Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Как ежик выручил зайца».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Хлынцева Ольга Анатольевна

В этом конспекте дети учаться составлять сказки, подбирать слова синонимы, описывать внешний вид персонажей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе  на тему:  «Как ежик выручил зайца».

Выполнила: воспитатель Хлынцева О. А.

Задачи. Связная речь: учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

грамматика: учить подбирать однокоренные слова;

словарь: учить подбирать синонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; учить подбирать антонимы; помочь усвоить значения многозначных слов;

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадки:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки — ни одной.

(Н. Артюхова.)

Дети отгадывают, что это заяц и еж. Воспитатель спрашивает, почему у ежа много иголок, зачем они ему, какие еще бывают иголки.

— Где живут еж и заяц? (В лесу.)

— Какие слова можно образовать от слова лес ? (Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок.) При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы:

— Как называется тропинка в лесу? (Не в парке, не в саду, а в лесу.) (Лесная.)

— Как называют человека, который работает в лесу? (Лесник.)

— Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок.)

— А теперь повторите слова, которые вы вспомнили и назвали.

— Еж был смелый, а заяц — какой? (Трусливый.) Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным.

— Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый (боязливый, пугливый...).

— Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный...).

Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, | воспитатель спрашивает: «Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый? Да, похожи. Можно сказать, что заяц трусливый? Да. А что заяц пугливый? Да. Это слова, близкие по смыслу, слова-друзья.

Физкультминутка

Стали звери просыпаться

И зарядкой заниматься.

Первой лисонька бежала,

Она хвостиком виляла

Хвостик вправо, хвостик влево,

Она ловко им вертела.

Раз прыжок, а два присядка

Это заячья зарядка.

Ну а белка ловко скачет,

Словно мячик, словно мячик,

Потом спрячется в дупло

Не найдет ее никто.

Воспитатель:  Сегодня мы будем придумывать сказку о том, как ежик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как еж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

Когда будете сочинять сказку не забывайте, что у сказки есть начало. Как начинаются обычно сказки? Какими словами?

Жили-были, жил-был

В сказке есть середина и конец. Сказка всегда заканчивается хорошо, добро побеждает зло.

(Следует спросить не менее пяти детей — они могут рассказывать группами.) После двух-трех рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.

А сейчас я прочитаю вам стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Вы поможете мне найти в нем слова, противоположные по смыслу.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь... (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты... (храбрец).

Теперь начало я скажу —

Ну, отвечай... (конец).

— Давайте все вместе скажем стихотворение еще раз,— предлагает воспитатель.

Итог: Вам понравилось составлять сказки. А чья сказка вам понравилась больше? Почему? Лесовичку-старичку тоже понравились ваши сказки. Он их запомнит и расскажет эти сказки всем лесным жителям в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима

Занятие учит детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные сло...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах»

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах» Программное содержание: - закрепить представление детей о книжной граф...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;   развитие связной речи, умение сравнивать, анал...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Перелётные птицы»

формирование навыков составления описательного рассказа с опорой на схему. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Школа. Школьные принадлежности»

1.Уточнитьзнания детей о школе, закрепить название и назначение учебных принадлежностей.2.Закрепить умение драматизировать художественное произведение последовательно и точно.3.Совершенствовать ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

                Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема"Пересказ татарской народной сказки "Три сестры".

Обогащать словарный запас детей. Способствовать развитию творческого воображения, вызывать желание изменить концовку сказки. Воспитывать нравственные качества, внимание, доброжелательное отношение к в...