Тема: «Живет ли в нашей группе дружба?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Христофорова Жанна Николаевна

Задачи:

 Образовательные:

-  уточнить знания детей о дружбе, о дружественных отношениях между людьми,

- продолжать знакомить детей со стихотворениями и загадками о дружбе;
- учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов;
- расширять коммуникативные возможности детей, умение правильно отвечать на вопросы воспитателя по теме.

Развивающие:

- развивать у детей умение действовать  сообща, выполняя определенные задания;

- развивать интерес  у ребёнка  к театральной деятельности и желание вступать в диалог со сверстниками;

- формировать  навыки речевого общения с окружающими;

- закрепить умение подбирать прилагательные – антонимы.

 Воспитательные:

- воспитывать  дружелюбие, сопереживание, желание помогать друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_k_nod_druzhba.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Образовательная область «Речевое  развитие»

Тема: «Живет ли в нашей группе дружба?»

в старшей группе

МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи

Воспитатель: Христофорова Жанна Николаевна

Дата проведения:  2016г.

1.Непосредственно образовательная деятельность. 

Воспитатель: Христофорова Ж.Н.

2.Возрастная группа: разновозрастная (старшая подгруппа).

3.Образовательная область «Речевое развитие».

4. Тема: «Живет ли в нашей группе дружба?».

5.Тип деятельности: тематическое, творческое.

6.Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные.

7.Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа), подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная.

8.Форма обучения на занятии: игра- путешествие.

9.Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

 Образовательные: 

-  уточнить знания детей о дружбе, о дружественных отношениях между людьми,

- продолжать знакомить детей со стихотворениями и загадками о дружбе;
- учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов;
- расширять коммуникативные возможности детей, умение правильно отвечать на вопросы воспитателя по теме.

Развивающие:

- развивать у детей умение действовать  сообща, выполняя определенные задания;

- развивать интерес  у ребёнка  к театральной деятельности и желание вступать в диалог со сверстниками;

- формировать  навыки речевого общения с окружающими;

- закрепить умение подбирать прилагательные – антонимы.

 Воспитательные:

- воспитывать  дружелюбие, сопереживание, желание помогать друг другу.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная,  двигательная,  музыкальная, познавательная.

Методы: наглядные (просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера,   краткая беседа, обсуждение, мини - сценки); практические (моделирование дома).

Словарная работа: дружба, друг, подруга, дружить, дружелюбный.

Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, презентация «Как помочь домовенку Кузе»,   волшебное дерево дружбы (макет), мольберт, магнитная доска, шарики  с письмами, запись песни «Хорошо бродить по свету», аудиозапись  песни  домовенка Кузи,  песни  «Хорошо бродить по свету», 6 корзин.

Средства обучения для детей: бревнышки из бумаги, рисунки портретов друзей, волшебная коробка, клубок пряжи, шарики с письмами.

Предшествующая работа: дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо», чтение стихотворений Л. Николаенко «Доброта», Б. Борисова «Доброта», А. Кузнецова «Подружки», чтение рассказа А. Гайдара «Чук и Гек», рисование портретов друзей из группы, работа по проекту «Дружба крепкая очень нам нужна».

Проблема:   «Живет ли в нашей группе дружба?».

Предполагаемые результаты:

 - обогатится словарный запас и расширится кругозор;

- сформируются навыки диалогичной речи;

- возникнет желание познакомиться с другими произведениями о дружбе;

- сформируются  дружественные  отношения между детьми, появится сопереживание, желание помогать друг другу

Ход:

Воспитатель : Ребята, когда вы приходите в детский сад то,  что говорите друг другу, какие слова используете? 
Дети:  «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет!» 
Воспитатель: Хотите поприветствовать своих друзей по- другому?

Игра «Ты мне нравишься».

Для проведения  понадобится клубок цветной шерсти.  Дети стоят по всему залу.

Воспитатель: Ребята давайте все вместе составим большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить приветствия, добрые и ласковые слова,  которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и скажите добрые и ласковые слова. Ребенок, выслушав обращенные к нему слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутинка» была натянута. После этого ребенок должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его следующему, он также произносит добрые слова. И так игра продолжается, пока мы все не будем опутаны «паутинкой».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая получилась у нас паутина дружбы!
(обращает внимание на шарик с привязанным письмом)
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?

Давайте узнаем от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.
Звучит песня Домовенка Кузи. (Аудиозапись)
Дети: Письмо прислал Домовенок Кузя. 
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. А вот и он (слайд 2: на экране изображение Кузи) 
Воспитатель: Ребята, посмотрим, что же он нам пишет? (слайд 3) 
Воспитатель зачитывает письмо: « Здравствуйте, дорогие ребята! Я летал, летал и к вам прилетел, может мне у вас не будет так одиноко, может я тут найду себе друзей? Да и дома у меня нет, мой- то остался далеко позади. Мне так грустно и скучно одному, помогите, пожалуйста. До свидания! Ваш Домовенок Кузя.»
Воспитатель: Как же мы можем помочь ему? (ответы детей)
А может быть, мы построим деревянный домик и позовем туда жить Кузю (слайд 4). А из чего можно построить домик? (из бревнышек).  Потрудиться нам придется, пройти необычный путь, и выполнить все задания, которые нам приготовил Кузя. Ребята, а вы не знаете,  для чего тут стоят эти корзины? Давайте посмотрим.

1 задание : « Что такое дружба?»
Воспитатель:
  задание сложное,  я предлагаю сосредоточиться, хорошо подумать и ответить на вопросы:
1) Как вы думаете, с чего начинается дружба? (с улыбки, с добрых, ласковых слов, с внимания, с уважения к друг другу) (5 слайд)
2) Кого можно назвать своим другом? (человека, который всегда тебе поможет в трудную минуту, скажет правду даже, если ты не прав, даст совет в трудной ситуации, поддержит тебя добрым словом) (6 слайд)
3) А вы как должны относиться к своему другу? (доверять, помогать, выручать, делиться) (7 слайд)
4) Приятно ли, когда друг доверяет вам, делиться всем, помогает? (приятно, когда друг доверяет и делится со мной) (8 слайд)
5) Что друзья могут делать вместе? (играть, путешествовать, выполнять работу, гулять) (9 слайд)
Воспитатель: Молодцы! Вы ответили на все вопросы и можете заложить первое бревнышко для дома. (ребенок выкладывает  первое бревнышко) 
2 задание:
Воспитатель: Следующее бревнышко и новая игра «Мой друг».

У каждого из вас есть друзья. Какие они, мы сейчас узнаем. Встаньте в круг. Я буду бросать мяч каждому из вас и говорить, какой ваш друг. Если вы согласитесь с моим определением, то повторите мои слова, если не согласитесь – скажете по-другому и вернете мне мяч.

Твой друг плохой. (Мой друг хороший).

Твой друг капризный. (Мой друг послушный).

Твой друг красивый. (Мой друг красивый).

Твой друг жадный. (Мой друг щедрый).

Твой друг трудолюбивый. ( Мой друг трудолюбивый).

Твой друг злой. (Мой друг добрый).

Твой друг умный. (Мой друг умный).

Твой друг грустный. (Мой друг веселый).

Твой друг жестокий. (Мой друг добрый).

Твой друг надежный. (Мой друг надежный).
 Воспитатель: Молодцы, еще одно бревнышко дома для Кузи мы заложили. 
3 задание:
Воспитатель: Ребята, а вы сможете показать, как нужно дружить? (мини-сценки)
1. Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
(1 ребенок)


Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
(2 ребенок)


2. Как начну конфеты есть у меня друзей не счесть,
А закончились конфеты, и друзей в помине нету.
За конфетку каждый друг, так и рвет ее из рук
Ну зачем мне дружба эта, я и сам люблю конфеты.
(3 ребенок)


3. Пришла ко мне подружка,
4 (ребенок)
И мы играли с ней.


И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась мне:
Лягушка заводная,

Весёлая, смешная. (5 ребенок)

Мне скучно без игрушки –
Любимая была!
Но всё же я подружке
Игрушку отдала.
(4 ребенок )

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте послушаем стихотворение о дружбе.

Дружба – это тёплый ветер, (6 ребенок)
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой
не страшны ненастья,
С дружбой –
жизнь весной полна.

Воспитатель: Вот и еще одно бревнышко. 
4 задание:

Физкультминутка. «Делу время, а потехе час!» (10 слайд)
Настроение упало? Дело валится из рук? Выходи скорее в круг!
(Дети становятся по кругу, повторяют за воспитателем движения).
Настроение упало, - опускают руки вниз
Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями
Но ещё не всё пропало, - разводят руками
Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу
С делом справимся вдвоём, - пожимают друг другу руки
С облегчением вздохнём- - делают глубокий вдох, выдох
Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются
И от пыли отряхнём! - отряхиваются 
Еще одно бревнышко нашего дома ставим.

5 задание:
Воспитатель:  Кузя спрашивает, знаете ли вы загадки про дружбу и, отгадав их, мы получим следующее бревнышко.
1) Радость делит он со мной, (7 ребенок)
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...
2) Говорят, что мы похожи. (8 ребенок)
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки...
Ну и что! Ведь мы...
3) Что, подружка, предлагаю ( 9ребенок)
Нашу ссору позабыть. 
Шаг навстречу совершаю, 
Я хочу с тобой дружить. 
Перестань, подружка, злиться, 
Предлагаю.. .
Воспитатель: И последнее бревнышко для дома Кузи мы заложили.  И сразу у нас всех такое радостное настроение. (11 слайд)
Воспитатель: Как много мы выполнили разных заданий, как много вы показали знаний о том, какие должны быть друзья. Я думаю, вы всегда сможете найти себе друзей и быть хорошими товарищами. Мы очень старались, и наш дом для Кузи получился большим и красивым (слайд 12). Ребята, вы хотите быть друзьями Кузи? А чтобы вы всегда были с ним рядом,  мы рядом с его домом вырастим «Волшебное дерево дружбы». Ребята вот у нас на мольберте есть дерево, но ему чего – то не хватает? Что же дереву не хватает? (листочков). Правильно, а ведь мы с вами недавно листочки с портретами друзей делали?  Вы помните? А давайте мы их прикрепим к нашему дереву. Посмотрите, какое «Волшебное дерево дружбы» у нас получилось. Теперь мы можем подарить его Кузе.

Но, мне кажется, что Кузьме будет там одному скучно. Давайте поселим с ним веселых Кузиных друзей, чтобы им было жить весело и радостно в таком большом, красивом доме.(слайд 13)
Воспитатель: Посмотрите, как засверкал наш дом радостными улыбками! 
А какой красивый салют взвился в небо в честь нашей с вами дружбы (на экране картинка с салютом). 

Итог:

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? (о дружбе). А кому мы сегодня помогали? (домовенку Кузе). А как нам удалось ему помочь? (мы вспомнили, что такое дружба и друг; мы вспомнили каким должен быть друг; показали и рассказали, как нужно дружить друг с другом, отгадали загадки, вырастили «Волшебное дерево дружбы», построили домик для Кузи). Что больше всего вам сегодня понравилось ? (ответы детей)
Воспитатель:  Мы сделали очень доброе и полезное дело – помогли Кузе обрести свой дом, в котором ему и его друзьям замечательно заживется.  Но, ребята, у нас осталось еще одна корзина, но что в ней я не знаю, пойдемте посмотрим. Ребята, Кузя решил вас поблагодарить и оставил в подарок вам волшебную коробку, в которой для вас сюрпризы. А какие сюрпризы мы сейчас с вами посмотрим (в коробке сладости)(слайд 14)
Воспитатель: К сожалению, нам пора прощаться, но я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба.  И я хочу сказать вам словами Кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!»

Давайте весело скажем всем - до свидания. (15 слайд)

песня Фунтика «Хорошо бродить по свету…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Театральная деятельность в нашей группе"

Знакомство с видами театра, постановка с детьми спектакля "Колобок",что способствует развитию у детей речевого,творческого потенциала.Формирование творческой личности ребенка средствами театральной де...

конспект открытого занятия во 2 младшей группе на тему "Живет воздух невидимка"

Содержит конспект занятия с фотографиями, самоанализ....

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 2 младшей группы.Тема: «Кто, кто в нашей группе живёт?»

Тема:  «Кто, кто в нашей группе живёт?» Цель:Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстни­ками, развитие социальн...

Совместная образовательная деятельность воспитателя с воспитанниками группы компенсирующего вида (ЗПР) старшего дошкольного возраста по теме "Наш детский сад, наша группа. Игрушки."

Одна из форм работы воспитателя компенсирующей группы по закреплению знаний, умений и навыков, формируемых у детей учителем-дефектологом и учителем-логопедом в процессе НОД....

Познание(Ребёнок и окружающий мир) на тему «Комнатные растения в нашей группе»

12.11.2020 гПознание(Ребёнок и окружающий мир) на тему «Комнатные растения в нашей группе»Цель: познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними;Задачи:-учить вн...

Календарно-тематическое планирование по теме: "Наш детский сад. Наша группа" (2-я младшая группа)

Цель. Напомнить детям расположение помещений (прихожая, раздевалка…) их назначение....

Положение о проведении конкурса творческих рисунков "Живет спорт в нашей семье"

Цель: популяризация здорового образа жизни детей дошкольного возраста, содействие совместным занятиям спортом детей и их семей; повышение интереса к здоровому образу жизни; Организация досуга детей....