"Развитие речи детей посредством театральной деятельности" план работы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Казакова Наталья Васильевна
 Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Дети учатся четко формулировать свои мысли и излагать  их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx96.84 КБ

Предварительный просмотр:

 

« Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности


  1. Авторы проекта: Казакова Н.В., Косолапова З.И.
  2. Продолжительность проекта: краткосрочный (с 26.10.15- 26.11.15)
  3. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
  4. Тип проекта: групповой, игровой.
  5. Участники проекта: воспитатели группы, дети 5-6лет, родители.
  6. Актуальность проекта:

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти.

 Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Дети учатся четко формулировать свои мысли и излагать  их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

  1. Гипотеза — процесс развития связной речи детей старшей группы будет протекать наиболее успешно, если в определенной системе использовать различные виды театрализованной деятельности.
  2. Цель проекта:

- развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

  1. Задачи проекта:

Образовательные:

-  формировать грамматически правильную речь,  умение логично и связно излагать мысли, умение свободно чувствовать себя в роли.

 Развивающие:

-  развивать речь детей как средство общения,  активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи.

Воспитательные:

- воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления, дружеские взаимоотношения между детьми.

10.      Название и форма проведения итогового мероприятия:

- спектакль «Зимовье зверей».

11.      Продукты проекта:

- изготовление сказочных персонажей для настольного театра;

- шапочки-маски для инсценирования и игр;

- выставка творческих работ;

- презентация «знакомство с театром»;

- картотека скороговорок и чистоговорок;

- картотека театрализованных игр;

- серия иллюстраций по теме;

- папка-передвижка «правила поведения в театре»;

- аудиозаписи сказок;

- посещение театрального представления в саду и библиотеке;

- выставка «Любимый герой из сказки»;

- консультация для родителей «Театр и дети»;

- рекомендации для  родителей.

12.     Ожидаемые результаты по проекту:

От детей:

- сформирована диалогическая и монологическая речь;

- обогащен и активизирован словарный запас ребенка;

- сформирован устойчивый интерес к художественному слову, театрализованной деятельности;

- проявление активности детьми на всех этапах проведения игр.

От родителей:

-  сформируются представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка.

От воспитателей:

- вели активную работу по речевому развитию посредством театральной деятельности;

- использовали различные формы работы, интеграцию образовательных областей;

- совершенствовали технику проектной деятельности.

13.     Этапы реализации:

  1. Подготовительный этап.

-  сообщение родителям темы и целей проекта;

- составление цикла бесед о театре («Что такое театр?», « Кто придумал театр?», «В театре»,  «За кулисами», «Профессии в театре»);

- составить игровую программу;

- изготовление персонажей для настольного театра;

- изготовление шапочек-масок для инсценирования;

- создание презентация «Знакомство с театром»;

- создание различных картотек: скороговорки и чистоговорки, игры-драматизации;

- подготовить консультацию для родителей «Театр и дети»;

- подготовить иллюстрации по теме проекта,

- подобрать художественную литературу для чтения и последующего инсценирования.

Методическая литература:

1. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: Творческий Центр «Сфера», 2012.

3. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.

5. . Журнал «Воспитатель ДОУ» - Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. Е А Антипина, 2009г.

6. Интернет ресурсы.

14.2. Основной этап

Работа с детьми

  1. Беседы:

«Что такое театр?»

Ребята, вы знаете, что такое театр? Это здание, в котором показывают представления. Театр - это волшебный мир искусства, перевоплощения, мечты. Театр – это красивое здание с большими высокими залами, с мягкими удобными креслами, с большими блестящими люстрами, высокой сценой, обрамленной бархатными тяжёлыми кулисами (занавесом, с оркестровой ямой, где располагаются музыканты с инструментами.

Послушайте стихотворение Татьяны Григорьевой «Волшебный мир – театр»

Театра мир откроет нам свои кулисы, и мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, кот Базилио, Алиса легко меняются герои, маски.

Волшебный мир игры и приключений, любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратится в Золушку иль в принца, и всем свои таланты показать.

Театр, словно чародей, волшебник, своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый, сегодня вдруг играет короля.

Пусть детство будет словно сказка, пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет,  ласковым, добро над злом опять пусть победит!

Театры бывают различного назначения. В драматическом театре показывают спектакли весёлые и грустные. В театре оперы и балета в балетных постановках танцоры и балерины под музыку рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть, языком танца. В опере актёры не разговаривают на сцене, а обо всём поют. В театре же юного зрителя проходят постановки для детей. Загримерованные актёры на сцене исполняют роли персонажей в сказках или различных историях. В кукольных спектаклях - управляют куклами и озвучивают их своими голосами.

Прежде чем пройти в здание театра, нужно купить билет в кассе.   У театрального служащего, капельдинера, вы покупаете программку. Программка – это такой листок, на котором написано все, что вам интересно узнать о представлении до его начала: какие актеры играют, как называется пьеса, кто ее сочинил и другое.

А в нашем городе есть театры?

Домашнее задание:

- Пофантазируйте, какой театр вы хотели бы видеть в нашем городе. Нарисуйте его.

«Кто придумал театр?»

            Театр существовал уже у древних греков. Им первым пришла в голову мысль представить сказание о своих богах и героях в живых лицах. Они поняли, как прекрасно, поучительно и занятно может быть театральное зрелище, где вместо сказочника выступает перед слушателями те самые люди, о которых рассказывают в сказке. Ведь мы гораздо больше верим тому, что происходит у нас в глазах, чем тому, о чем нам только рассказывают. Когда актеры изображали разных людей, богов, зверей – публика очень часто награждала их хлопаньем в ладоши – аплодисментами.

            В древности актеры играли на улице. Почти все население города присутствовало на спектакле. Чтобы актеров было хорошо видно, они надевали большие маски, гораздо больше их голов. А чтобы  публике было хорошо слышно, в рот маски вставляли рупор.

 От греческого театра мы позаимствовали многие названия для нашего театра начиная с самого слова «театр», которое по-гречески  произносится  «театрон» и означает «зрелище».

В России, как и в других странах, появление национального театра связано с народными играми и обрядами. Первые шаги русского театра также связаны с различными обрядами. Так, перед охотой предки славян исполняли особые танцы. А самыми весёлыми были предвесенние праздники: нужно было задобрить божество, чтобы оно проснулось раньше, тогда урожай будет богаче. А задобрить его можно было только весельем, шутками, смехом. Во всех этих обрядах, играх, праздниках стали выделяться люди, которые своим умением петь, плясать, шутить, играть на музыкальных инструментах, рассказывать сказки привлекали всеобщее внимание.

Так в 11 веке на Руси появились скоморохи – бродячие актёры, комедианты. В течение нескольких столетий они устраивали свои представления прямо на улицах, площадях, ярмарках. Они разыгрывали маленькие смешные сценки собственного сочинения, пели забавные песенки, показывали акробатические номера, дрессированных животных. Большой популярностью пользовались представления с учёным медведем – «медвежья потеха».

В России истоком театра был школьный театр, популярен – домашний. Именно учебный театр, любительские подмостки сыграли определённую роль в появлении профессионального театра. Школьные театры, появившиеся в XVI – XVII вв. в учебных заведениях, впервые ставят пьесы о русской истории и современной России. В XIX в. огромную роль в воспитании и образовании детей играют театры, созданные в гимназиях, кадетских корпусах, воспитательных домах. Популярен был и крестьянский театр для детей.

« В театре»

   Самое главное место в зрительном зале – это сцена, где представляют пьесу. А против сцены – ряды стульев и кресел. Те кресла, которые ближе к  сцене, называются амфитеатром. А по бокам  -  ложи с красивыми названиями: бенуар, бельэтаж, балкон. В каждой ложе, то есть в отгороженном местечке, помещается 4 или, если ложа большая, 6 кресел. Если вы сидите далеко от сцены, то вам понадобится бинокль. Это такой прибор, состоящий из двух трубок с увеличительными стёклами, чтобы лучше разглядеть то, что вас заинтересовало, но находиться на сравнительно далёком расстоянии

А сейчас обратите внимание  на сцену. Сама сцена закрыта занавесом. Спектакль начинается, как только занавес поднимается, или раздвинется, потому, что занавесы бывают двух систем: поднимающиеся и раздвижные.

- Как вы думаете, какие правила поведения нужно соблюдать в театре? Давайте вместе подумаем.

Как нельзя лучше о театральных правилах написано в детском стихотворении С.Я. Маршака:

В театре для детей

 Народу-то! Народу!

Куда ни кинешь взгляд, -

По каждому проходу

Идет волна ребят.

Сажают их на стулья

И просят не шуметь,

Но шум стоит, как в улье,

Куда залез медведь.

Из длинного колодца -

Невидимо для глаз -

То флейта засмеется,

То рявкнет контрабас.

Но вдруг погасли лампы,

Настала тишина,

И впереди за рампой

Раздвинулась стена.

И увидали дети

Над морем облака,

Растянутые сети,

Избушку рыбака.

Внизу запела скрипка

Пискливым голоском -

Заговорила рыбка

На берегу морском.

Все эту сказку знали -

О рыбке золотой, -

Но тихо было в зале,

Как будто он пустой.

Очнулся он, захлопал,

Когда зажгли огонь.

Стучат ногами об пол,

Ладонью о ладонь.

И занавес трепещет,

И лампочки дрожат -

Так звонко рукоплещет

Полтысячи ребят.

Ладоней им не жалко…

Но вот пустеет дом,

И только раздевалка

Кипит еще котлом.

Шумит волна живая,

Бежит по всей Москве,

Где ветер, и трамваи,

И солнце в синеве.

 

«За кулисами »

Ребята, много интересного можно  найти в театре, давайте сегодня, посмотрим, кто прячется за кулисами, то есть за сценой. Это пространство зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с  улицы,  ведущий прямо на сцену. Если мы туда попадаем, то самый главный человек из тех, кого мы там встретим, - режиссёр театра.

            Когда автор напишет пьесу, театр примет её для постановки, то первый, кто получает в руку пьесу, это режиссёр. Режиссер ставит спектакли. Он руководит всеми видимыми и невидимыми волшебниками театра: артистами, портными, художниками, осветителями музыкантами.

Он внимательно читает пьесу, изучает её и обсуждает с актёрами. Затем распределяет роли между актёрами – те слова и те образы, которые должны говорить и изображать на сцене актёры, читает им пьесу и назначает репетиции – примерное исполнение пьесы. Пока актеры репетируют пьесу, в соседних помещениях кипит другая работа: художник – декоратор рисует декорации к спектаклю, костюмер шьёт костюмы для актёров. И вот наступает день, когда первый раз идёт спектакль. Это премьера (по -французски – « первый раз » ). Ребята, как вы думаете, где играют актёры? Правильно, на сцене.  Осмотрев сцену, мы можем познакомиться и с другими помещениями « закулисного царства »: с мастерской декоратора и бутафора, с костюмерной, с гримуборной актёра.

            А знаете ли вы, ребята, кто такой бутафор? Бутафор – это такой человек, который делает искусственные вещи.

А теперь мы в гримуборной актёра. Здесь актёр превращается в героя  сказки. А помогают ему в этом театральные гримеры и парикмахеры.

  1. Скороговорки и чистоговорки для заучивания

В летнем душе две лягушки лягушатам моют ушки.

В шалаше шуршали мышки, мышатам шелушили шишки.

Серая гусыня заботится о сыне. Спит гусенок сладким сном у гусыни под крылом.

На морском дне густо, выросла капуста. Но капуста не простая, а зеленая, морская.

Садила баба бобы, а уродились грибы.

Отлежал бочок бычок. Не лежи, вставай, бычок!

 Проворонила ворона воронёнка.

Вертолёт вертел винтами, волновал траву ветрами.

Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат.

В огороде рос горох, а за речкой - гречка.

Покатился колобок, а на дороге - коробок. Удивился колобок и закатился в коробок.

Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

С хрустом, с хрустом едим капусту.

Три сороки – три трещётки.  Потеряли по три щётки:  три - сегодня, три - вчера,  три - ещё позавчера!

Жук и жаба дружно живут, дружно живут, баклажаны жуют.

Раз, два, три, четыре, пять, будем мы слова считать. Зайка, зонтик, змей, корзина, ваза, воздух и резина, зубы, козлик и тазы, зоопарк, завод, возы. Посчитай-ка, не ленись, да, смотри, не ошибись!

Саша любит сушки, Сонюшка - ватрушки.

Марина Мальвину кормила малиной.

Хорош пирожок - внутри творожок.

Крючки, замочки, замкните мне щёчки!

  1. Загадки

Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)

Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — ...(режиссёр)

Спектакль на славу удался,
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные ...(декорации)

Если хочешь стать другим, —
Призови на помощь ...(грим)

Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность, 
Дарим мы…(аплодисменты)

И актрисе, и актёру,
(Будь обычный он, иль мим)
Очень внешность изменяет 
Макияж искусный – …(грим)

Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие…(декорации)

Для хранения одежды посетителей,
Театралов или кинозрителей,
Чтобы было им удобно и не жарко –
Гардероб есть. Или проще –…(раздевалка)

  1. Стихотворения

В ТЕАТРЕ (Агния Барто)

Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевальне
Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.

Фея кружится на сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.

Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!

Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.

А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.

 

НА ШКОЛЬНОМ УТРЕННИКЕ (Агния Барто)

Клоун - на сцене!
Острит он неплохо,
Скажет словечко -
И слышится хохот.

Школа взрывается
Залпами смеха:
Клоун - первоклассница!
Ну и потеха!

Хохот девчонок
Особенно звонок!
Но не смеется
Одна из девчонок.

Что-то нахохлилась
Эта девица:
- Мне неохота
От смеха давиться!

Девочки шепчутся:
- Ей не до смеха,
Танька не терпит
Чужого успеха.

 

КВАРТЕТ (Агния Барто)

Решило выступить звено
На утреннике в школе.

Решили девочки прочесть
"Квартет", такая басня есть.

Светлане роль не подошла:
- Я вовсе не упряма,
Зачем же мне играть осла?
Мне не позволит мама.

Артистки начали шуметь.
Одна кричит: - Она медведь,
А вовсе не мартышка!-
Кричит другая: - Чур-чура,
Сказала я еще вчера -
Я косолапый мишка!

Проходит день и два денька,
Потом проходит пять,
На репетицию никак
Артисток не собрать.

Пришел козел и сел за стол,
Но нету соловья.
- Ну, если так,- сказал козел,
Тогда уйду и я!

Проказница мартышка
Умчалась на каток,
А косолапый мишка,
Схватив свое пальтишко,
Пустился наутек.

То нет мартышки,
То козла
Куда-то тетя увезла,
То мишка косолапый
Ушел на лыжах с папой!

Когда в товарищах согласья нет,
Не прочитать им и "Квартет".

С.Я. Маршак

Басню выбрали давно,

Распределили роли,

           Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слезы льем...
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем!

Забыв про возраст, неудачи,
Стремимся мы в чужую жизнь
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвемся ввысь!
В спектаклях жизнь как на ладони,
И все откроется в конце:
Кто был злодеем, кто героем
С ужасной маской на лице.
Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!

 

В кукольном театре (цикл стихотворений)

Валентин Берестов

На утренник детский
Артисты спешат.
У них в чемоданах
Артисты лежат.

Кукловоды

Счастливей артистов,
Наверное, нет:
Мы в куклы играем
До старости лет.
И нету артистов
Несчастнее нас:
Никто нас не видит,
Мы скрыты от глаз.

Рука-артистка

Превращается рука
И в котёнка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке!

Петрушка

Эй, белобрысый из первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь: что это за игрушка?
А я – Петрушка!
 
Остёр колпачок.
Ещё острей язычок.
Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,
Да так, что и вы расхохочетесь сами!

Пальцы-солдаты

На каждый палец
Наденем сапог.
Восемь рук –
Это сорок ног.
Двадцать солдат
Удалого полка...
Смело на битву
Шагают войска!

Бумажный король

Из бумажного куля
Можно сделать короля.
Уверяю вас, король
Хорошо сыграет роль.

Королева

Я – королева на престоле.
Я создана для этой роли!
Прислали бандеролью
Меня из мастерской
Для этой самой роли –
И больше никакой!

Кукольная песенка

Вот король идёт в поход
За собой войска ведёт:
    
Сто громадных усачей,
Сто весёлых трубачей
 
И со связкою мечей
Едет старый казначей.
 
Воробьишка подлетел
И на эту связку сел,
Увидал картонный меч
И повёл такую речь:
– Меч картонный средь мечей?
– Это чей?
И король ответил смело:
– А тебе какое дело?

Карабас Барабас 

Папы, мамы, дяди, тетки
Есть у каждого из вас.
Нет их только у сиротки
По прозванью Карабас.
У несчастного сиротки
По прозванью Барабас
Нет защиты, кроме плетки.
Тихо, куклы! Вот я вас!

Великаны

Спектакль окончен.
Видеть странно,
Как из-за ширмы, все в огнях,
Встают артисты-великаны,
Держа артистов на руках.

После спекталкя

Ночь пришла.
Усталых кукол
Сонный сумрак убаюкал.
Были куклы на тростях,
Оказались на гвоздях.
И висят они, бедняжки,
Как пальто или фуражки,
В темноте и в тишине
Видят публику во сне.

ТЕАТР (Соколова Н.В.)

Поднялся занавес и вот

 На сцене Золушка живет.

 Грустит, смеется и поет

 И после бала принца ждет.

 

 Мы замираем чуть дыша

 И музыка так хороша.

 Счастливый близится конец,

 Венчает Золушку венец.

 

 Щелкунчик бъется как герой.

 Он за друзей стоит горой.

 Зло строит козни вновь и вновь,

 Но побеждает все любовь.

 

 И чары падают и вот

 Красавцем-принцем стал урод.

 Мы вправду, что ни говори,

 Безмерно рады за Мари.

 

 Ничто не вечно под луной

 И вслед за радостной волной

 Уже катит волна печали,

 Хоть мы не верили вначале.

 

 Кружится в танце балерина,

 Летит по ветру пелерина

 И так изящна, так стройна,

 Что сразу видно - влюблена.

 

 Но тает в угольях печи

 Как воск на пламени свечи

 Любимый и желанный

 Солдатик оловянный.

 

 И мы грустим и как она

 Готовы с ветром от окна

 Взлететь как чудо птица

 И в пламя опуститься.

 

 А сказки длятся - дальше, дальше

 В них только выдумка - нет фальши.

 Они нас учат честно жить,

 Любовью, дружбой дорожить.

 

 Со злом сражаться без оглядки,

 Ломать нелепые порядки

 И верить в жизни чудеса

 (Хотя б на эти два часа).

 

 Театр кукол (Соколова Н.В.)

 

У нас сегодня с мамой

Культурная программа.

Давай мне, мама, руку,

Пойдем в театр кукол!

Что я большой - я знаю,

Но кукол обожаю

Смотрю и не могу понять,

Как куклой можно управлять?

Взял рукавичку и надел  

И вот уж Петушок запел,

А поменял ты рукавичку  

И превратился он в Лисичку!

Но знаю я наверняка -

Актера трудится рука,

И кукла оживает,

Поет, переживает

Волшебно это превращенье!

И мама смотрит с восхищеньем.

А мы в театр еще пойдем,

И папу мы с собой возьмем!

 

ТЕАТР (Владимир Миодушевский)

Театр – это мысли свободный полет,
Театр - здесь фантазия щедро цветет.
В театре сердец расплавляется лед.
И чудо рождается здесь
с третьим звонком.

Театр - здесь искусства в едино сплелись.
Театр - здесь мечта и реальность слились.
Театр - здесь все помыслы тянутся ввысь.
И чудо рождается здесь
с третьим звонком.

Театр - и работа, и дом, где живем,
Театр - здесь себя до конца отдаем.
В театре родимся, в театре умрем.
Ведь чудо рождается здесь
с третьим звонком.

***

Какое чудо — оказаться в сказке

С героями оживших вдруг легенд!

Нас удивляют их костюмы, маски,

Захватывает действия момент.

Они поют, горюют, размышляют…

Накал страстей передается нам.

Игрой своей нам души зажигают.

Искусство их — театр, не балаган.

Сегодня славим мастерство актеров,

Поздравить с Днем театра их спешим,

Гримеров, костюмеров и суфлеров -

Мы всех за волшебство благодарим!


  1. Театрализованные игры, упражнения, этюды.

Упражнение на опору дыхания «Эхо»

Ведущий произносит фразу, а дети повторяют ее окончание.

Собирайся, детвора! (Ра! Ра!)

Начинается игра! (Ра! Ра!)

Да ладошек не жалей! (лей! Лей!)

Бей в ладоши веселей! (лей! Лей!)

Сколько времени сейчас? (Час! Час!)

И не правда: будет два! (Два! Два!)

Дремлет ваша голова! (Ва! Ва!)

Как поет в селе петух? (Ух! Ух!)

Да не филин, а петух? (Ух! Ух!)
Вы уверены, что так? (Так! Так!)

А на самом деле как? (Как! Как!)

Игра « Подбери рифму»

Волшебник задает рифмы по очереди:

Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...

Картошка — матрешка, морошка, кошка...

Печь — меч, течь, лечь...

Лягушка — квакушка, подружка, кружка...

Зайчик — пальчик, мальчик...

Мышь — тишь, камыш, шуршишь...

Кошка — мошка, блошка, плошка...

Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...

Снежинка — пушинка, пружинка

Театральная игра «Любитель-рыболов» по ст. А. Барто

С утра сидит на озере

Любитель-рыболов,

Сидит, мурлычет песенку,

А песенка без слов:

Песенка чудесная –

И радость в ней, и грусть,

И знает эту песенку

Вся рыба наизусть.

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля

Как песня начинается,

Вся рыба расплывается.

Озеро глубокое,

Удачный будет лов.

Сейчас поймает окуня

Любитель-рыболов.

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля.

Игра « Птичий двор»

 Дети должны представить, что попали на птичий двор; позвать и покормить всех обитателей. Дети зовут уток (уть – уть-  уть), петушка (петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), голубей (гуль-гуль-гуль); вдруг появилась кошка (кис-кис-кис), она попыталась поймать цыпленка (брысь! Брысь!).

Игра: гимнастика для язычка

Жил был ШУМ!

Ел ШУМ: Хрум, хрум, хрум!

Ел суп: Хлюп, хлюп, хлюп!

Спал так: Дети:   Храп, храп, храп!

Шел ШУМ: Дети:  Бум, бум, бум!

(Дети не только проговаривают, но и имитируют движения.)

Игра: «Договорим то, чего не придумал автор»

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».

 Начинает воспитатель:

Муха, Муха-Цокотуха,

Дети хором произносят слова сказки:

Позолоченное брюхо.

 Муха по полю пошла,

 Муха денежку нашла...

— Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха.

Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова. Например:

— Ой, посмотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю... нет, лучше самовар! Я приглашу друзей, мы устроим праздник...

Или:

— Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронить? Может, медведь шел по дороге на базар и уронил? А может, заяц или лиса. Ну, всё равно. Я денежку никому не отдам! Эта денежка моя, потому что я её нашла. Что бы мне купить?

Игра «Считалочка»

Раз, два – острова.(2 хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова).

Три, четыре – мы приплыли. (2 хлопка обеими руками. Волнообразные движения руками в направлении от себя)

Пять, шесть – сходим здесь. (2 хлопка, поочередное движение правой рукой ладошкой вниз (отбиваем мяч), левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч).)

Семь, восемь – сколько сосен! (2 хлопка, правая рука вытягивает вверх; на слове «сосен» вытягивает вверх левая рука)

Девять, десять – мы в пути. (2 хлопка;  средним и указательным пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги»).

Досчитал до десяти!

Игра – повторялка.

Смотрите, лужа впереди,

Ее нам надо обойти.

А вот большущее лежит бревно,

Нам очень трудно перелезть через него.

Теперь тропинка стала так узка,

Что балансировать приходится  слегка.

А вот глубокий и широкий ров,

И из него воды нам слышен рев.

Как через ров мы перейдем?

Ну, догадались вы? Конечно же, прыжком.

И вдруг мы в сказке очутились.

Взглянув вокруг, мы сильно удивились.

Бежит зайчишка озорной.

Постой, трусишка, не беги, постой!

Мы так же прыгаем, как ты,

Не веришь, ну – ка посмотри!

Умеем красться, как хитрющая лиса,

Хвостом дорогу заметая: не оставить бы следа!

Умеем рыскать, как сердитый волк,

Которого зовут «зубами щелк».

Сумеем и, как мишка, мы пройти,

Сметая все, что попадется на пути.  

Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, печаль, удивление, страх.

Игра-этюд:  «Веселый Старичок-Лесовичок» (Д.Хармс)

Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок.  Произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух

 Бу-бу-бу да бе-бе-бе,

 Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Воспитатель:            

 Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:

 Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

 Го-го-го да буль-буль-буль.

     А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок:

 Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

Го-ro-ro да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

Игра со скороговорками «Испорченный телефон»

Играют две команды. Капитан каждой команды получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний ее представитель лучше и точнее произнесет скороговорку всух.

Сказка «Зайчик и ежик»

- Готовы ли вы все вместе сочинить сказку?

 Ярко светит солнце (Солнце начинает изо всех сил светить «ярко светить» - разводит руки в стороны, надувает щеки, кружится на месте).

Неожиданно подул ветер (2-3 ребенка исполняют роль Ветра – выбегают и усиленно дуют на Солнце).

На солнце набежала маленькая тучка (Тучка заслоняет солнце).

Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки (дети изображают Деревья). К дереву подбежал зайчик. Он встал на задние лапки и весело замахал ушками. К Зайчику подошел Ежик. На его колючках сидело симпатичное яблочко (в руках у ежика муляж яблока). Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег (дети со снежинками в руках кружатся вокруг героев). Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика (Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика.) Но вот снова выглянуло Солнце (Тучка убегает от Солнца). Оно засветило ярко-ярко (Солнце направляет лучи Снежинок.) И снежинки расстаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой. (Заяц и Ежик уходят, машут ребятам на прощание).

«Покажи, не называя, литературного героя»

Предложить детям с помощью мимики, жестов показать героя сказки, любимого героя.

Расскажи о своем герое (любимом герое).

Рассказать о своем герое: описать внешность, характер, повадки и т.д..

«Мяч» С.Маршак

Воспитатель весело, с улыбкой, чётко, ритмично читает стихотворение:

«Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Синий, красный, голубой,

Не угнаться за тобой …»

Ребёнок, который изображает мяч, подпрыгивает на месте под ладонью педагога, со словами «Не угнаться за тобой» ребёнок бежит вперёд, потом возвращается. Можно играть сразу с двумя детьми.

Мы охотимся за львом»

Ведущий говорит первую строчку, все хором повторяют:

 Мы охотимся за львом (изображают ходьбу на месте)

- Не боимся мы его.

Будем биться насмерть с ним.

И, конечно, победим- чух.

А что же это там? (Всматриваются, подставляя ладонь ребром ко лбу.)

А, это топь (болото, лес, гора).

Ее не обойдешь (показывают рукой обход болота, леса, горы.)

По ней не проползешь. (Показывают рукой снизу вверх.)

Надо напрямик.

А что же это там?

А, это же нора!

А кто же в ней живет?

Наверно, это лев! (тихо произносят слова)

А что же это там?

А, это хвост! (Громко. Убегают.)

Сюжетно ролевые игры по теме: «Театр», «Мы идем в театр», «В фойе театра», «Готовим спектакль».

Игры с конструктором: «Строим театр», «Зрительный зал», « Театральная сцена», «За кулисами театра».

  1. Чтение художественной литературы
  1. «Три поросенка» в обработке С.Михалкова.
  2. «Красная шапочка» Ш. Перро.
  3. «Царевна –лягушка» русская народная сказка.
  4. «Три медведя» русская народная сказка.
  5. «Гуси-лебеди» русская народная сказка.
  6. «Теремок» русская народная сказка.
  7. «Зимовье зверей» русская народная сказка.

  1. Художественное творчество
  1. Дорисуй эмоции.
  2. Любимый герой на сцене.
  3. Театр в нашем городе.
  4. Спектакль на сцене.

12.3. Завершающий этап

Показ пьесы «Зимовье зверей» (А.Щеткин, с. 116-123).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей посредством театральной деятельности в условиях ФГОС».

         Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся: артикуляционная гимнастика;упражн...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Развитие речи детей посредством театральной деятельности».

Работа была представлена в ходе проведения консультации для педагогов  в рамках школы наставничества....

презентация «Развитие речи детей посредством театральной деятельности».

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игр...

"Развитие речи детей посредством театральной деятельности".

методическая разработка.Ведущая педагогическая идея работы: развитие речи  детей дошкольного возраста посредством театральной  деятельности....

Развитие речи детей посредством театральной деятельности

Задачи:Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;Обогащать словарь детей, активизировать его;Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.Воспитывать положительное отношение...

Презентация проекта "Развитие речи детей посредством театральной деятельности"

          В  связи  с  далеко  шагнувшим  техническим  прогрессом, телевидение, интернет вытеснили  интересы  людей к  чтен...