развитие речи средняя группа
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

развитие речи средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx42.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование игровых приёмов и знакомство с иллюстрацией для развития у детей пересказа и описательного рассказ

                                                              Из всех…знаний и умений самым            

                                                                                   важным, самым необходимым              

                                                                                   для жизненной деятельности является,                    

                                                                                    конечно, умение ясно, понятно  

                                                                                    красиво говорить на своём языке.

                                                                                                                             В.И. Чернышёв

На пятом году жизни значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Дети средней группы любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.

Центральным направлением работы по развитию речи детей четырех-пяти лет является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога. Дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.      

  Начиная обучать речи ребёнка – дошкольника, прежде всего надо понимать, что существует педагогическая наука, как «Методика развития речи». Она является отраслью в «Методике обучения родному языку», если просмотреть дальше, то есть преподавание речи в начальной школе и в средней школе. У каждой свои цели, задачи, содержание. Методика развития речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст! В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно простроенное обучение родной речи.

Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок  мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

Цель:   Развитие  связной речи детей среднего дошкольного возраста на основе использования составления описательных рассказов и  навыков пересказа.

Задачи  

· Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;

· Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам;

· Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

   Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок;

Привлечь родителей воспитанников к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.    

Возраст детей на которых рассчитан проект:  средняя группа (4-5лет)

Участники проекта: дети, воспитатели групп,   родители

Срок реализации проекта: сентябрь-май 2012-2013года.

Тип проекта: творческий.

По характеру: внутри ДОУ.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный

Ожидаемые результаты:

Сформировать навыки пересказа и описательной речи детей среднего дошкольного возраста.

Форма проведения: НОД,  самостоятельная деятельность детей,   работа с родителями( разработка памяток, рекомендаций для родителей .) Разработка конспектов мероприятий. Родительское собрание.   Дидактические, словесные игры, игры драматизации.

Этапы реализации:

1. Этап проектирования:                                                                                                                    Научно-исследовательский этап (теоретический) .                                                                                

 Цель: повышение компетентности по теме:”Развитие связной монологической речи средствами  пересказывания и  описательного рассказа у детей среднего дошкольного возраста”.

 -Изучение научной литературы (Алексеева М. М., Яшина В. И. ”Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников”, Бородич А. М. (1984, Ушакова О. С., Струнина Е. М. ”Методика развития речи детей дошкольного возраста”, Бондаренко А. К. ”Дидактические игры в детском саду”, Ушакова О. С. ”Развитие речи дошкольников”, Цейтлин С. Н. ”Язык и ребенок. Лингвистика детской речи” и др.) .

- Систематизация материала (конспекты, памятки, рекомендации) .

- Создание предметно-развивающей среды.

2. Проектные мероприятия:

Творчески-продуктивный этап (практический) .

Цель: поиск эффективных форм работы с детьми.

-отбор материала;

-анализ методов и приемов (занятия, дидактические игры и упражнения,     проблемные ситуации, викторины, выставки и т. д.) ;

-планирование, распределение материала;

-работа с родителями.

3.  оценка результатов

Цель: подведение итогов   Участие  проектной группы в коллективном анализе проекта и самооценке  позволил сделать выводы о достигнутых результатах (успехах и неудачах).-сравнительно-педагогический анализ уровня речевого развития.

4. Срок исполнения.  1 год.

 Гипотеза: обучение рассказыванию по серии сюжетных картин будет более эффективно, если на занятиях применять комплекс методов и приемов.

Актуальность.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные   формы и методы  речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, а также сочинение рассказов по картине, серии сюжетных и опорных картинок  

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога. Поэтому и возникла необходимость способствовать развитию умения составлять рассказы по картине серии сюжетных,  опорных картинок и описательных рассказов в процессе организованного обучения, с применением приёмов, методов, средств, способных создать интерес к НОД и удерживать этот интерес на всём протяжении.

Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию связной речи детей   я опиралась на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта:

 - В. Гербова "Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок" , N 8, 1998 г.;

- Т. Гризик "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи" , N 6, 2000 г;

- О. Ушакова, Л. Щадрина "Развивайте речь дошкольника" , N 2, 1997 г.;

- В. Гербова "Занятия по развитию речи" , N 12, 1999 г.;

- О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»  Москва 2007 год;

- М.М. Алексеева, В.И. Яшина « Речевое развитие дошкольников» Москва 1999 год;

-  Л.Е. Кыласова « Развитие речи» Волгоград 2007 ;

- Т.В. Александровна  «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников», Санкт – Петербург 2004 год;

- Т.И. Подрезова « Материал к занятиям по развитию речи», Москва 2007год.

В связи с тем, что овладение связной речью является одной из ключевых проблем       развития речи дошкольников, тема рассказывания по серии сюжетных картин была и остается достаточно актуальной. Данной темой в разное время занимались такие ученые как Н.Н. Паддъяков, Ф.А. Сохина, О.С. Ушакова, Е.И. Тихеева, В. Гербова и другие.

 Предполагалось, что применение иллюстраций в процессе пересказа оказывает положительное влияние на воспроизведение текстов, их связность.

Картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы уже знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но, во всяком случае, они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и значение их так велико                                                                                                                         Рассказывание по серии сюжетных картин является одним из компонентов развития связной речи. Элементы рассказывания по сюжетным картинам присутствуют в работе с детьми с младшего дошкольного возраста и совершенствуются в процессе овладевания навыками рассказывания вплоть до подготовительной группы.

Когда ребенок видит картинки и составляет по ним рассказ, он действует по восприятию, т.е. рассказывает о том, что он видит в момент рассказа.

Воспроизвести в рассказе серию картинок по памяти сложнее для ребенка. Этот вид рассказа требует произвольной памяти,  

Пересказ рассказа малыш может осуществить на основе наглядно представленного материала, т.е. по серии тематически подобранных картинок.

Каждой картинке соответствует комментарий – предложение, задание , вопрос, заранее подготовленный педагогом. При этом, картинки, положенные перед ним в определенной последовательности, являются для него наглядным планом, а предложения, вопросы или задания, которые произносит педагог – речевым планом.

Подбирая сюжетные картинки для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.

Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. В сериях, изданных для детских садов, к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.

При обучении рассказыванию используется разнообразный изобразительный материал. Так, на занятиях находят применение картины, представленные сериями, - с изображением продолжающегося действия. Широко используются картины из серий «Мы играем» (автор Е. Батурина), «Наша Таня» (автор О. И. Соловьева) «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни» (авторы Е. И. Радина и В. А. Езикеева) и др.

Дети, опираясь на последовательно демонстрируемые картины, учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. Для упражнений также используется раздаточный материал, например предметные картинки, которые получает на занятии каждый ребенок.

Для большей систематизации знаний и представлений рекомендуется группировать картинки по объектам изображения, например: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды, посуда, мебель, одежда и т. п.

Для эффективного усвоения вербального материала используются различные виды зрительных опор – рисунки, предметные картинки, пиктограммы, цветообозначения, графические схемы.

К методам  обучения относится технология с использованием

зрительных опор, пиктографии (пиктограмм) – рисунчатого письма:

-рассказы детей с использованием схем;

-рассказы детей по опорным картинкам, приметам;

Методика обучения связной монологической речи включает в себя четыре последовательных этапа, построенных на принципе <<от простого к сложному>>:

Обучение рассказу по серии сюжетных картинок;

Обучение рассказу по сюжетной картине;

Обучение пересказу ( с опорой на серию сюжетных картинок);

Обучение описательному рассказу( с опорой на графическую схему);

В основу методики легли следующие технологии:

Использование картины

Моделирование( графические схемы)

Работа с закрытой картинкой. Педагог просит помочь нарисовать предмет, вид которого он не помнит. Педагог называет части предмета, а дети – признаки этих частей.

Обучение пересказу ( с опорой на серию сюжетных картинок), в основу которого положена методика Т.А. Ткаченко.

Задача педагога – учить детей воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять запас слов; воспитывать чувства детей.

Картины могут быть: демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы, рассказы детей по картинкам).

Основной словарный прием в ходе занятия – это вопросы к детям:

1.  Для выяснения общего смысла картины: о чем? Как мы назовем картину? Правильно ли ведут себя дети?

2. Описание предметов: что? Какой? Что делает? На что походит? Сначала на первом плане и далее, удаляясь вглубь картины.

3. Для установления связи между частями: для чего? Почему? Показать, что это (картина) целое.

4. Для перехода за пределы изображенного: что было до этого? Что будет потом?

5.  Вопросы о личном опыте детей, близком к содержанию картины: а у тебя дома котенок есть?

6. Для активизации словаря задаются вопросы для подбора синонимов, антонимов. Например, девочка не смелая, трусливая, робкая, растерянная.

Использование разнообразных приемов в работе с сериями сюжетных картинок способствует повышению речевой активности детей. Вот некоторые из этих приемов.

         

На столе раскладываются сюжетные картинки одной серии, и детям предлагается их рассмотреть. Затем детей знакомят с содержанием рассказа. Рассказ повторяется, а вызванный ребенок должен найти и показать соответствующую картинку. (Игра «Покажи нужную картинку).

Детям раздаются предметные картинки, а взрослый, показывая отдельные эпизоды из данной серии, сопровождает их рассказом. Дети подбирают к соответствующей серии предметные картинки, называя их, определяют их назначение.

Берутся картинки нескольких серий. Детям раздается по одной картинке из каждой серии. Остальные картинки перемешиваются и раскладываются стопкам на столе. Открывая по одной картинке, детей спрашивают: «Что здесь нарисовано?» (Например, на картинке изображен больной мальчик лежащий на постели). «Кому дать эту карточку?» Ребенок  смотрит на свою первую (начальную) картинку и определяет, подходит ли к ней картинка. Получив все картинки своей серии, каждый должен разложить их в нужном порядке и передать их содержание связным рассказом.

Взрослый читает рассказ и расставляет на наборном полотне картинки. Затем он снимает их и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и построить рассказ. В случае затруднений можно задавать наводящие вопросы.

На доске расставлены сюжетные картинки. Дети сами задают вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные связи.

Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Затем дается план рассказа, по которому дети должны разложить их в нужном порядке. Вслед за этим детям предлагается составить рассказ.

Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Взрослый начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.

Дети получают по одной картинке, и каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. В заключение один ребенок составляет полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей.

Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача - подобрать в последовательном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ.

Все картинки перемешиваются, каждому ребенку раздается по 2-3. Дети обмениваются картинками так, чтобы подобрать нужную серию.

Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.

Получив серию картинок, дети составляют рассказ. Затем они учатся задавать вопросы друг другу по содержанию картинок.

Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету. Составив рассказ по серии картинок, ребята придумывают к нему название, а также дополняют его описанием предыдущего или последующего события. После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети в лицах передают его содержание. Важно при этом учить детей строить не только повествовательные, но и описательные рассказы.

Хорошо продуманная первая часть занятия - залог того, что дети будут с успехом демонстрировать свои речевые умения в основной части, т. к. это трудоёмкая, серьёзная, продолжительная по времени работа, требующая от детей навыков и умений. Но хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало мобилизует детей, вызывает желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Интересная, увлекательная, содержательная концовка занятия также несёт в себе определённый смысл - оставляет хорошие впечатления и создаёт положительные эмоции.                                                                              

Например, на занятии по составлению рассказов по картине "Кошка с котятами" я сообщила детям, что они сегодня будут учиться составлять рассказ по картине. Но о каком животном они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку об этом животном и быстро зарисует отгадку. Загадки загадывались каждому ребёнку на ушко.

Острые коготки, мягкие подушки;

Шёрстка пушистая, длинные усы;

Мурлычет, лакает молоко;

Умывается языком, прячет нос, когда холодно;

Хорошо видит в темноте;

У неё хороший слух, ходит неслышно;

Умеет выгибать спину, царапается.

В итоге у всех детей на рисунках получилось изображение кошки. Детей очень заинтересовало такое начало, поэтому они легко, с интересом включились в работу по рассматриванию картины и составлению рассказов по ней.

На занятии по составлению рассказов по серии сюжетных картинок "Медвежонок на прогулке" я также сообщила, что дети будут учиться составлять рассказ по картинкам. А вот, кто станет героями рассказа, дети узнают, когда отгадают мини-кроссворд. Он заключался в том, что детям нужно было отгадать слова на карточках путём подбора букв. В итоге получились слова медвежонок, ёж, пчела, лес. Дети с интересом выполняли задание, т. к. они были заинтригованы, им было интересно справиться с подобным заданием. Далее детям были представлены картинки с отгаданными персонажами, и работа продолжилась.

На занятии по составлению рассказа по картине "Кролики " детям для того, чтобы узнать о каком животном они будут рассказывать, нужно было выполнить следующее задание. Детям предлагалось отгадать загадку, но не простую, а в которой "всё наоборот". То есть дети должны были, проанализировав заданную фразу, подобрать к отельным её словам слова-антонимы, и в итоге прийти к общему мнению и сказать правильный ответ.

Можно привести примеры по каждому занятию, но как видно из выше предложенных, везде один результат: начало занятия создаёт интерес, темп, рабочий настрой, интригует детей, и тем самым побуждает к дальнейшей деятельности.

Я уделила большое внимание не только отбору приёмов для создания интереса и поддержания интереса к занятию, сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий я часто использую соревновательные, познавательно-побудительные мотивы.

На занятии по составлению рассказа по серии сюжетных картинок "Как Миша варежку потерял" детям предлагалась игра "Послушай и запомни".Читался рассказ о зиме. Мотивация была следующей. По окончании его прослушивания необходимо было вспомнить все слова на тему "Зима", которые встречались в данном рассказе, и на каждое слово положить в корзинку фишку-ёлочку. По окончании выполнения задания дети подсчитывали фишки. Создание ситуации необходимости совместного выполнения задания "спровоцировало" детей на достижение результата, на принятие в последующем цели речевой деятельности.

На занятиях по обучению пересказу у детей обязательно ставится задача по              

формированию у детей представлений о литературных жанрах (русская  народная сказка,            

авторская сказка, рассказ). Часто по ходу занятий в роли  побудительного мотива речевой    

деятельности выступает мама ребёнка. Это  делается сознательно, поскольку очевидно, что для ребёнка мама - это лучший и самый желанный собеседник, слушатель. Этот приём будет по-настоящему действенным, если воспитатель будет искренним в своём желании помочь детям "разговориться". Вечером, во время ухода ребёнка домой можно напомнить: "Леночка, помнишь, какой мы рассказ сегодня придумали и зарисовали? Покажи маме картинку и расскажи, что на ней нарисовано, ей будет очень интересно". Таким нехитрым образом решаются сразу как минимум две проблемы - развивается речь ребёнка и повышается роль родителей в воспитании и развитии детей.

Рассматривая иллюстрации в книжном уголке, дети делятся с товарищами своими впечатлениями, рассказывают об изображенном на  иллюстрации эпизоде, вспоминают  содержание знакомых произведений, сказок. Этому способствует:

1.  Эпизодическая смена материала в книжном уголке. Новые книги, прочитанные детям, вызывают желание рассмотреть, обсудить содержание, по-своему истолковать смысл  иллюстраций. Узнавая знакомое содержание, дополнить высказывания друг друга.

 2.  Обращение к знакомому репертуару. Например, после чтения сказки « Волк и семеро козлят» - внести её в книжный уголок. Дети могут ещё раз детально рассмотреть иллюстрации, рассказать, спеть песенку, а затем инсценировать, используя разные театры (плоскостной, пальчиковый и др.).      Знакомое содержание литературного произведения, не требующее усвоения, создаёт возможность свободного применения навыков исполнения рассказа, драматизации, выразительного чтения.

3.  Игровые приёмы, соучастие воспитателя в деятельности. Например, после разучивания потешки « Кисонька-Мурысенька» можно внести в книжный уголок тапочку Кисоньки, корзиночку с «пряничками».Педагог предлагает кому-либо из детей примерить тапочку, а  затем обращается к ребёнку словами: «Кисонька-мурысенька, ты где была?»- « На мельнице» - включается ребёнок в игру. Это побуждает и  других детей принять участие  в диалоге с Кисонькой. Чтение  по ролям переходит в театрализованную игру. Такие игры  можно проводить с использованием потешек «Курочка- рябушечка, куда пошла?»,  А. Барто « Кто как кричит» и пр.

4. Использование  фланелеграфа. Познакомив детей с произведением (например, рассказом К.Чуковского» Цыплёнок» и иллюстрациями Е. Чарушина), воспитатель показывает им, как можно раскладывать фигурки персонажей на фланелеграфе, затем дети самостоятельно размещают фигурки персонажей  знакомых произведений, рассматривают их, вспоминают содержание, рассказывают.

5.    Внесение педагогом  в игровой уголок  атрибутов для  игры по литературному сюжету способствует возникновению и развитию сюжетно-ролевой игры детей. Так, после чтения сказки  К. Чуковского «Айболит» и рассматривания иллюстраций можно внести соответствующие атрибуты.

6.  Внесение образной, объёмной игрушки, плоскостных фигур сказочных персонажей подсказывает детям тему для игры, побуждает их к театрализованным играм.

7.   Внесение красочных  книг: книги-игрушки, малышки, ширмы. Рассматривая их, ребята обмениваются впечатлениями и налагают текст по иллюстрациям.

Не к любому художественному произведению можно составить схему или панно. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был главный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди появляющимися персонажами.                                                                                                                                   Исходя из этого, используются конспекты занятий по обучению пересказу детей  с опорой на иллюстративное панно, в том числе по теме «Пересказ сказки «Проказы старухи Зимы» в обработке                                                                                                                                                           К.Д. Ушинского». В центре фланелеграфа помещаем картинку с изображением старухи Зимы. Под ней в одном ряду последовательно размещали картинки с изображением птиц, рыб, зверей, взрослых, детей. Так перед глазами детей появляется наглядный план пересказа.                                                                                                                             Иллюстративное панно просто необходимо при обучении детей пересказу сказки «Вершки и корешки» (в обработке К.Д.Ушинского).                                                                                          Текст сказки четко делился на две части: сначала мужик и медведь сажали и делили репу, затем сеяли пшеницу и тоже делили её. Детям обычно трудно запомнить, что кому досталось в первой части сказки, что – во второй. Наглядное панно всё расставляет по своим местам.    

 Вверху фланелеграфа прикрепляли картинки с изображением мужика и медведя. Выросла репа – мужик взял корешки, а Мише отдал вершки(под мужиком прикрепляли картинки с изображением самой репы, под медведем – её ботву). Поспела пшеница – мужик взял себе вершки, а Миша – корешки (рядом с репой прикрепляли картинку с колосками, а около картинки с ботвой репы поместили изображение тонких корней колоса пшеницы).

Наглядность является одним из необходимых условий развития грамотной связной речи ребенка, которая развивается с момента рождения на протяжении всего дошкольного, а затем и школьного возраста.
Не повторял ли в течение всей своей жизни К. Д. Ушинский, что наглядности при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умении выражать свои выводы и наблюдения в словах .

Словесные методы в работе с детьми среднего дошкольного возраста применяю реже, т. к. возрастные особенности детей требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяю либо наглядные приемы (кратковременный показ, рассматривание предмета, игрушки, либо демонстрацию наглядного объекта в целях разрядки детей (появление разгадки-предмета и т. д.) .Среди словесных методов выделяю в основном те, которые связаны с художественным словом.  

Такому типу высказывания, как описание, в средней группе уделяется особое внимание, т. к. именно в этом возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки. Этому способствует правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения. Поэтому педагог задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности будут описывать игрушку и подводит к соблюдению четкой структуры при составлении описания:

1. Называние предмета (что это? кто это? как называется).                                                                              2. Раскрытие  микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий (какой? какая? какое? какие? что у него есть? чем отличается от других предметов? что может делать? что с ним можно делать).                                                                                      3. Отношение к предмету или его оценка (понравился? чем) .

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

-дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки) ;

-сюжетные (образные) :куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

-готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

-наборы, составленные воспитателем или детьми:  мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака и т. д.

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить с ней, поэтому для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине и т. п.) .Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры (“Магазин игрушек (посуды, одежды) ”, Чудесный мешочек”, ”Кто это? ”, ”Почтальон принес посылку”и др.) .Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку.

Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

Итак, занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление, воображение, наблюдательность, они оказывают влияние на сенсорное воспитание детей. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, служит источником новых слов, вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она является одним из средств обучения описанию.

Начинать работу по описанию целесообразно с игр. На первом этапе я использую следующие:”На что это похоже? ”, ”Дорисуй”.Особенности этих игр в том, что у детей развивается творческое воображение, они учатся рисовать по предс-тавлению, составлять небольшие рассказы, используя свои рисунки.

Далее использую игры” Хорошо - плохо”, ”Наоборот” -умение обнаруживать противоречия и разрешать их, позволяет ребенку не только сформировать мышление, но и активно защитить свои позиции.

Таким образом, данные игры развивают речь, фантазию, наблюдательность, учат рассуждать, помогают детям анализировать явления, поступки свои и товарищей.

Планирование работы с детьми по развитию связной речи основано на обще дидактических принципах:

-воспитывающий характер обучения.                                                                                                     Любое занятие по развитию речи основано на триединстве: воспитание,  развитие, обучение. Воспитательный аспект по развитию речи очень широк.  

 -доступность  материала.                                                                                                                           Весь материал, предложенный детям, должен быть доступен их возрасту и содержать посильную трудность.

   -системность обучения. Предполагает усложнение материала от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.                                                                                                                     -систематичность.

Любое обучение должно проходить регулярно, только тогда будет достигнут результат.    -целостность.

Означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.

Перспективное планирование занятий по обучению детей связной речи в средней группе.

 Сентябрь:

1. Рассказывание на тему «Наши игрушки», рисование «Моя любимая игрушка»

 2.Пересказ сказки «Репка» (с использованием фланелеграфа).

3. Рассказывание на тему стихотворения «Маша обедает» С. Капутикян,  описание предметов посуды.

4.    ”Скажи какой? дидактическая игра.

Октябрь:

1.  В гостях у куклы Кати.  Описательный рассказ об игрушке-кукле.  

 

2 . Составление рассказа с опорой на картинки. «Осень».

 

3. Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком», рисование животных.

4.  Игра-упражнение "Узнай" что это!"

Ноябрь:

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек», описание   угаданных предметов.

2.  ”Скажи, что сначала, что потом. ”  по серии сюжетных картинок

3.  Инсценировка сказки   «Репка»,

4. Рассказывание по картине «Ежи», рисование ежей.

 

Декабрь:

1 Составление рассказов  об игрушках (легковая и грузовая машины).  

2. Составление описательного рассказа о зиме, рисование «Зима».

3 . Драматизация  сказки «Теремок».

4.  "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Январь:

1.Пересказ рассказа «Новый год» с использованием фланелеграфа

2..Дидактическая игра: « Магазин игрушек».  

3..  "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Как Миша варежку потерял".

 4. Рассказывание и рисование из личного опыта на тему «Новый год».

Февраль:

1. Составления рассказов об игрушках по предметным картинкам.  

 2.  Пересказ рассказа «Кот Васька» с опорой на предметные картинки

 3.  Составление рассказа по картине”Лиса с лисятами”.  

4.Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке»

Март:

1.   Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко»

2 «Дом и его части».. Составление рассказа с использованием фланелеграфа.

3.  Составление рассказов по картине "Кролики".

4.  составление описательного рассказа по картине «Весна»

апрель:

 1.  Дидактическая игра «К нам пришел почтальон».

 

2.  "Составление рассказов по картине "Верблюды".

3. Пересказ сказки Сутеева «Кораблик» по серии сюжетных картинок

4. Составление рассказа по серии сюжетных картин « Девочка и Ёж»

Май:

1.  Составление рассказа о любимой игрушке.  

2.  "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".

 3. Скажи, что сначала, что потом. ”,  по серии сюжетных картин

4. Пересказ рассказа К.И. Чуковского «Цыпленок».

 Работу по развитию речи в своей группе я начала с обследования состояния речи детей  

Результаты обследования детей сообщила родителям в индивидуальной беседе. В процессе бесед выяснялось, что для некоторых родителей развитая речь это умение читать и писать, минимум рассказывать стихотворения, поэтому они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая внимания на многие другие стороны формирования речи. Передо мной встала проблема донести до родителей, что формирование речи нельзя сводить к обучению грамоте и освоению письменной речи. Важно было убедить родителей, что их роль в полноценном речевом развитии ребенка очень велика и все усилия воспитателя без их помощи будут недостаточны.

Работа с родителями была начата с анкетирования. По его результатам мною были разработаны необходимые рекомендации по речевому развитию детей .

Основные формы работы с родителями:

1. Наглядная информация для родителей: общие рекомендации по развитию речи детей,  «Игротека» - подготовка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, записанные  рассказы  детей по картинам, сериям сюжетных и опорных картинок;

2. Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями;

3.  Родительское собрание «Влияние связной речи на развитие ребёнка»;

4. Открытое занятие по развитию связной речи «В гостях у ранней и поздней весны».

Заключение:

      Практика использования данного проекта в системе работы показала, что в деятельности детей произошли следующие изменения:

-  у каждого ребёнка появилась  дополнительная возможность получать опыт общения со взрослым, учиться не бояться высказывать свои мысли;

-  большинство детей стали активными участниками занятия, а не пассивными слушателями;

-    дети успешно и легко усваивают более сложный материал для рассказывания;  

 -   появился интерес к речевому творчеству.

 

Библиографический список

   Анциферова А. А., Владимирова Т. А., Гербова В. В. и др. Воспитание детей в средней группе детского сада. -2-е изд., испр. -М. :Просвещение, 1982.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

 Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

 Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М., 1985

  Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -2-е изд. -М., 1984.

  Воспитание и обучение в средней группе детского сада. Программа и методические рекомендации/сост. В. В. Гербова. -М., 2006.

  Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. -М., 2005.

  Журнал”Воспитатель”№2/2009.

  Журнал”Воспитатель”№7/2009.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1983.

Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. 1979. № 1. С. 18-23.

  Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Гербова В.В. Развитие течи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание.- 1998.- №№1, 2, 3, 4.

Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО, 1997. 136 с.

Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1999.  

Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада /Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др. – М.: Просвещение, 1993.

Занятия по развитию речи в детском саду/под ред. О. С. Ушаковой. -М., 2001.

  Карпова С. Н., Степанова М. А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками. -1984№4.

 Кабанова Т.В., Домнина О.В, Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

  Короткова Э.П. Обучение дошкольников рассказыванию. М.:ИНТРИГА, 1998.

Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.

Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М., 1978.

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392с.

Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, А.П.Николаичева. - М.: Просвещение, 1984. - 240с.

Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн.1. Младшая и средняя группы. – М.: Школьная Пресса, 2004.

Проблемы изучения речи дошкольника. М.: РАО, 1994.

Развитие речи детей дошкольного возраста/под ред. Ф. А. Сохина. -М., 1984.

  Развитие речи и речевого общения/под ред. О. С. Ушаковой. -М., 1995.

Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1959. № 1. С. 127-140.

Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. - М.: Юнвес, 2000. - 156с.

Сомкова О. Развиваем речь детей // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1.

Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224с.

Струнина Е.М. Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание.1981. №2.

Струнина Е. Лексическое развитие дошкольников // Дошкольное воспитание, 1991, № 7. – с. 49.

Суворова И.Г. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., 2005.- с.248.

Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2006.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет. Сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - С.144 - 148.

Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание. 1984. № 10. С. 9-14.

Ушакова О., Струнина Е. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1998. - № 9.

Ушакова О. Основные направления исследований по развитию речи дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 7.

Ушакова О., Шадрина Л. Развитие связной речи. // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 2.

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.- 2-е изд. –М.: ТЦ Сфера, 2006.

  Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. -М., 2001.

  Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М., 2004.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Просвещение, 1974. - Т.1. - 348с.

Фокина Э. Развитие речи детей // Дошкольное воспитание.- 1987. - № 1.

Харченко В. Проблемы исследования детской речи. // Дошкольное воспитание. – 1985. - № 6.

 Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988.

Эльконин Д.Б, Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: «Педагогика», 2000.

Яшина В. Речевая среда и дети. // Дошкольное воспитание. – 2003 - № 8.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме: Конспект НОД в средней логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Весна".

Цель НОД: -Обогащение представлений о весне, о насекомых, развитие связной речи.Коррекционно-образовательные задачи.1. Закрепить представления о весне, о характерных признаках весны, о насекомых, их в...

НОД Развитие речи (средняя группа) Тема: «Звуковая культура речи: звуки Р, РЬ »

Цель: Познакомить со звуком Р.Задачи:Образовательные:1.учить правильно произносить звук изолированно и в словах.2. дать представление о многозначных словах. Развивающие:1. развивать фонематически...

НОД по развитию речи, средняя группа. Тема: «Звуковая культура речи: звуки Щ-Ч».

Упражнение  детей в правильном произношении звука Щ и дифференциации звуков Щ-Ч....

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...