквы. Если правильно выполним задание, то у нас получится тропинка к избушке Бабы Яги. Ну, что, готовы?(Дети выполняют задание, проверяется правильность его выполнения).

Перед нами избушка
А в избушке старушка
Кто она?
Дети:Баба Яга.
Маша: Баба Яга хитра….
Задание любит задавать она.
Если справимся, то она отдаст нам Ванюшку.
Перед нами волшебный поезд в вагоны поезда помещаются те предметы, которые начинаются на букву: А,Б,В,Г.
Маша:
Понравились вы ребята Бабе Яге, выдержали все испытания, и она отдает нам Иванушку
Братца Ванечку возьмем,
И по хоженой дорожке(металлофон – музыка)
Вместе все домой пойдем.
Вот и дорога позади.
Наконец-то мы во двор пришли.
-Вы ребята всем расскажите, по какой сказке мы путешествовали? Кто ее автор?
-Кого повстречали?
-Ребята, что нам помогло справиться с трудностями и найти моего братца?
Дети: дружба
По работе и награда. В саду у моего батюшки уродились яблочки:
Вы настоящие друзья, не зря говорят:”Друзья познаются в беде”
Сказка двери закрывай, в детский сад нас отпускай.(Поворот вокруг себя)
Ну, а нам пора прощаться
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять
Вас, детишки, будет ждать!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально- театрализованное представление к празднику " ДЕнь Матери" . " Сказка ложь , да в ней намек,,!

Сценарий построен на интеграции разлтичных  образовательных областей. В представлении принимают участие дети, педагоги и родители....

Сценарий театральной сказки «Сказка ложь, да в ней намек»

Главная цель  в театральной деятельности - развить творческие способности у детей  сред­ствами театрального искусства. Занятие театральной деятельностью развивают у детей смекалку, спос...

Творческий проект "Сказка - ложь, да в ней намек..." (р.н. сказка "Теремок")

«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем».В.А.Сухомлинский.     Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надежд...

Воспитание сказкой "Сказка - ложь, да в ней намек....."

До какого – то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает де...

ПРОЕКТ «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки»).

laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»  (В.А. Сухомлинский)Актуальность.В настоящее время мы всё ...

Викторина по сказкам для детей дошкольного возраста «Сказка - ложь, да в ней намек...»

Развивать активное мышление детей; вызвать интерес к фольклорным произведениям....

В рамках тематической недели в нашем саду прошли такие мероприятия: Кукольный театр по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намек…»

В рамках тематической недели в нашем саду прошли такие мероприятия:Кукольный театр по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намек…»Акция «Здоровое сердце» прош...