Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора
консультация по развитию речи на тему

Галкина Елена Александровна

Наряду с использованием традиционных средств по развитию речи детей раннего возраста не менее эффективными средствами являются малые формы фольклора. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами, художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на развитие речи детей раннего возраста. Воспитание правильной речи – одна из важных задач в общей системе по родному языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора

Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает - народная мудрость. Слово «фольклор», которым обозначают понятие «устное народное творчество» произошло от соединения двух английских слов «folk» - народ и «fore» - мудрость. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало её связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и своё место в нем. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Фольклор одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, т.к. содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом возрастных возможностей. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но неподвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др. Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимосвязь их и дают, что следует называть народной педагогикой». Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе песни, игровые приемы, стихи, танец. Ребёнок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы фольклора таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны такие способы создания определенных взаимоотношений с взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, поговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических жанров фольклора.

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Фольклор имеет огромное значение в жизни малыша, вызывает положительные эмоции, побуждает интерес. О.И. Каница предложила своё понимание и определение детского фольклора термин «детский фольклор» применяется для обозначения всех произведений устного народного творчества, которые бытуют среди детей. Носителями и творцами детского фольклора являются взрослые и дети». Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребёнка, т.к. черпает материал для детей из разных источников. Первое знакомство ребёнка с поэзией начинается с малых форм фольклора. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако таят в себе немалые жанровые богатства. Малые формы фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречаются определения детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, уход за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров. На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развернутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотреть книгу, аккуратно положить её в отведенное место. Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей. Иногда – это целая система образов, сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры, стиль, язык, звуковая организация высоко поэтичны, содержание более значительно. Как отмечает Н. Гавриш «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка». Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Используя в своей речи поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонационно - окрашивая 14 свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, поговорки и др. являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко). Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить – овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребёнка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы. Ребёнок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль малых фольклорных форм песенок, потешек, поговорок, прибауток, закличек и др. Ребёнок – один из главных образов поэзии малых форм. «Наша Маша маленька» - и о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображен ярко и красочно. В этой потешке отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идет гулять. Ведь это о нём самом потешка. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую. Знакомство детей суетным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка, водичка…»), накормить («травка - муравка»). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под 15 звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. Особенно много радости доставляют игры с взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Знакомя детей с потешками «Курочка - Рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька - Мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка» со стихотворением А. Барто «Кто как кричит» воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных. Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые приходится преодолевать, рассматривание иллюстрации – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. В наше время, когда вопросы нравственно-эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира. Малые формы фольклора выполняют существенную роль в процессе развития речи детей. Если ребёнку систематически рассказывают сказки, потешки, прибаутки и т.д. у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. В это время у ребёнка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное 16 обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни – в дошкольном возрасте – эстетического восприятия художественной литературы. Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим, через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса. Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть этот путь будет освещен солнцем народного творчества.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т.д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет ребёнка, радует, т.е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а так же у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Наблюдение за детьми показали, что большинство малышей довольствовались лишь рассматриванием картинок в книгах. Узнавая потешку, сказку, только называли её персонажей. Навыки речевой деятельности детей были развиты слабо. Я поставила перед собой задачу - использовать малые формы фольклора для развития речи детей. Поэтому в работе с детьми я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, прибаутки, диалоги сказок, тактично, с чувством меры, с учетом доступности и восприятия, включать их в повседневный разговор с детьми. Особенно эффективно использую малые фольклорные формы в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с мамой я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки: Петушок, петушок Золотой гребешок…. Или Киска, киска, киска брысь На дорожку не садись….. Или 23 Вот собачка Жучка Хвостик закорючка… Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик – я, вот и вся моя семья. Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых форм дети быстро запоминают: У сороки заболи, У вороны заболи А у Лерочки заживи. Или Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Сашенька хороший, Сашенька пригожий. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причесыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. При умывании: Водичка, водичка умой моё личико…. Знаем, знаем да-да-да Где ты прячешься вода! Выходи водица! Мы пришли умыться! От водички, от водицы 24 Всё улыбками искрится От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Катя умывается, Солнцу улыбается! При расчесывании: Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти косонька до пят, Все волосоньки в ряд… Во время приёма пищи: Умница, Варенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Сладкую, душистую. Это ложка Это чашка В чашке – гречневая кашка. Ложка в чашке побывала Кашки гречневой не стало. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. Знакомство с потешками начинаю с рассматривания картинок, иллюстраций (Ю. Васнецова), игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказываю о персонаже потешки, о его особенностях. Объясняю детям значение новых слов, услышанных в потешке, хорошо, когда у детей уже сформировано представление о рассказываемом животном в потешке: «Киска», «Конь», «Козлик», «Курочка», «Котик», «Коровушка» и т.д. 25 Используя дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?». Провожу словесные игры по мотивам народного творчества: например «про сороку» (читаю потешку, а дети отображают её содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает детей. «Подарки» - дети дарят потешку друг другу. Дидактические упражнения «Узнай и назови» - достают из коробочки игрушки или картинки по знакомым потешкам. Предлагаю детям настольно-печатные игры по мотивам этих произведений. («Парные картинки», «Подбери такую же картинку», «Лото», «Разрезные картинки»). Провожу игры – инсценировки: например: «Курочка – Рябушечка на реку пошла». «Живые картинки» - при чтении потешки «Сорока - Белобока» предлагаю детям встать друг за другом, раздаю им кашу, а самому последнему – нет! И читаю: «А ты постой, вот тебе горшок пустой!» т.е. сопровождаю потешки действием. Использую потешки, поговорки, заклички во время прогулки, обращаю внимание детей на время года и состояние погоды, чтобы прогулки проходили более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц. Предлагая детям потешку, добиваюсь того, чтобы дети не только хорошо читали её, но и умели обыграть, т.е. двигаться и говорить, как домашние и дикие животные (подражать голосу и движениям лисы, зайца, медведя, котика, собачки), т.е. в зависимости от того, о ком говорится в потешке. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому звукопроизношению. С помощью малых форм фольклора я решаю практически все задачи по развитию речи и наряду с основными методами и 26 приёмами речевого развития детей считаю нужным использование этого богатейшего материала словесного творчества таким образом. Опыт народа показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А так же дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены

Наряду с использованием традиционных средств по развитию речи детей раннего возраста не менее эффективными средствами являются малые формы фольклора. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами, художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на развитие речи детей раннего возраста. Воспитание правильной речи – одна из важных задач в общей системе по родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Презентация по развитию речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

Одним из главных новоообразований раннего возраста является речь. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым.Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предпологает, с одной сто...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора...

Семинар «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».

Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Цель: Развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художест...

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

Предлагаю перспективный план по развитию связной речи, посредствами малых форм фольклора....