Главные вкладки

    Формирование познавательных способностей и развитие связной речи во второй младшей группе через проектную деятельность
    проект по развитию речи (младшая группа) на тему

    Развитие речи - одна из главных задач воспитателя в детском саду. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_rechi.docx23.7 КБ
    PDF icon proekt_frukty.pdf2.96 МБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование познавательных способностей и развитие связной речи

    во второй младшей группе через проектную деятельность»

     

               Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения,

     а родители и педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

               Именно в детстве происходит зарождение личности, осознание  «я» (мой пол, мой возраст, мои интересы, способности, мои отношения со сверстниками).

               Также именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.

               Еще К.Д. Ушинский писал: «Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством». Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной.

             По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

               Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

               Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

    - ухудшение состояния здоровья детей

    - существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

    - глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

    - дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

               Поэтому, я считаю, что  речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов ДОУ.

               Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.

                       Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести  целенаправленную, последовательную педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных методов и собственных речевых упражнений ребенка.

               Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и  совершенствует познавательную деятельность детей.

               Целью познавательно – речевого  развития  является:

    - всестороннее развитие личности ребенка;

    - приобщение к человеческим ценностям;

    - формирование творческого воображения, развития любознательности, как основы познавательной активности; -развитие речи.

       Задачи:

    - способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

    - обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

    - формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

    - создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

     - поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

    -привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

               При организации познавательно-речевого развития детей, я опираюсь на следующие направления:

    1. Совершенствование собственной речи.

    Дошкольник, проводящий большую часть в детском саду, воспринимает нашу речь, как образец. Поэтому при общении с ребенком, необходимо говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особое внимание обращаю на произношение длинных и незнакомых слов.

    1. Формирование представлений об окружающем мире.

    Здесь дети учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо; выбирать, как поступить, чтобы потом не было стыдно.

    1. Развитие любознательности.

    Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие.

    4. Сенсорное воспитание.

    Так как для ребенка-дошкольника, познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

    1. Игра.

    Является одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств.

               Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

    1. Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

               В группе созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Аптека», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Библиотека», «Шоферы», «Летчики», «Моряки».

               В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. В этих играх имеется готовый сюжет, а характер и действия героев определяются содержанием произведения. Театрализованная игра приобщает детей к творческой художественной деятельности и к искусству. Она способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

               Содержание проводимых мною театральных занятий включает себя:

    - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

    - разыгрывание разнообразных сценок и сказок;

    - упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

               В группе имеются разные виды театров: би-ба-бо , настольный театр игрушек, настольный театр картинок, кукольный театр («Репка», «Колобок»), пальчиковый театр, теневой. Изготовлены реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей: ширма для кукольного театра, костюмы, маски к сказкам «Три медведя», «Колобок».                                      

    2. Строительно-конструктивные игры.

    В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.

                Под  руководством воспитателя дети овладевают  словарем, то есть обогащается речь, выражающая  названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т.д.

    3. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка.

    Дидактическая игра создается  специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, активизируется его речь.

               В группе предоставлены для детей разнообразные дидактические игры, большая часть которых сделана своими руками .

               Это настольно-речевые дидактические игры, содержащие в основе парность картинок, принцип разрезных картинок,  сюжетных картинок, которые очень привлекают детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети-дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия. Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

               Также в группе имеются настольно-печатные игры: «Домино», «Лото», «Мозаика»(настольная, напольная), «Пазлы» различной модификации;

    игровые наборы: «Сложи узор», «Изучаем время суток», «Дорожные знаки», «Цифры», «Буквы».

                  В группе собрана картотека по артикуляционной гимнастике, пальчиковой игре, физкультминуток, которые играют большую роль  в развитии связной речи,

               Весь этот материал позволяет детям при желании воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

    4. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

                 В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.

                В группе традиционно проводится непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с социальным и природным миром, речевому развитию, развитию математических представлений и другие.  Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

                       Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

               Именно метод проектов является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь проектная деятельность наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

               Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность педагога с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. 

               Реализация проектной деятельности  осуществляется в течение всего учебного года.

               

    По данной теме был реализован проект «Фрукты»

               Цели проекта:

    • Обогатить знания детей о фруктах;
    • Развить связную речь у детей.

               Задачи:

    • Развивать умение детей узнавать фрукты;
    • Обогащать и активизировать словарь детей;
    • Повышать заинтересованность родителей к продуктивной досуговой деятельности;
    • Формировать у детей исследовательские навыки.

               В результате проектной деятельности, я добилась положительных моментов по данной теме:

    • У детей лучше стали развиваться операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, а также память, внимание, воображение, тактильные ощущения, мелкая моторика рук.
    • Возросла речевая активность во всех видах деятельности. В речи детей все чаще стали появляться  предложения, более полные и точные ответы на вопросы педагога. Дети охотно  вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
    • У большинства детей возникло желание чаще вместе играть, самостоятельно разворачивать сюжеты игры, активно включаться в игру и уметь договариваться. У малоактивных детей стал проявляться интерес к дидактическим играм.

                 Регулярно проводятся экскурсии и целевые прогулки; наблюдения за объектами и явлениями природы; беседы; рассматриваются иллюстраций в книгах, детских энциклопедиях.           

       Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников, понять родителям их значимость и важность в формировании речи у детей через познавательно-исследовательскую деятельности.

    • Оформление наглядной информации в родительском уголке:

    – Консультации (темы: «Значение раннего начала обучения речи», «Роль семьи в развитии познавательной активности ребенка», «Развитие связной речи», «Говори правильно»).

    • Совместное детско-взрослое творчество. Родители с большим интересом участвуют в изготовлении поделок.

         Также для родителей проводилась открытая непосредственная образовательная деятельность на тему «Фрукты»

               Все вышесказанное способствует развитию связной речи, возникновению речевой активности у детей.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ»

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ»...

    Конспект по развитию связной речи во второй младшей группе «Рассказывание детям народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

    Конспект по развитию связной речи "Рассказывание детям народной сказки "Петушок и бобовое зернышко"....

    Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности».

    Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать речь через театрализованную деятельность.Задачи:·...

    Конспект НОД по развитию связной речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Катаемся на санках»

    Составление рассказа по картине «Катаемся на санках»ЦЕЛЬ: научить составлять рассказ по сюжетной картинеЗадачи:Образовательные:- связная речь: учить отвечать на вопросы по содержанию карти...

    Технологическая карта НОД по развитию связной речи (во второй младшей группе) Тема: Путешествие в зимний лес

    Данная технологическая карта - это описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием средств, задач и предполагаемых результатов. Возможно коллегам...

    Конспект занятия по развитию связной речи во второй младшей группе.

    Конспект занятия по развитию связной речи во второй младшей группе.Тема: «Составление рассказа о белочке по опорным схемам»Интеграция с образовательными областями: «Чтение ...