Викторина по развитию речи на тему:"Умники и умницы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Белова Анна Николаевна

Познавательно-игровая технология ,направленная на развитие речи детей,мышления,интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл викторина"Умники и умницы"43.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей  группы компенсирующей направленности.

(познавательно - игровая технология)

Викторина на тему: "Умники и умницы"

В конспекте используются: художественное слово;  варианты слогов, из которых, дети образуют слова; планы - схемы для составления предложений; иллюстрированный материал,  для дидактических игр. Конспект  предлагается педагогам для  использования и обогащения различными формами работы с детьми.

Задачи:

  • Развивать мышление и речь детей.
  • Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звуков в слове.
  • Развивать фонематический слух, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления.
  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
  • Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Оборудование

Картинки, план-схемы для составления предложений, конверты со слогами, интерактивная доска, карточки с набором букв, мяч, колокольчик, фишки.

Предварительная работа:

Подготовка атрибутов, дидактические игры на развитие фонематического слуха, разучивание пальчиковой гимнастики,  игры на расширение словарного запаса и т.д., индивидуальная работа с детьми по картинке "Придумай предложение".

Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, слог.

Ход совместной деятельности

Воспитатель

- Ребята, представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. В школе ученики стараются и хорошо, правильно отвечают на вопросы. И вы тоже все знаете и умеете. Все готовы?

Дети Да!

Воспитатель

- Начинаем наш урок. (Звонит звонок)

- Мы с вами сейчас разделимся на 2 команды.

- Назовите школьные предметы.(дети называют: тетрадь, парта, звонок, доска, пенал, учебник, ручка, мел, и рассаживаются по командам)

Воспитатель

Какая команда ответит на мои вопросы целиком и правильно, та команда получит 1 балл( фишку)

- Начинаем мы с разминки - загадки:

1. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (Книга)

2. В черном поле заяц белый,
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (Мел).  

3. До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (
Ранец)

4. По -черному белым,
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей –
Чиста страница.   (
Школьная доска)

1 задание "Найди звук"

Найдите картинки со звуком "К" и "С"- в начале, в середине и в конце слова.

(На картинках изображены: трактор, кукла, лук, чеснок, капуста, кактус, санки) Дети находят картинки, произносят слова и объясняют где находится звук.

- Молодцы, ребята! Каждой команде по 1 фишке.

2 задание "Спрятавшиеся слоги"

- Слушайте внимательно. Внутри конверта разделены слова по слогам. Вам придется их соединить и показать нам.

(дети вскрывают конверты и соединяют слоги в слова: КО – РО – ВА,  ЛИ – СА,

МА - ШИ – НА,  СО - ВА.)

-Справились с заданием!  Молодцы! Каждой команде по 1 фишке.

3 задание "Придумай слово"

Ребятки, посмотрите  на доску. Вам показаны только первые слоги слова.

С помощью этих слогов  придумайте слова.

- Не спешите, не кричите. Отвечайте по очереди и  красиво.

  на доске написаны слоги:

1. ма –                                    1. ли –      

2. ры –                                    2. зи –

3. ва –                                     3. тюль –

4. лу –                                     4. си –

5. ро –                                     5. ря –

(Дети придумывают слова и четко их произносят, все проверяют правильный ответ)

- Молодцы, ребята! Справились с заданием на отлично!

4 задание "Путаница"

Составьте и прочитайте слова.

Дети из набора букв, преобразовывают слова

АОРН — рано, нора 

РАФШ — шарф, фарш

НКИО — кино, кони                   

АИЛС—лиса,сила
ОКТ   — кот, ток                         

ОНС -    нос, сон)

- Как быстро справились с заданием.

5 задание "Хлопни правильно"

Разделите слова на слоги - флаг, телефон, сумка, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок.

( Дети прохлопывают слова, делят их на слоги) - те -ле -фон, сум -ка и т.д.

- Ой, да, молодцы! Каждой команде по 1 фишке.

Давайте, ребята, немножко отдохнем!

Физминутка  " Я тебе, ты мне"

(с мячом)

(Дети стоят в кругу, ловят мяч, называют слово и бросают мяч обратно)

1 команда:

1. низкий – высокий;

2. тяжелый – легкий;

3. умный – глупый;

4. новый – старый;

5. белый – черный)

6. шумный город – тихий город;

7. веселый вечер – грустный вечер.

2 команда:

1. чистый– грязный;

2. мягкий– твердый;

3. узкий – широкий;

4. кислый – сладкий;

5. хороший – плохой;

6. длинная  зима – короткая зима;

7. злая девочка – добрая девочка.

- Молодцы! Обе команды ответили правильно. Отдохнули немного?  

Да.

- Теперь пора за дело приниматься.

6 задание "Предложения"

Игра "Составь предложение" (по схеме)

Детям даны схемы предложений.  По схеме дети составляют предложения:

- Синица сидит на дереве.

- На полу лежит котёнок.

Игра «Закончи предложение».

- Ребята, перед вами следующее задание. Вам надо закончить предложение. Хорошо думаем и правильно отвечаем.

Дети придумывают окончания предложений:

Котёнок выгнул спинку, когда …

- увидел собаку,

 - его погладили.

По деревне девочка ходила в нарядной красной шапочке, поэтому …

- все ее называли - красная шапочка,

- ее было видно издалека.

Игра «Придумай предложения"

- Ребята, выберете картинки и придумайте предложения.

(Дети выбирают,  по желанию, картинки и  каждый придумывает по одному предложению - получается небольшой рассказ.)      

- Мама с дочкой пошли в овощной магазин.  Мама выбрала яблоки. Дочка взяла апельсины. Мама оплатила покупку. Мама с дочкой пошли домой.

- Наступила весна. Дети смастерили скворечник. Мальчики повесили скворечник на дерево. Прилетели скворцы. Дети обрадовались.

- Замечательно, вы отлично справились с играми.

- В конце нашего урока последняя игра - задание "Кто больше"

Кто больше придумает слов на звуки "Р" и "Т"

(Дети произносят слова на заданные звуки)

- Молодцы, ребята, вы настоящие умники и  умницы!

- А как вы думаете, какая команда более активно принимала участие, какая команда хорошо работала?

(Дети считают фишки - одинаковое количество).

Молодцы! Обе команды выиграли.

(звенит звонок)

- Наш урок окончен.

Литература:

  • Алябьева Е.А. "Итоговые дни по лексическим темам: планирование и конспекты Кн№2 - М:  ТЦ Сфера, 2005-208с. /Программа развития/
  • Фокина Э.Д. "Познавательно - речевые занятия в детском саду" СПБ1998 г. (из опыта работы с детьми дошкольного возраста)  

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Викторина по развитию речи "Умники и умницы" для детей подготовительной к школе группы

·         Развивать речь детей посредством дидактических игр и упражнений;·         Закреплять умение подбирать антонимы...

Мероприятие в форме "Своей игры" по развитию речи в старшей группе на тему "Умники и умницы" (весна)

Задачи:Образовательные:1. уточнение, расширение и активизация словаря детей;2. совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы, ориентируясь на план;умение употреблять в речи прост...

Интеллектуальная викторина для детей 5-7 лет "Умники и умницы"

Цель викторины способствовать развитию познавательной активности, логического мышления. Выявлению интеллектуальной одарённости воспитанников. Задачи: активизировать имеющиеся знания, любознательность,...

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста «Умники и умницы»

Закрепить знания детей о зимних месяцах, их особенностях.Продолжать учить сопоставлять влияние сезонных изменений на жизнь человека, растений, животных.Активизировать словарь детей, развивать стремлен...

Викторина по развитию речи "Умники и умницы" для детей подготовительной к школе группы

Развивать речь детей посредством дидактических игр и упражнений; Закреплять умение подбирать антонимы к данным словам; Упражнять в подборе подходящих слов к данным словам и выражениям; Упражнять в чет...