Викторина по развитию речи "Умники и умницы" для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лутина Любовь Леонидовна

Развивать речь детей посредством дидактических игр и упражнений; Закреплять умение подбирать антонимы к данным словам; Упражнять в подборе подходящих слов к данным словам и выражениям; Упражнять в четком произношении скороговорок; Подбирать слова на первый заданный слог; Упражнять в различении заданного звука в словах; Развивать звуковой анализ и синтез, фонематический слух;

Активизировать словарь детей. Вызвать интерес к заданиям и ответам товарищей;

Воспитывать желание сопереживать своим товарищам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_razvitiyu_rechi.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по развитию речи  "Умники и умницы"

                                            для детей подготовительной к школе  группы

Программное содержание:  

Развивать речь детей посредством дидактических игр и упражнений; Закреплять умение подбирать антонимы к данным словам; Упражнять в подборе подходящих слов к данным словам и выражениям; Упражнять в четком произношении скороговорок; Подбирать слова на первый заданный слог; Упражнять в различении заданного звука в словах; Развивать звуковой анализ и синтез, фонематический слух;

Активизировать словарь детей. Вызвать интерес к заданиям и ответам товарищей;

Воспитывать желание сопереживать своим товарищам.

   Материал: эмблемы на всех детей; большой бочонок с маленькими бочонками с цифрами от 1 до 8; две карточки со звуками Л и Р; две вазы (аппликации) с набором цветов различного цвета; медали на каждого ребенка; две карточки с вопросами для конкурса капитанов; две карточки с выражениями для ассоциаций.

Предварительная работа: проведение различных дидактических по развитию речи; подбор слов на заданный слог; нахождение слов с заданным звуком; разучивание и чтение скороговорок.

Ход конкурса:

Ведущий: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Надеюсь, что скучать вам не придется, ведь у нас соревнуются две команды: «Знайки» и «Грамотеи». Давайте поприветствуем их. (Входят две команды детей по шесть человек, садятся на свои места)

Ведущий: Девиз команды «Знаек» -

Дети: «Знай больше – говори меньше»

Ведущий: Девиз команды «Грамотеи» -

Дети: «Красиво говоришь – приятно слушать».

Ведущий представляет членов жюри.

Ведущий: Итак, начинаем наше соревнование.

Пусть каждый смело вступит в бой;

В азарт соревнования;

Успех придет не сам собой

Помогут ваши знания.

Наш первый конкурс называется «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

Вы отвечайте низко,

Скажу я слово далеко,

Вы отвечайте близко.

Понятно задание?

Слова для команды «Знайки».

Молодой – (старый)

Быстрый – (медленный)

Начало – (конец)

Потолок – (пол)

Мокрый – (сухой)

Тихо – (громко)

Белый – (черный)

Широкий – (узкий)

Чистый – (грязный)

Темный – (светлый)

Ведущий: Прекрасно сыграла команда «Знаек». Надеюсь, что их соперники так же сильны.

А теперь слова для команды «Грамотеи».

Ночь – (день)

Пустой – (полный)

Хорошо – (плохо)

Твердый – (мягкий)

Трусость – (храбрость)

Богатый – (бедный)

Горячий – (холодный)

Толстый – (тонкий)

Небо – (земля)

Маленький – (большой)

Предоставляется слово жюри.

Ведущий: Продолжаем нашу игру. Следующий конкурс называется «Вопросы из бочки».

Каждой команде предоставляется возможность вытащить из бочки бочонок с номером задания.

Начнем с команды «Грамотеи». (Участники команд поочередно достают бочонок, показывают зрителям  и называют номер, ведущий зачитывает задание. Дети дают ответ. За каждый правильный ответ дается бал).

 Задания:

Какие вы знаете фрукты, ягоды?

Какие вы знаете овощи?

Кто как передвигается? (человек, птица, рыба, змея; кузнечик)

Кто чем занимается? (повар; врач; учитель; ученик; строитель; портниха; писатель)

Назови слова обозначающие деревья.

Какого вкуса эти продукты? (сахар; соль; лук; лимон)

Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Назови слова относящиеся к спорту.

Ведущий: Молодцы, ребята. А теперь слово жюри.

Гимнастику для ума мы провели, а теперь – гимнастика для тела.

Станцуем задорный танец. («Танец маленьких утят»).

Следующий конкурс для капитанов. (По очереди вы ходят капитаны, вытягивают карточку с вопросами. Ведущий зачитывает вопросы, отвечают только капитаны).

Вопросы первому капитану:

Назови «Самолет» Хотабыча. (ковер)

Что все время теряет бабушка? (очки)

Как называется наш Детский сад? (Гнездышко)

Что в сказке всегда побеждает? (добро)

На какой улице ты живешь?

Назови детеныша овцы? (Ягненок)

Назови страну в которой мы живем? (Россия)

Вопросы второму капитану:

В какой сказке главный герой путешественник был сделан из муки? (Колобок)

Какой город является столицей нашей Родины? (Москва)

Какое первое желание старика выполнила Золотая рыбка? (корыто)

Береза – это плодовое дерево? (нет)

Назови «самолет» Бабы Яги. (ступа)

Как зовут жену аиста? (аистиха)

Какое сейчас время года?

Следующее задание капитанам.

Ведущий: Нужно назвать ,что вы представляете услышав выражения: (капитан выбирает карточку с заданием).

      Первая карточка: «День рождения», «Детский сад».

      Вторая карточка: Новый год», «Школа».

Оценка жюри.

Продолжаем нашу игру. Конкурс «Ты мне – я тебе».

Команды предлагают друг другу по две скороговорки. Одну зрителям. Участники должны повторить быстро и правильно.

Слово жюри.

Ведущий: Внимание! Внимание!

Продолжаем соревнование!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее сказки.

Все еще впереди, а сейчас самый удивительный, самый таинственный конкурс «Темная лошадка». Отгадайте, кто наш сказочный гость. ( Играет мелодия Е. Асеевой  Карлсон, давай дружить.)

Дети отгадывают.

Ведущий: Да, правильно – это Карлсон, который живет на крыше. Поприветствуем его.

(Все хлопают)

Вбегает Карлсон, кланяется, здоровается.

Карлсон: Ребята, я очень рад, что вы меня узнали. Я приготовил для вас интересные загадки, кто будет внимательным, обязательно их отгадает:

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку.

Хлебы пекла и скатерти ткала.

Шила рубашки, узор вышивала

Лебедью белой в танце плыла

Кто мастерица эта была?        (Василиса Прекрасная)

Отгадайте без подсказки:

Кто герой у этой сказки?

С ним по улице ходил

Очень добрый крокодил

Герой не зверь и не букашка

Кто он, дети?        (Чебурашка)

Ведра он послал на речку,

Сам спокойно спал на печке,

Спал он целую неделю

 А зовут его ?          (Емеля)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнышке тяжко,

Слезы льет бедняжка.        (Снегурочка)

Молодцы! Очень хорошо вы отгадали загадки. А сейчас следующее моё задание. А называется оно: «Отгадайте, что я хочу сказать? Я вам буду называть только один слог, а вы называете все слово. (Команды поочередно называют слова, какая команда больше назовет слов)

Слоги:  ДО; МИ; НА; ПО.

Молодцы! А сейчас еще один конкурс, нужно подобрать в вазы цветы такого цвета, чтобы в них был определенный звук.

(Дети выбирают карточку, на карточке заданный звук Л или Р, на панно выставляют цветы с заданным звуком)

Конкурс «Собери букет».

Карлсон: Вот, молодцы, все мои задания выполнили, а сейчас хочу поиграть с вами в веселую игру, которая называется: «Кто быстрее займет место».

(Звучит веселая музыка, дети бегают вокруг стульчиков, когда прекращается музыка нужно занять место, кому не хватает места выходят из игры).

Ребята, мне с вами было очень интересно, но мне пора домой, настало время обеда и мне нужно основательно подкрепиться. До свидания.

Ведущий: Время бежит очень быстро, и мы подошли к последнему конкурсу. Сейчас узнаем, кто из вас будет лидером нашей игры.

Конкурс «Кто больше»

За одну минуту вам нужно отгадать как можно больше загадок-добавлялок.

Вопросы «Знайкам».

Вопросы «Грамотеям».Ведущий: МЫ просим уважаемое жюри подвести итоги и объявить победителей. А пока жюри совещается, мы с вами потанцуем.

Веселый танец.

Жюри объявляет результаты конкурса. Команды награждаются медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Зимняя путаница» для детей подготовительной группы.

Цели: уточнить знания детей о жизни обитателей зимнего леса; учиться устанавливать причинно-следственные связи; развивать разговорную речь воспитанников; развивать познавательную активность....

«На поиски друга» НОД Конспект занятия по развитию речи и творческого воображения детей. Подготовительная группа.

«На поиски друга» НОД Конспект занятия по развитию речи и творческого воображения детей. Подготовительная группа.Цель: Продолжать формировать умение нестандартно мыслить; решать противоречия; развиват...

: Викторина по развитию речи "Умники и умницы" для детей подготовительной к школе группы

·         Развивать речь детей посредством дидактических игр и упражнений;·         Закреплять умение подбирать антонимы...

Пришла Весна. (занятие по развитию речи и рисованию для детей подготовительной группы)

Цель: обобщение и систематизация знаний о сезонных изменений в природе весной. Задачи: Уточнить знания и представления детей  о сезонных  изменениях в природе;Закрепить названия весенних мес...

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в области: познание, художественная литература, художественное творчество,развитие речи, коммуникация, труд для детей подготовительной группы , посвящённый Дню Матери.

Конспектинтегрированной непосредственно – образовательной деятельности в области:познание, художественная литература, художественное творчество,развитие речи, коммуникация, труд для детей подготовител...

Мастер-класс «Игры и упражнения, направленные на развитие речи и творческого потенциала детей подготовительной к школе группы»

Мастер-класс для педагогов разработан учителем-логопедом и воспитателем логопедической группы....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Дикие животные» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития.

Конспект  ООД  по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Дикие животные» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития....