Многофункциональное дидактическое пособие "В гостях у Долли"
методическая разработка по развитию речи на тему

Артюшина Надежда Николаевна

Данное пособие создавалось для использования на занятиях по развитию речи и для проведения дидактических игр.

Систематическое использование дидактических игр и пособий  оказывает большое влияние на развитие речи детей. Работа по развитию речи становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. Изготовленное мною пособие повышает интерес детей к занятиям, стимулирует развитие мелкой моторики рук; помогает развивать пространственное восприятие, воображение, память, мышление и внимание; помогает увеличивать словарный запас и активизирует речевые функции; развивает эмоциональную сферу и приводит к положительным результатам в работе по развитию речи. 

Пособие  знакомит ребенка с изменениями, происходящими в природе и жизни людей в разное время года; используется для развития у детей связной и монологической речи, обогащения словарного запаса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_mnogofunktsionalnoe_posobie.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №359»
городского округа Самара
─────────────────────────────────────────────
443087, г.Самара пр.Карла Маркса,340   тел.953-07-35; 956-22-15
e-mail:
mbdou359@mail.ru ИНН 6319057323 КПП 631901001
ОГРН 1036300887204 БИК

В гостях у Долли

Многофункционально дидактическое пособие

Автор:

Артюшина Надежда Николаевна

воспитатель

высшей квалификационной категории

Самара

2015-2016 уч.год

Описание многофункционального дидактического пособия

 «В гостях у Долли»

Данное пособие создавалось для использования на занятиях по развитию речи и для проведения дидактических игр.

Систематическое использование дидактических игр и пособий  оказывает большое влияние на развитие речи детей. Работа по развитию речи становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. Изготовленное мною пособие повышает интерес детей к занятиям, стимулирует развитие мелкой моторики рук; помогает развивать пространственное восприятие, воображение, память, мышление и внимание; помогает увеличивать словарный запас и активизирует речевые функции; развивает эмоциональную сферу и приводит к положительным результатам в работе по развитию речи. 

Пособие  знакомит ребенка с изменениями, происходящими в природе и жизни людей в разное время года; используется для развития у детей связной и монологической речи, обогащения словарного запаса.

Цель пособия:

  • Речевое развитие детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • формировать звуковую культуру;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать лексику;
  • формировать грамматический строй речи;
  • развивать связную речь дошкольников;
  • обучать детей дошкольного возраста общению и речевому этикету.

Дидактическое пособие ориентировано на дошкольников 3-6 лет.

Пособие «В гостях у Долли» многофункционально:

• работа с использованием всех сторон пособия: рассказывание по готовой картинке, поиск несоответствий данному в задании времени года, самостоятельный отбор картинок для описания, сравнительные рассказы о сезонных изменениях, деление слов на слоги, развитие фонематичского слуха;

• работа по одной из сторон позволяет составлять рассказы по узким темам: «Где ошибся художник», «Время года», «Путешествие по сказкам», «Составление рассказа об основах здорового образа жизни».

Все элементы пособия легко снимаются и крепятся с помощью ленты Велькро, что является доступным и безопасным для самостоятельной игры дошкольников.

Инновационный характер пособия заключается в целесообразном слиянии наглядности (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин, плана высказывания (Л.С. Выготский) и практических действий. Действуя с ним, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (кинестетический, визуальный, аудиальный). Данное пособие индивидуализирует коррекционный процесс: позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка в области познания. Используемые в пособии приемы ориентированы на наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.

Авторское наглядно – игровое пособие обладает целым рядом несомненных достоинств, позволяющих широко применять данный материал как в практике педагога, так и в семье:

• доступность переводит учебную ситуацию в план знакомой и любимой игры, поддерживает положительный эмоциональный фон на занятиях;

• вариативность использования позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление нужных учебных навыков;

• богатство лексического содержания игр создаёт необходимую базу для развития языкового вкуса и чутья, обогащения картины мира и развития мышления воспитанников;

• высокий уровень оформления наглядно — игрового пособия стимулирует процесс освоения языкового материала, способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления.

Наглядные пособия – это бесценный источник знаний для детей. Ребенок учится сравнивать, находить закономерности. У него развивается наблюдательность, связная речь, интерес к окружающему миру.

 Пособие имеет 4 стороны, каждая из которых несет определенное задание.

1 сторона — «Окно».

2 сторона — «Дети».

3 сторона — «Лесенка».

4 сторона — «Дерево».

Первая сторона  помогает ребенку отправиться в гости к Долли, которая приготовила разные задания. С помощью вращающейся трубы домика, ребенок выбирает время года и в соответствии с данным временем года. Задания по составлению описательных рассказов, подбору противоположных по смыслу слов и т.д. Вариативность заданий в окне доступна благодаря сменным картинкам.

На второй стороне  играющие «одевают» изображенных детей в соответствии с погодой установленной на стороне 1,а также в соответствии с погодой на улице.

Третья сторона поможет детям  в делении слов на части. Ребенок выбирает картинку, определяет сколько частей в слове названия предмета и ставит на соответствующую ступень лестницы (одна часть – первая ступенька, две – вторая и т.д.). Способствует закреплению знаний о овощах, фруктах, животных и их детенышей. С помощью лестницы дети могут самостоятельно выкладывать сериационный ряд по разным признакам предмета. Данная сторона используется также как сюрпризный момент, для информации о времени года, а также для подбора слов на заданную тему.

        Четвертая сторона «Дерево» служит для развития мелкой моторики.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, поэтому это красочное пособие поможет детям в игровой форме развивать не только пальчики, но и речь. Для этого в пособии присутствует дерево, на котором дети крепят листочки разного цвета, фрукты, снежинки , под деревом растения ,насекомые, животные, цветы, над деревом -солнце, тучка, дождь, ветер, снег и т.д.

Дидактические игры с использованием наглядно – игрового многофункционального пособия «В гостях у Долли».

  • «Какое животное лишнее?»

Цель: расширять представление о домашних (диких) животных. Их значимость в жизни человека.

Материалы: карточки с домашними (дикими) животными.

Ход игры: поставить на желтую ступень лестницы домашних животных, а на зеленую дикое животное. Какое животное лишнее? Почему?

Игра проводится в разных вариантах (Например, «Какой предмет лишний?»)

 

  • «Составление описательного рассказа по опорным картинкам»

Цель: дать детям представление об особенностях климатической зоны проживания, упражнять в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий связно, в логической последовательности, формировать представления о причинно-следственных связях и закономерностях в явлениях природы.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям прослушать рассказ о сезоне, по ходу рассказа обращая их внимание на картинки. После прослушивания предлагает детям объяснить, что обозначает каждая картинка.

  • «Что изменилось?»

Цель: учить детей замечать в пейзажах изменения; развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость.

На стороне 1— весенний пейзаж, птичка, солнышко, цветок, животное.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть весенний пейзаж. Затем дети закрывают глаза, воспитатель в это время что-то меняет что-то в весеннем пейзаже (добавляет птичку, убирает солнышко, добавляет цветок и т.д.).

Дети открывают глаза и называют, что изменилось.

«Весна»

Наступила весна. Весной солнце начинает припекать. На улицах капель. Бегут ручейки, по которым дети пускают кораблики. На деревьях набухают почки, а потом появляются листочки. Расцветают тюльпаны, нарциссы и ещё много разных цветов. Весной прилетают птицы: грачи, ласточки, соловьи. Птицы весной вьют гнезда. Люди надевают весеннюю одежду: легкие куртки, вязаные шапки, резиновые сапоги. Начинаются полевые работы: люди сажают на огородах овощи. Мне нравится весна, потому что весной красиво!

И так далее по всем временам года.

  • «Что изменилось?»

Проводится после беседы об особенностях какого-либо времени года.

Цель: активизация памяти и речи ребенка, обогащение словарного запаса.

Воспитатель убирает одну или несколько картинок. Задача детей, угадать, что изменилось и доказать, почему эта картинка не подходит к заданному времени года.

  • «Составление описательно-повествовательных (творческих) рассказов по заданной теме».

Самый сложный тип связных высказываний, требующий синтеза всех ранее усвоенных знаний. Рассказ составляется по узкой теме.

Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Времена года». Развитие связной речи, обучение составлению описательно-повествовательных рассказов о временах года (о сезонных изменениях в животном и растительном мире) .

Ход игры: Педагог предлагает детям начало истории: Однажды холодной, вьюжной зимой в берлоге родился маленький медвежонок. Всю зиму он грелся около своей мамы, а с первыми лучами солнца… Задача детей, составить рассказ о приключения маленького медвежонка по плану: Летом в лесу. Подготовка к зиме. Опять в берлогу.

  • «Что перепутал художник?»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, связной речи.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку в окне. Ребенок придумывает фантастический рассказ по этой картинке, при этом он должен найти все ошибки, которые сделал художник.

  • "Найди по цвету" 


Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. 
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. 
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.

Например: 
Красное - яблоко, кресло, платье. 


Желтая - репа, краска, сумка. 


Синий - василек, баклажан, карандаш. 

  • "Выбери правильное слово" 


Цель: развитие мышления, речевого внимания
.


Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку

выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. 

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? 


Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер. 


На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

 
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку). 


Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой). 


Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге). 


Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам). 


  • "Скажи наоборот" 


Цель: расширение словаря антонимов. 


Для этой игры ребенок выбирает в окне у Долли большого медвежонка и маленького и с помощью стороны «Лестница» подбирает к картинкам противоположные по смыслу слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное дидактическое пособие для младших дошкольников "Сенсорное панно"

представлены игры и упражнения для работы с детьми младшего дошкольного возраста...

Многофункциональное дидактическое пособие "В гости к сказке"

Пособие можно  применять как в коррекционной работе, так и по всем  образовательным  областям: для развития у детей  коммуникативных навыков, творческих способностей, развитие игро...

Многофункциональное дидактическое пособие "Дидактическая юбка"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение           детский сад №46 Пушкинского района Санкт-Петербурга   М...

Дидактическая игра "Найди соответствие". Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5 - 7 лет.

Дидактическая задача: Через дидактическую игру «Найди соответствие», создать условия для закрепления представлений детей об окружающем, умение выражать свои мысли, делать выводы.Игро...

Многофункциональное дидактическое пособие «Дидактическая юбка» как средство формирования предпосылок функциональной грамотности детей раннего дошкольного возраста»

Адаптационный период в детском саду – серьёзное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ре...

Авторское многофункциональное дидактическое пособие и Методические рекомендации по организации работы с пособием «Пятнышки»

Авторское многофункциональное дидактическое пособие и Методические рекомендации по организации работы с пособием «Пятнышки»...

Разностороннее развитие детей раннего возраста посредством использования многофункционального дидактического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...