Конспект занятия по исследовательско-эксперементальной деятельности « Опыт с магнитом»
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Колесникова Елена Григорьевна

Программное содержание:

- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

- развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;

- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств, желание изготовить игрушки для малышей;

 

Материал: Магниты, подносы с магнетическими (кнопки, гвозди, скрепки, шурупы, детали конструктора и др. ) и немагнетическими (бумага, картон, пластик, ткань, деревянные пластины) предметами. Стеклянные баночки с водой. Для изготовления игры «Рыболов»: картинки с изображением рыб, скрепки, веревочки, деревянные палочки, маленькие магниты. Варежка с магнитом внутри и конверт с письмом и металлической пластиной внутри.

 

Ход занятия:

Организационный момент, эмоциональный настрой:

дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки

 

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны? К нам из волшебной сказки пришло письмо от сказочного героя. Хотите узнать, что в нем? Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой.

Вы разгадали мое волшебство? Как с точки зрения науки объяснить мое волшебство?

(догадки детей)

- Скажите, что такое магнит? (предмет, притягивающий металлические предметы) Такие предметы называются магнетическими. Предметы, из каких материалов,  магнит не притягивает? (дерево, ткань, пластик, резина, бумага и др.)- это немагнетические предметы. Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой. Я не буду сразу раскрывать свой секрет, а предлагаю вам провести испытание магнита и доказать свои догадки.

(Дети садятся за столы)

 

 

Экспериментальная деятельность детей:

Воспитатель: Мы знаем, что  магнит способен притянуть металлические предметы через воздух. Давайте проведем эксперимент и узнаем, может ли он притягивать через какую-либо преграду. У нас имеется бумага, деревянные пластины, пластик, ткань, железные предметы и магниты.

(проводим эксперименты)

 

Вывод: магнитная сила может проходить через предметы - преграды: бумагу, ткань, пластик, дерево.

 

- Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предложения.

(в рукавичке и в конверте находим магнит)

-Пора узнать содержимое письма.

Воспитатель зачитывает детям письмо от Ивана Царевича.

 

«Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Василису Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей   Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч - кладенец, который хранится на дне глубокого колодца, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите!»

 

(дети высказывают свои предложения)

Воспитатель: « Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде»

 (в стакан с водой опускаем скрепку, привязываем магнит к нитке, опускаем, достаем)

 

Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде.

- Пошлем Иванушке посылку с магнитом.

Воспитатель: «А вот вам задачка посложнее.

- Как достать скрепку из стакана с водой не замочив ни рук, ни магнита?»

(проводим опыты)

Вывод: магнит воздействует через стекло.

Воспитатель: «Пришло время отдохнуть!»

 

(физминутка)

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш - метров через двести!

Хватит, хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Руки вверх, руки вниз,

На носочки потянись.

Руки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок.

 

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли пятки.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс наклонились.

 

 

Беседа с детьми об использовании магнита человеком  (подходим к магнитной доске, рассматриваем иллюстрации)

 

Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли - Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже, считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Так же они обнаружили необычное свойство магнетита - притягивать железо.

 

- Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей. Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? (конструктор, магниты – значки, кукла на магните с одеждой и т.д.)Еще магниты используют в магнитофонных колонках - динамиках, в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

 

Воспитатель: «Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки?»

- Спросите у своих родных, где еще используются магниты, и поделитесь с нами.

- Мы с вами тоже своими умелыми ручками можем самостоятельно изготовить игру-забаву с применением магнита. Она называется «Рыболов». Мы сможем и сами поиграть и порадовать малышей и своих младших сестренок и братишек. Посмотрите на материалы, лежащие на столе, и скажите, как мы их можем использовать для изготовления игры.

 

    (Конструирование: дети высказывают свои версии, обсуждаем последовательность работы, приступаем к изготовлению игры)

 

Итог:

Воспитатель: «Вы довольны своими экспериментами? Что вам понравилось сегодня делать?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по исследовательско-эксперементальной  деятельности « Опыт с магнитом»

Программное содержание:

- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

- развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;

- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств, желание изготовить игрушки для малышей;

Материал: Магниты, подносы с магнетическими (кнопки, гвозди, скрепки, шурупы, детали конструктора и др. ) и немагнетическими (бумага, картон, пластик, ткань, деревянные пластины) предметами. Стеклянные баночки с водой. Для изготовления игры «Рыболов»: картинки с изображением рыб, скрепки, веревочки, деревянные палочки, маленькие магниты. Варежка с магнитом внутри и конверт с письмом и металлической пластиной внутри.

Ход занятия:

Организационный момент, эмоциональный настрой:

дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны? К нам из волшебной сказки пришло письмо от сказочного героя. Хотите узнать, что в нем? Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой.

Вы разгадали мое волшебство? Как с точки зрения науки объяснить мое волшебство?

(догадки детей)

- Скажите, что такое магнит? (предмет, притягивающий металлические предметы) Такие предметы называются магнетическими. Предметы, из каких материалов,  магнит не притягивает? (дерево, ткань, пластик, резина, бумага и др.)- это немагнетические предметы. Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой. Я не буду сразу раскрывать свой секрет, а предлагаю вам провести испытание магнита и доказать свои догадки.

(Дети садятся за столы)

Экспериментальная деятельность детей:

Воспитатель: Мы знаем, что  магнит способен притянуть металлические предметы через воздух. Давайте проведем эксперимент и узнаем, может ли он притягивать через какую-либо преграду. У нас имеется бумага, деревянные пластины, пластик, ткань, железные предметы и магниты.

(проводим эксперименты)

Вывод: магнитная сила может проходить через предметы - преграды: бумагу, ткань, пластик, дерево.

- Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предложения.

(в рукавичке и в конверте находим магнит)

-Пора узнать содержимое письма.

Воспитатель зачитывает детям письмо от Ивана Царевича.

«Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Василису Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей   Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч - кладенец, который хранится на дне глубокого колодца, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите!»

(дети высказывают свои предложения)

Воспитатель: « Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде»

 (в стакан с водой опускаем скрепку, привязываем магнит к нитке, опускаем, достаем)

Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде.

- Пошлем Иванушке посылку с магнитом.

Воспитатель: «А вот вам задачка посложнее.

- Как достать скрепку из стакана с водой не замочив ни рук, ни магнита?»

(проводим опыты)

Вывод: магнит воздействует через стекло.

Воспитатель: «Пришло время отдохнуть!»

(физминутка)

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш - метров через двести!

Хватит, хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Руки вверх, руки вниз,

На носочки потянись.

Руки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли пятки.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс наклонились.

Беседа с детьми об использовании магнита человеком  (подходим к магнитной доске, рассматриваем иллюстрации)

Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли - Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже, считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Так же они обнаружили необычное свойство магнетита - притягивать железо.

- Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей. Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? (конструктор, магниты – значки, кукла на магните с одеждой и т.д.)Еще магниты используют в магнитофонных колонках - динамиках, в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

Воспитатель: «Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки?»

- Спросите у своих родных, где еще используются магниты, и поделитесь с нами.

- Мы с вами тоже своими умелыми ручками можем самостоятельно изготовить игру-забаву с применением магнита. Она называется «Рыболов». Мы сможем и сами поиграть и порадовать малышей и своих младших сестренок и братишек. Посмотрите на материалы, лежащие на столе, и скажите, как мы их можем использовать для изготовления игры.

    (Конструирование: дети высказывают свои версии, обсуждаем последовательность работы, приступаем к изготовлению игры)

Итог:

Воспитатель: «Вы довольны своими экспериментами? Что вам понравилось сегодня делать?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Опыты с магнитом"

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Опыты с магнитом"...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Волшебные свойства магнита»

Данный материал ставит перед собой цель сформировать у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с использован...

конспект занятия в старшей группе про свойства магнита

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №22 станицы Ярославскоймуниципального образования Мостовский район   Конспект открытого занятияпо опытно-исслед...

Конспект занятий в старшей группе опыт-эксперимент с воздухом

Конспект занятий  в старшей группе опыт-эксперимент с воздухом Цель: расширение знаний детей о свойствах воздухаЗадачи:Образовательные:1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойс...

Конспект занятия в старшей группе Опыт с водой: «Чудесное превращение воды».

В данном занятии вода разной плотности располагается слоями и превращается в российский флаг. Очень занимательный и интересный опыт, который развивает познавательную активность детей....

Конспект занятия в средней группе "Удивительные свойства магнита"

Данное занятие направлено на формирование у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы. Дети выяснят через какие материалы воздействует магнит и узнают об использовании маг...

Конспект занятия по окружающему миру. "Опыт с почвой"

Познакомить детей с составом почвы.Расширить знания детей о свойствах почвы. Учить детей путём исследовательских действий выявлять причино- следственные связи в отношении  предметов и объектов не...