Конспект занятия по обучению связной речи в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Чиркина Екатерина Николаевна

зимующие птицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_teatralizovannyh_igr.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Роль театрализованных игр-драматизаций в коррекционном процессе обучения детей с общим недоразвитием речи

В коррекционно-педагогическом процессе обучения детей с общим недоразвитием речи используются театрализованные игры и игры-драматизации как в качестве основы формирования правильной речи, так   и для  полноценного развития детей.  

Это игры с настольным и картонажным театром, игры с марионетками, бибабо, пальчиковый, фартучный и теневой театр и т.д.

Часто разыгрываются готовые тексты, слово в них связано с действиями персонажей. Поэтому тексты  должны  иметь четкую последовательность событий и  действий, отличаться художественной выразительностью языка, простотой построения фразы.

Они способствуют устранению нарушения звукопроизношения, расширению словаря, готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей. У детей развивается воображение, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.   Театрализованные игры и игры-драматизации делают процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяют ребёнку получить собственный опыт. Дети любят быть артистами. Встречи с героями радуют их, помогают лучше понять произведение, обогащают язык,  уверенность в себе. Логопед,  с одной стороны,  руководит познавательным процессом, организует обучение ребёнка, а с другой – выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец. Благодаря простоте звучания слов дети, играя роль, легко  запоминают текст, учатся пользоваться образными выражениями, тренируются в развитии голосового аппарата.

Таким образом, театрализованные игры и игры-драматизации помогают в коррекционной работе логопеда. Они  готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, а значит к успешному обучению в школе.

Конспект занятия по обучению связной речи в подготовительной группе

Тема: «Зимующие птицы»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные цели. Обогащать и активизировать речь детей по теме «Зимующие птицы». Образовывать и употреблять притяжательные прилагательные. Отрабатывать сложносочинённые предложения с союзом а, по предложенной схеме. Уметь делать звуко-буквенный анализ. Совершенствовать навыки чтения.

Коррекционно-развивающие цели. Развивать дыхание и чёткую речь. Передавать знакомое произведение близко к тексту. Уметь перевоплощаться, передавая характер героев. Развивать мелкие мышцы руки.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Лексический материал: вороний, воробьиное, стрекочет, воркует, каркает, ухает, чирикает, сорока-белобока, штриховать.

Оборудование: демонстрационные картинки зимующих птиц, раздаточные картинки зимующих птиц, карточки для чтения, буквы для выкладывания слова, схемы слов, иллюстрация к сказке, маски птиц, карточки с наложенным изображением птиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

У детей на столах раздаточные картинки зимующих птиц.

Логопед:

– Дети на первом ряду называют, чья это голова?
– Дети на втором ряду называют, чьё это туловище?
– Дети на третьем ряду называют, чей хвост?
– Дети на четвёртом ряду называют, чьи это лапы?

Логопед даёт образец (воронья голова).

2. Чтение слов

На доске картинка с изображением синицы.

Логопед:

– К нам прилетела синица. Она просит нас помочь ей. Она потеряла своих друзей и подруг, чтобы их  найти мы должны расшифровать эти слова.

Логопед выставляет карточки с зашифрованными словами, правильно прочитанное слово логопед меняет на правильную карточку и выставляет картинку птицы.

– Синица благодарит вас за то, что вы помогли расшифровать слова и найти её друзей и подруг.

Логопед:

– Давайте прочитаем эти слова.
– Кто это такие? (зимующие птицы)
– Почему мы их так называем?
– Правильно, сегодня мы и поговорим о зимующих птицах.

3. Звуко-буквенный анализ слова СИНИЦА

4. Составление предложения по схеме

Логопед выкладывает схему предложения.

– Что я выложила?
– Какое первое слово? (предмет)
– На какой вопрос отвечает? и т.д.
– Выложите у себя на столе такую же схему.

Логопед даёт образец предложения. (Ворона каркает, а сорока стрекочет.)

– У вас две картинки птиц, составте с ними по этой схеме предложение, не забудьте употребить маленькое слово а.

5. Физминутка

Дети изображают ворон, согласовывая речь с движениями.

Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны
Кар-кар-кар (громко).
Целый день они скакали
Спать ребятам не давали
Кар-кар-кар (громко).
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают
Кар-кар-кар (тихо).

6. Регулировка дыхания

Упражнения на дыхание.

Проговаривание скороговорки на выдохе.

Сорока-белобока тараторила без проку.

7. Чтение сказки «Как сорока клеста судила»

Беседа по сказке.

– Назовите птиц, которые собрались на поляне.
– За что сорока хотела клеста судить?
– Почему птицы не поддержали сороку?

8. Драматизация сказки

– Птицы, которые к нам сегодня прилетали  воробей, ворона, сорока не участвуют  в сказке. Давайте для них покажем эту сказку, чтобы они запомнили, какие молодцы клесты и какая сорока.

Драматизация сказки по ролям.

 9. Штриховка

У детей карточки с наложенным изображением птиц.
Дети выбирают одно изображение, обводят его  простым карандашом и  штрихуют, не выходя за  контур прямыми горизонтальными или вертикальными линиями.
Пальчиковая гимнастика «Птичка гнёздышко свила».
Дети штрихуют под музыку.

10. Итог

Сюрпризный момент:  «Гнездо с конфетами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Конспект занятия по развитию связной  речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: "Составление рассказа по картине "Ранняя весна". Художник М.Г. Пишванова".

Программные задачи:1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Р...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы. Тема: Рассказываем по моделям.

Цель: -Познакомить детей с методом составления рассказа через совмещение индивидуальной и общей схемы.-Учить пересказывать текст без повторного прочтения, опираясь на предложенные схемы.- Продолжать у...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для дистанционного обучения .Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия  по развитию связной речи в подготовительной группе  для дистанционного обучения .Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Посуда. В гостях у Самовара».

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Посуда. В гостях у Самовара».Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей.Задачи:Обогащать речь д...