Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:
    Конспект занятия по обучению связной речи в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы»

    Чиркина Екатерина Николаевна

    зимующие птицы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_teatralizovannyh_igr.docx19.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль театрализованных игр-драматизаций в коррекционном процессе обучения детей с общим недоразвитием речи

    В коррекционно-педагогическом процессе обучения детей с общим недоразвитием речи используются театрализованные игры и игры-драматизации как в качестве основы формирования правильной речи, так   и для  полноценного развития детей.  

    Это игры с настольным и картонажным театром, игры с марионетками, бибабо, пальчиковый, фартучный и теневой театр и т.д.

    Часто разыгрываются готовые тексты, слово в них связано с действиями персонажей. Поэтому тексты  должны  иметь четкую последовательность событий и  действий, отличаться художественной выразительностью языка, простотой построения фразы.

    Они способствуют устранению нарушения звукопроизношения, расширению словаря, готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей. У детей развивается воображение, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.   Театрализованные игры и игры-драматизации делают процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяют ребёнку получить собственный опыт. Дети любят быть артистами. Встречи с героями радуют их, помогают лучше понять произведение, обогащают язык,  уверенность в себе. Логопед,  с одной стороны,  руководит познавательным процессом, организует обучение ребёнка, а с другой – выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец. Благодаря простоте звучания слов дети, играя роль, легко  запоминают текст, учатся пользоваться образными выражениями, тренируются в развитии голосового аппарата.

    Таким образом, театрализованные игры и игры-драматизации помогают в коррекционной работе логопеда. Они  готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, а значит к успешному обучению в школе.

    Конспект занятия по обучению связной речи в подготовительной группе

    Тема: «Зимующие птицы»

    Цели занятия:

    Коррекционно-образовательные цели. Обогащать и активизировать речь детей по теме «Зимующие птицы». Образовывать и употреблять притяжательные прилагательные. Отрабатывать сложносочинённые предложения с союзом а, по предложенной схеме. Уметь делать звуко-буквенный анализ. Совершенствовать навыки чтения.

    Коррекционно-развивающие цели. Развивать дыхание и чёткую речь. Передавать знакомое произведение близко к тексту. Уметь перевоплощаться, передавая характер героев. Развивать мелкие мышцы руки.

    Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

    Лексический материал: вороний, воробьиное, стрекочет, воркует, каркает, ухает, чирикает, сорока-белобока, штриховать.

    Оборудование: демонстрационные картинки зимующих птиц, раздаточные картинки зимующих птиц, карточки для чтения, буквы для выкладывания слова, схемы слов, иллюстрация к сказке, маски птиц, карточки с наложенным изображением птиц.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Оргмомент

    У детей на столах раздаточные картинки зимующих птиц.

    Логопед:

    – Дети на первом ряду называют, чья это голова?
    – Дети на втором ряду называют, чьё это туловище?
    – Дети на третьем ряду называют, чей хвост?
    – Дети на четвёртом ряду называют, чьи это лапы?

    Логопед даёт образец (воронья голова).

    2. Чтение слов

    На доске картинка с изображением синицы.

    Логопед:

    – К нам прилетела синица. Она просит нас помочь ей. Она потеряла своих друзей и подруг, чтобы их  найти мы должны расшифровать эти слова.

    Логопед выставляет карточки с зашифрованными словами, правильно прочитанное слово логопед меняет на правильную карточку и выставляет картинку птицы.

    – Синица благодарит вас за то, что вы помогли расшифровать слова и найти её друзей и подруг.

    Логопед:

    – Давайте прочитаем эти слова.
    – Кто это такие? (зимующие птицы)
    – Почему мы их так называем?
    – Правильно, сегодня мы и поговорим о зимующих птицах.

    3. Звуко-буквенный анализ слова СИНИЦА

    4. Составление предложения по схеме

    Логопед выкладывает схему предложения.

    – Что я выложила?
    – Какое первое слово? (предмет)
    – На какой вопрос отвечает? и т.д.
    – Выложите у себя на столе такую же схему.

    Логопед даёт образец предложения. (Ворона каркает, а сорока стрекочет.)

    – У вас две картинки птиц, составте с ними по этой схеме предложение, не забудьте употребить маленькое слово а.

    5. Физминутка

    Дети изображают ворон, согласовывая речь с движениями.

    Вот под ёлочкой зелёной
    Скачут весело вороны
    Кар-кар-кар (громко).
    Целый день они скакали
    Спать ребятам не давали
    Кар-кар-кар (громко).
    Только к ночи умолкают
    И все вместе засыпают
    Кар-кар-кар (тихо).

    6. Регулировка дыхания

    Упражнения на дыхание.

    Проговаривание скороговорки на выдохе.

    Сорока-белобока тараторила без проку.

    7. Чтение сказки «Как сорока клеста судила»

    Беседа по сказке.

    – Назовите птиц, которые собрались на поляне.
    – За что сорока хотела клеста судить?
    – Почему птицы не поддержали сороку?

    8. Драматизация сказки

    – Птицы, которые к нам сегодня прилетали  воробей, ворона, сорока не участвуют  в сказке. Давайте для них покажем эту сказку, чтобы они запомнили, какие молодцы клесты и какая сорока.

    Драматизация сказки по ролям.

     9. Штриховка

    У детей карточки с наложенным изображением птиц.
    Дети выбирают одно изображение, обводят его  простым карандашом и  штрихуют, не выходя за  контур прямыми горизонтальными или вертикальными линиями.
    Пальчиковая гимнастика «Птичка гнёздышко свила».
    Дети штрихуют под музыку.

    10. Итог

    Сюрпризный момент:  «Гнездо с конфетами».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

    Конспект занятия по развитию связной  речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

    Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: "Составление рассказа по картине "Ранняя весна". Художник М.Г. Пишванова".

    Программные задачи:1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Р...

    Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: Составление повествовательного рассказа по картине «Кормушка»

    Цель: Формирование нравственных категорий через восприятие картины.Коррекционно-образовательные задачи:1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе.2. Расширять, уточнять, актуализировать сло...

    Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Признаки весны».

    Развитие речи в подготовительной группе по теме: "Признаки весны" . Использование поговорок, пословиц, рассказ по картинкам....

    Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы. Тема: Рассказываем по моделям.

    Цель: -Познакомить детей с методом составления рассказа через совмещение индивидуальной и общей схемы.-Учить пересказывать текст без повторного прочтения, опираясь на предложенные схемы.- Продолжать у...