«В гостях у Корней Корнеича» Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации и дифференциации звуков [Р] - [Р’].
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Татьяна Николаевна Тимофеева

Данное занятие позволяет автоматизировать звуки [Р] и [Р’] в речи. Провести дифференциацию в игровой форме. Приобщить детей к прекрасному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Ф.К. САЛМАНОВА

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ "СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД"

«В гостях у Корней Корнеича»

Конспект подгруппового логопедического занятия

по автоматизации и дифференциации звуков [Р] - [Р’].

Подготовила: учитель-логопед  первой квалификационной категории              

Тимофеева Татьяна Николаевна

Сургут,

2015 г.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [Р’].

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

- ознакомить детей с одним из видов природных ископаемых (минералы);

- упражнять в составлении рассказа-описания по схеме.

Коррекционно-развивающие: 

- продолжать развивать артикуляционный аппарат;

- закреплять в речи детей звуки [Р] - [Р’] в слогах, словах, предложениях, связной речи;

- развивать фонематический слух;

- развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память);

- развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: 

- воспитывать любовь к прекрасному, бережное отношение к природе;

- воспитывать чувство сопереживания умение работать в коллективе.

Оборудование: предметные картинки сказочного героя «Корней Корнеича; обручи; презентация выполненная в программе «Power Point» (предметные картинки: лопаточка, молоток, дятел, грибочек; червячки; замок; ключ и т.д.); CD «Лунтик» - развивающие занятия для малышей;  CD Е. Железновой («Раз, два, три»).

Словарная работа: геолог, шахтёр, камни – минералы, самоцветы, тоннель, многогранник.

Ход занятия:

1 Организационный момент.

Ребята вы любите ходить в гости? Узнать у каждого ребёнка к кому он любит ходить. Мы сегодня с вами отправимся погостить, а к кому вы должны угадать, послушав мою загадку.

У МЕНЯ НЕТ РУК И НОГ,

САМ Я ТОНКИЙ КАК ШНУРОК.

ДЛЯ ЛЮБОГО РЫБАКА

Я НАЖИВКА ДЛЯ КРЮЧКА.

                                         (ЧЕРВЯК)

Молодцы угадали. Это червяк, но не простой, а дождевой зовут его Корней Корнеич.  Ребята, а что вы знаете о дождевых червяках? (Где они живут? Чем питаются? Какую пользу приносят людям?) Вот и Корней Корнеич  живет под землей, он любит и умеет рыть тоннели, может починить любой сложный механизм, в его норе хранится много совершенно удивительных вещей.  А каких, мы с вами сейчас узнаем. Ну, что отправляемся в путь.

(Дети пролезают через обруч).

2  Артикуляционная гимнастика.

Ребята смотрите вот и Корней Корнеич, он так похож на шахтёра. А кто такие шахтёры? (Люди, которые работают глубоко под землёй). Какие инструменты им необходимы для работы?

Лопата - «ЛОПАТОЧКА»; Молоток  - «МОЛОТОЧЕК» ими они стучат как дятлы  - «ДЯТЕЛ»;  надевают на голову каску, как шляпки у грибов – «ГРИБОЧЕК», а ещё мы можем услышать мотор отбойных молотков «МОТОР». Большой молоток работает  РРРРР (какой звук издаёт большой молоток - твёрдый), а маленький молоточек  РЬ РЬ РЬ (мягкий). Молодцы!

3 Характеристика звука.

Давайте вспомним, в каком положение находятся губы при произнесение звуков [Р] - [Р’]? Где находится язык? Что происходит с язычком? (дрожит-вибрирует)  Какой звук [Р] - согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синем кружком, а звук  [Р’]- согласный, мягкий, звонкий, обозначается зелёным кружком. Чем звук [Р]  отличается от [Р’] ?

Ребята смотрите Корней Корнеич улыбается, вы так много рассказали ему о звуках Р и РЬ, ему захотелось познакомить вас со своими друзьями червячками  (детям предлагается пройти на ковёр, сесть в кружок).

4  Выделение звуков [Р], [Р’] среди других звуков.

Смотрите сколько их, и все такие разные (круглые, пластмассовые, спиральные, деревянный, прямые, поролоновые). Давайте мы поиграем с ними – игра «Червячки». Я вам буду называть звуки. Если вы слышите звук [Р], тогда берёте круглого червячка и разворачиваете его, если  [Р’] тогда берёте прямого и  сворачиваете, если любой другой звук то тогда берёте поролонового или деревянного червячка и катаете им по ладошкам. Молодцы справились с заданием. Отправляемся дальше (детям предлагается сесть за столы).

5  Выделение звуков [Р], [Р’] в слогах.

Ребята смотрите, на двери весит замок. Чтобы попасть в следующую комнату  нужно найти ключ. А для этого вам необходимо поймать слоги со звуком [Р]  и [Р’]. Игра «Весёлые ладошки»  (детям предлагается поймать слоги, хлопнув в ладоши, со звуками [Р], [Р’] из ряда слогов). Молодцы! А вот и ключ.

6  Выделение звуков [Р], [Р’] в словах, дифференциация звуков.

Смотрите Корней Корнеич одел свою каску, наверное, он собрался добывать драгоценные камни. Люди, какой профессии добывают драгоценные камни, самоцветы? (геологи, шахтёры), а где они их добывают? (в шахтах, на поверхности земли). Вот и мы с вами поможем Корней Корнеичу добыть немного камней. Но сначала  мы рассмотрим эти камни, вспомним их название. (Рубин, изумруд, бриллиант, сапфир, бирюза, янтарь). Какой мы слышим звук в слове? (твёрдый, мягкий). Где находиться звук [Р], [Р’]? (в начале, середине, конце слова). Игра

«Лунтик» - развивающие занятия для малышей (далее детям предлагается отправиться в следующий тоннель – пройти на ковёр).

7 Физ. Минутка.

Песенка Е.Железновой «Раз, два, три». Все червячки убежали от вороны? (детям предлагается пройти за столы).   

8 Автоматизация звуков в предложениях.

Давайте мы посчитаем, сколько червячков убежало.

От вороны уполз один червячок. От вороны уползли два червячка. От вороны уползли три червячка и т.д.  (четыре червячка, пять червячков, шесть червячков, семь червячков, восемь червячков, девять червячков, десять червячков). Молодцы! Теперь нам пора возвращаться на поверхность земли (детям предлагается пройти через обруч).  

9 Автоматизация звука в связной речи.

Ребята вам понравилось у Корней Корнеича. Он решил подарить вам на память свои фотографии. Расскажите, какой Корней Корнеич на ваших фотографиях.  А чтобы ваш рассказ получился  интересным, я вам раздам вам волшебные карты (схемы). Дети составляют рассказ-описание.

Итог: Вы такие молодцы. И с этим заданием справились. Фотографии Корнея Корнеича вы можете забрать себе, а дома рассказать мамам и папам где вы сегодня были. А ещё я попрошу вас нарисовать дома,  камень, который вам больше всего понравился. С помощью родителей написать его название, и цветовой схемой обозначить твёрдость или мягкость звука [Р].

На сегодня наше путешествие завершено, до свидание ребята.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия имени Ф.К. Салманова Дошкольное отделение «Солнечный город» Презентация к логопедическому занятию «В гостях у Корней Корнеича » Подготовила: учитель-логопед Тимофеева Татьяна Николаевна г. Сургут, 2015г.

Слайд 2

ЗДРАВСТВУЙТЕ

Слайд 3

КОРНЕЙ КОРНЕИЧ

Слайд 4

ШАХТЁРЫ

Слайд 5

ЛОПАТОЧКА

Слайд 6

МОЛОТОЧЕК

Слайд 7

ДЯТЕЛ

Слайд 8

ГРИБОЧЕК

Слайд 9

МОТОР

Слайд 10

МНЕ ВЕСЕЛО

Слайд 11

Замок

Слайд 12

КЛЮЧ

Слайд 13

КОРНЕЙ КОРНЕИЧ

Слайд 14

РУБИН

Слайд 15

ИЗУМРУД

Слайд 16

БРИЛИАНТ

Слайд 17

САПФИР

Слайд 18

БИРЮЗА

Слайд 19

ЯНТАРЬ

Слайд 20

КАР-КАР-КАР

Слайд 21

РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ Как зовут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звуков «Ш» и «Ж» в словах и фразовой речи»

В занятии для детей логопедической группы использованы игры на развитие слухового контроля, артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, которые связаны тесным образом.Материал рекомендуется учител...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях»

Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать произношение звука в словах и предложениях;-совершенствовать фонематическое восприятие;-упр...

План - конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Все чаще встречаются детки, которые не могут усидеть на одном месте. Чтобы совместить полезное с приятным, а именно, учебную деятельность и физическую активность предлагаю конспект индивидуального (по...

Логопедическая подгрупповая НОД по автоматизации и дифференциации звуков с использованием фитбол-мяча Тема: «Продукты»

Логопедическая подгрупповая НОД по автоматизации и дифференциации звуков с использованием фитбол-мяча  Тема: «Продукты»         Составитель:Учитель-ло...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]"

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]"...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Р и Л

Закрепить навыки различения звуков Р-Л в слогах, словах.Развивать фонематическое восприятие.        Формировать навыки фон...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по теме: « Дифференциация звуков Ш и Щ».

Оборудование:  Цветные буквы Ш(синяя) и Щ(зелёная), зеркала, отдельно напечатанные слова, камень, верёвка, речевые профили, логопедические зонды для постановки правильного речевого выдоха, предме...