Развитие речи в контексте с ФГОС
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме

Леонтьева Тамара Викторовна

Методы, способы, приёмы способствующие развитию речи у младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

       Развитие речи в контексте с ФГОС.

 С двух - трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуется содержание и форма: значительно увеличивается объём словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения, изменяют их, начинают овладевать речью-описанием.

Для наиболее эффективного и лучшего развития речи рекомендуется и используются такие методы и способы, как :

1. игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.

   Одним из показателей успешного речевого развития ребенка является: сформированные навыки правильного произношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Наибольший оклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы. («Покажи как лягушка улыбается»; «каша рассердилась и шипит» и т.д.)

2.речевые упражнения для закрепления звукового раннего онтогенеза.

  В стихах и играх необходимо закреплять (вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. (мы шагаем по мосту  ту-ту-ту…).

3.игры по развитию общей моторики.

  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Речевое развитие начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками. В процессе движений, сопровождаюшие словами решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь расширяется активный словарь.

Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с текстом, является мощным средством воспитания правильной речи.

Также положительно сказывается на развитие речи речевое сопровождение для спортивных дорожек; логоритмические игры с самомоссажем.

4.пальчиковые игры (развитие мелкой моторики).

  Движения пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека доказано давно. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развить речь ребенка.

Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев:

- изображение пальцами предметов окружающего мира («флажок», «стульчик» );

-движения пальцев, передающих динамичные образы («гармошка», «паучок» );

-игры с карандашом, орехами, и т.д;

-игры движения в воде, с песком, тесто;  

-рисование на бумаге пальцами;

Все игры обязательно должны сопровождаться речью!

5.игры и упражнения по развитию слухового внимания.

-игры с музыкальными игрушками (инструментами);

-развитие внимания к звукам окружающего мира (учатся различать звука: долгие – короткие; низкие – высокие);

6. активное развитие речи достигается через театрализованную деятельность.

  Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И только при правильных профессионально-грамотных условиях, ребенок успешно пройдет все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Одним из направлений театрализованной деятельности является фольклор, объединивший в себе стихи, песни, потешки, игровые и театральные приемы. Для более успешной работы подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закрепить речевые навыки и знания произведений народного жанра. В кгижном уголке размещены книги-раскладушки, книжки-малышки. В театральном уголке размещены фигурки  персонажей из потешек, стихов.  Малые формы фольклора представлены в картотеках с использованием, при формировании навыков самообслуживания и гигиены.  Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя» показываются в разных вариантах театра: настольный, плоскостной, фланелеграф, пальчиковый, би-ба-бо. После неоднократного показа и бесед, дети сами проявили желание самостоятельному и совместному показу, обыгрыванию сказок.

На собрании познакомила родителей с проведенной работой по театрализованной деятельности, показаны приёмы массажа, пальчиковые игры. Предоставлена консультация в устной и письменной форме «Что за чудо сказки», «Что читать детям» и т.д.  Родители проявили заинтересованность и предложили изготовить маски и костюмы.

В процессе работы над выразительностью слов персонажей, незаметно активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, интонационный строй.

Дети стали активнее общаться друг с другом, расширился словарный запас, ребята могут выразить свою просьбу, задать вопрос.

Проведенная работа показала, что все перечисленные методы и формы развития  являются важными средствами в развитии речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему " Логико - математическое развитие дошкольников в контексте с ФГОС ДО"

Педсовет для воспитателей на тему " Логико - математическое развитие дошкольников в контектсте с ФГОС ДО"...

«РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Разработанные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО определяют основные цели и задачи воспитания и образования каждого ребёнка в новых условиях, что предполагает индивидуальный подх...

Развитие речи в контексте с ФГОС ДО

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в с...

Тезисы на тему "Физическое развитие - одно из приоритетных направлений развития дошкольников в контексте введения ФГОС ДО"

laquo;Физическое развитие - одно  из приоритетных направлений развития дошкольников в контекстевведения ФГОС ДО»Первые годы жизни – имеют огромное значение в жизни человека. В ...