Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе "Моя дружная семья"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Брязгина Наталья Евгеньевна

Занятие на тему "Моя дружная семья" проводилось в рамках проета "Семья". 

Программные задачи

Образовательные

Формировать у детей знания о семье.

Формировать у детей умение отвечать на вопросы воспитателя.

Вводить в активный словарь детей имена существительные (семья, родители, сын, дочь, взрослый, ребенок).

Активизировать глагольный словарь (трудовые действия).

Формировать речевой слух (различать близкие по звучанию имена – Оля и Коля).

Стимулировать детей рассказывать о своей семье.

Развивающие

Развивать умение координировать речь с движением.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление (дидактическая игра «Кому что нужно?»).

Воспитательные

Воспитывать любовь, уважение к своей семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Моя дружная семья»

Составила и провела воспитатель первой квалификационной категории Брязгина Наталья Евгеньевна

Предварительная работа

Просьба к родителям поговорить с детьми о составе своей семьи, просмотреть семейные фотографии и принести некоторые из них в группу. Беседы с детьми о членах их семьи, о том, как кого зовут.

Рассматривание сюжетных картинок по теме и беседы по ним. Дидактические игры «Кому что нужно?», «Кто что делает?», «Чей домик?», «Чья мама?».

Чтение художественной литературы.

Сюжетные и сюжетно-ролевые игры на тему «Семья».

Различные виды продуктивной деятельности.

Программные задачи

Образовательные

Формировать у детей знания о семье.

Формировать у детей умение отвечать на вопросы воспитателя.

Вводить в активный словарь детей имена существительные (семья, родители, сын, дочь, взрослый, ребенок).

Активизировать глагольный словарь (трудовые действия).

Формировать речевой слух (различать близкие по звучанию имена – Оля и Коля).

Стимулировать детей рассказывать о своей семье.

Развивающие

Развивать умение координировать речь с движением.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление (дидактическая игра «Кому что нужно?»).

Воспитательные

Воспитывать любовь, уважение к своей семье.

Оснащение

Пособие «Дом», предметные картинки (тарелка, губка, мыло, табурет, гвозди, молоток, грузовик, кубики, веревочка, кукла, косичка, бантик).

Ход занятия

  1. Приветствие.

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

 Доброе утро, ребята!

- А теперь давайте пожелаем доброго утра и нашим гостям, но только тихо-тихо, как будто мама еще спит, а мы не хотим ее будить.

Дети (тихо):  Доброе утро, гости дорогие!

Воспитатель: А сейчас можем поздороваться громко, потому что в доме уже все проснулись.

Дети (громко):  Доброе утро!

  1. Основная часть

Воспитатель:  Молодцы! Присаживайтесь на стульчики, ребята и посмотрите сюда. Что вы видите?

Дети: Дом.

Воспитатель: А как вы думаете, кто может жить в этом доме?

Дети: мама, папа, дочка….

Воспитатель: Да, правильно, здесь живет семья – родители и их дети.

Давайте посмотрим, кто живет наверху? Приоткроем окошко.

 – Это взрослый или ребенок?

Дети: Взрослый.

Воспитатель: А это папа или мама?

Дети: Папа.

Воспитатель закрывает окошко.

Воспитатель: Теперь давайте приоткроем другое окошко.

– Это взрослый или ребенок?

Дети: Взрослый.

Воспитатель: А это папа или мама?

Дети: Мама.

Воспитатель закрывает окошко.

Воспитатель:  Теперь посмотрим, кто же живет внизу? Дети, кто это?

Дети: Мальчик.

Воспитатель: А это сын или дочка?

Дети:  Сын.

Воспитатель:  Какие молодцы, все правильно говорите. Давайте приоткроем последнее окошко внизу. Кто это?

Дети: Девочка.

Воспитатель: А это сын или дочка?

Дети: Дочка.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте вспомним и покажем, кто из членов семьи, у какого окошка сидит?

- Кто находится в верхних окошках?

Дети: папа и мама.

Воспитатель: А как их можно назвать одним словом?

Дети: Родители.

Воспитатель: А кто сидит у  нижних окошек?

Дети: мальчик и девочка.

Воспитатель: А мальчик для родителей кто?

Дети: Сын.

Воспитатель: А девочка?

Дети: Дочка.

Воспитатель: Правильно, ребята. А еще в семье детей можно называть словами «брат» и «сестра».

А сейчас мы немного отдохнем и поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Ну а этот пальчик – я!

 Вот и вся моя семья!»

Кто что делает? (беседа по картинкам)

Воспитатель: Ребята, давайте «зайдем» в дом и посмотрим, кто из членов семьи, чем занят.

Воспитатель показывает на картинку и просит назвать, кто на ней изображен.

(Папа, мама, дочка Оля и сын Коля).

Далее воспитатель подзывает одного ребенка и просит рассказать, что делает на ней взрослый или ребенок.

Воспитатель: Саша, скажи, чем занята мама?

Саша: Мама моет посуду.

Воспитатель: Давайте покажем, как это она делает. (Положить одну ладонь на другую и совершать по ней круговые движения, как будто моем тарелку.)

Хорошо, Саша, присаживайся на свое место. Гриша, а ты у нас будешь маминым помощником. Принеси, пожалуйста, со стола картинки, на которых изображены предметы, необходимые маме для работы.

Гриша приносит картинки, на которых изображены тарелка, губка и мыло.

Воспитатель: Покажи ребятам, Гриша, что ты принес и назови эти предметы.

Гриша: Тарелка, губка и мыло.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, правильно Гриша отобрал картинки?

Дети: Да!

Воспитатель: Молодец, Гриша! Спасибо тебе. Можешь вернуться на свое место.

Следующего, желающего сказать ребенка, воспитатель просит ответить, чем занят папа?

Ребенок: Папа чинит табурет.

Воспитатель: Как он чинит?

Ребенок: Забивает в нее гвоздь.

Воспитатель: А чем он его забивает?

Ребенок: Молотком.

Воспитатель: Покажи ребятам, как он это делает? (Указательным и большим пальцами руки «держать» воображаемый гвоздь. Правую руку сжать в кулак и «стучать»  ею по гвоздю.)  Давайте, ребята, все вместе покажем, как папа чинит табурет. Хорошо. А сейчас  (имя ребенка)  будет папиным помощником(цей).

- Принеси, пожалуйста, со стола картинки, на которых изображены предметы, необходимые  для работы папе.

Ребенок приносит картинки, на которых изображены гвозди, молоток, табурет.

Воспитатель: Покажи ребятам,….., что ты принес(ла) и назови эти предметы.

Ребенок: Гвозди, молоток, табурет.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, правильно …. отобрал(а)  картинки?

Дети: Да!

Воспитатель: Молодец, …..! Спасибо тебе. Можешь вернуться на свое место.

Следующего ребенка воспитатель просит сказать, чем занят Коля?

Ребенок: Коля везет грузовик.

Воспитатель: А как он его везет? За что тянет?

Ребенок: За веревочку.

Воспитатель: Что Коля положил в кузов?

Ребенок: Кубики.

Воспитатель: Значит, Коля везет за веревочку грузовик с кубиками. Хорошо. Покажи ребятам, как он это делает? («Держать » в одной руке воображаемую веревочку и «тянуть» за собой машинку.) Давайте все вместе покажем, ребята. Хорошо. А сейчас ….будет Колиным(ой) помощником(цей).

- Принеси, пожалуйста, со стола картинки, на которых изображены предметы, необходимые  Коле для игры.

Ребенок приносит картинки, на которых изображены грузовик, веревка и кубики.

Воспитатель: Покажи ребятам,….., что ты принес(ла) и назови эти предметы.

Ребенок: Грузовик, кубики, веревка.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, правильно …. отобрал(а)  картинки?

Дети: Да!

Воспитатель: Молодец, …..! Спасибо тебе. Можешь вернуться на свое место.

Следующего ребенка воспитатель просит сказать, чем занята Оля?

Ребенок: Оля завязывает кукле бантик.

Воспитатель: Правильно. Но прежде, чем завязать бантик кукле, Оля расчесала ей волосы, затем заплела косичку и завязала бантик. Давайте покажем, как она это делает. («Расчесывают» воображаемые волосы, «заплетают» воображаемую косичку, «завязывают» воображаемый бантик.)

Молодцы. А сейчас ….будет Олиным(ой) помощником(цей).

- Принеси, пожалуйста, со стола картинки, на которых изображены предметы, необходимые   Оле.

Ребенок приносит картинки, на которых изображены расческа, косичка и бантик.

Воспитатель: Покажи ребятам,….., что ты принес(ла) и назови эти предметы.

Ребенок: Расческа, косичка, бантик.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, правильно …. отобрал(а)  картинки?

Дети: Да!

Воспитатель: Молодец, …..! Спасибо тебе. Можешь вернуться на свое место.

Воспитатель: Хорошо, молодцы, ребята. Мы увидели с вами, что в этой семье все заняты делом. А вы помогаете дома своим родным?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте поиграем с вами в игру «Помощники».

Физминутка  «Помощники»

Педагог                                      

Дети

Движения

Папа пилит.

И мы пилим.

Ребром ладони «пилить», совершая движения вперед-назад.

Папа красит.

И мы красим.

Кистью руки сверху вниз совершать движения, как кисточкой, которой красят.

Мама подметает.

И мы подметаем.

Кистью руки с растопыренными пальцами «подметать» горизонтальную поверхность, как веником.

Мама стирает.

И мы стираем.

Сжать руки в кулаки и тереть один кулак о другой, как будто стирая воображаемое белье.

Бабушка вяжет.

И мы вяжем.

Сжать руки в кулаки и покачивать один кулак относительно другого, как будто вяжем.

Бабушка поливает цветы.

И мы поливаем цветы.

Сжать правую руку в кулак, как будто держим в нем лейку. Наклонять воображаемую лейку, совершая рукой дугообразные движения.

Дедушка чинит стул.

И мы чиним стул.

Сжать правую руку в кулак и вращать им, как будто в руке находится отвертка.

Воспитатель: Замечательные помощники! Присаживайтесь на стульчики.

Мы рассказали о семье, которая живет в этом доме. А кто хочет рассказать о своей семье? (Вопросы воспитателя детям: «С кем ты живешь?», «Как зовут твою маму, папу…..?»)

Ответы детей.

  1. Рефлексия

Ребята, а вы любите своих родителей?

Дети: Да!

Воспитатель: Конечно, и родители вас тоже очень любят, заботятся о вас.

Мы сегодня с вами узнали, что такое семья. Семьи бывают разные. В семье может быть мало людей, а может быть и много. Часто в семье бывают не только мама, папа и дети, но и бабушки, дедушки, тети, дяди. Но какой бы ни была семья, все ее члены всегда живут дружно, в одном доме, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Используемая литература

Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 г.). – СПб.: Паритет, 2008. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Дружная семья" с использованием инновационных технологий

Это занятие рекомендуется как итоговое занятие по развитию речи, здесь используется такой инновационный прием, как рассказ детей по семейным фотографиям...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему "Звуковая культура речи: звук [ц]"

Предлагаю конспект занятия по звуковой культуре речи для детей второй младшей группы детского сада. Материал, который вы можете использовать дорогие коллеги! Провести занятие в своём детском саду со с...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: Звуковая культура речи. Звук «С». Мини-театр - показ сказки «Рукавичка».

1) Знакомство со звуком С. Учить произносить звук С; произносить сочетание звуков СА, АС, СО, ОС, СУ, УС, СЫ, ЫС.2) Закреплять знания о домашних животных.3) Воспитывать любовь к сказкам.4) Уметь отвеч...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

КОНСПЕКТ итогового занятия по развитию речи во второй младшей группе "Дружный теремок"

Организационная деятельность, подготовка к занятиюЗанятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующ...