Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему

Цыганкова Анна Сергеевна

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.

Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грам­матических правил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа52.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №38 «Апельсин»

Рассмотрена и рекомендована

К утверждению педагогическим советом №1

_____ ____________2015г.

Утверждена

Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детским садом №38 «Апельсин»

________________________Г.В. Ушакова

Приказ № ______ от _____________2015г.

Рабочая программа

Образовательная область

«Речевое развитие»

Вид организованной образовательной деятельности:

Развитие речи

Возрастная группа: 4 – 5 лет

Сведения о разработчике:

Цыганкова А.С.,  воспитатель

2015 – 2016 учебный год

Тамбов

Пояснительная записка

Актуальность

Средний дошкольный возраст является важным этапом в развитии детей. Любознательность, активность дошколят, их желание совместно действовать со взрослыми и сверстниками – все это хорошие предпосылки для успешного развития и обучения детей 5-го года жизни.   Очень важно именно в этот период дошкольного детства привить детям любовь к знаниям, научить не только воспринимать и запоминать информацию, получаемую от взрослых, но и находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности, важно воспитать умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Ведущие  цели  Программы  

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
  • формирование основ базовой культуры личности,
  • всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
  • подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе,
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Содержание направления: «Речевое  развитие»

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.

Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.

Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

  • появление ролевых и реальных взаимодействий;
  • развитие изобразительной деятельности; конструирования по замыслу, планирования;
  • совершенствование восприятия, развитие образного мышления и воображения,
  • развитие памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствование восприятия;
  • формирование потребности в уважении со стороны взрослого, появление обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшее развитие образа  Я ребенка, его детализацией.

Психофизиологические особенности детей 4-5 лет

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характеризуют возрастающая целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

Восприятие -  Формируются представления об основных геометрических фигурах о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины;  о пространстве; о времени; об особых свойствах предметов и явлений.

Внимание  -  Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение15 – 20 минут. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Память - Начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Мышление  -  Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Воображение  -  Формируются оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Речь  - Улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов.

Развитие личности - В этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо.

Режим реализации программы

Количество образовательных ситуаций – 2 раза в месяц.

Длительность образовательной ситуации - 15-20 минут.

Общее количество образовательных ситуаций в год -  18.

В процессе обучения широко используются дидактические игры.

Тематический план

Месяц

№ п/п

Темы реализации образовательных ситуаций на игровой основе

1

2

3

4

Сентябрь

1

Лето

Сюжетная картинка «Лето». Учить составлять предложения по сюжетной картинке, согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи

2

Лето

Учить составлять предложения с однородными членами, распространять предложения путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств

Октябрь

1

Осень

Сюжетная картинка «Осень». Учить составлять предложения по сюжетной картинке, согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом)

2

Осень

Учить составлять предложения с однородными членами, распространять предложения путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств

Ноябрь

1

Осень

Сюжетная картинка «Поздняя осень». Учить составлять предложения по сюжетной картинке, согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между)

Ноябрь

2

Осень

Учить составлять предложения с однородными членами, распространять предложения путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств

Декабрь

1

Зима

Сюжетная картинка «Зима». Учить составлять предложения по сюжетной картинке, согласовывать слова в предложении; определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей

2

Зима

Учить составлять предложения с однородными членами, распространять предложения путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств

Январь

1

Наш

праздник

Учить составлять предложения о прошедшем празднике, распространять предложения путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств

2

Домашние животные

Учить описывать предмет по намеченному воспитателем плану; употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа (кошка - кошки); образовывать форму множественного числа существительных в родительном падеже (кошек)

Февраль

1

Домашние животные

Учить описывать предмет по намеченному воспитателем плану; употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; образовывать форму множественного числа существительных в родительном падеже

2

Дикие животные

Учить описывать предмет по намеченному воспитателем плану; употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; образовывать форму множественного числа существительных в родительном падеже

Март

1

Весна

Сюжетная картинка «Весна». Учить составлять предложения по сюжетной картинке, определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между),  время суток, характеризовать состояние и настроение людей

2

Весна

Учить составлять предложения с однородными членами, распространять предложения путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств

Апрель

1

Птицы

Учить описывать предмет по намеченному воспитателем плану; употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; образовывать форму множественного числа существительных в родительном падеже

2

Насекомые

Учить описывать предмет по намеченному воспитателем плану; употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; образовывать форму множественного числа существительных в родительном падеже

Май

1

Предметы труда

Учить описывать предмет по намеченному воспитателем плану; употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; образовывать форму множественного числа в родительном падеже. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены

2

Спортивный инвентарь

Учить описывать предмет по намеченному воспитателем плану; употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; образовывать форму множественного числа в родительном падеже. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены,

Итого:  18 занятий.

Целевые ориентиры:

  • Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
  • Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).
  • Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
  • Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.
  • Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
  • Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).


Комплексно-тематическое  планирование

Время проведения

Тема и цели детско – взрослой деятельности

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Сентябрь

Рассказывание об игрушках

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Описание игрушек

Рассказывание об игрушках

Учить:

- составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида;

- правильно произносить

в словах звуки [с], [с'], выделять в речи слова с этими звуками;

- вслушиваться в звучание

слов.

Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.

Закреплять:

- произношение пройденных

звуков: [у], [а], [г], [к], [в];

- представления о значении

терминов «слово», «звук»

Учить:

- составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и

самостоятельно; короткий

рассказ на тему из личного

опыта;

- соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей

Учить:

- называть признаки, действия

описываемой игрушки, связывать между собой предложения;

- произносить звук [с] длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно проговаривать слова.

Укреплять артикуляционный аппарат специальными

упражнениями.

Закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей.

Формировать представления о предлогах «за», «под»,

«на», «в», навыки их применения в речи.

Отрабатывать навыки

правильного произношения звуков [с], [с']

Учить:

- составлять описание игрушки;

- называть характерные признаки и действия;

- составлять короткий рассказ

на тему личного опыта  (при

поддержке воспитателя и самостоятельно).

Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушки), их свойств, действий, которые можно с ними совершать

Октябрь

Рассказывание по набору игрушек

Рассматривание иллюстраций

к сказке ( по выбору воспитателя)

Рассказывание о действиях и

качествах предмета в диалоге

Рассказывание об игрушках.

Дидактическая игра «Петрушка, угадай мою игрушку»

Октябрь

Закреплять правильное произношение изолированного звука [з].

Учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания

Учить:

-        пересказывать короткую
сказку, выразительно переда
вать диалоги персонажей;

-        пользоваться точными на
именованиями для названия
детенышей животных

Развивать навыки диалогической речи, общения в парах друг с другом (со сверстниками), со взрослым.

Учить:

-        самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них;

-        понимать и активно использовать в речи интонацию
удивления, радости, вопроса;

-        вслушиваться в звучание
слов;

-        выделять в словах заданный
звук

Учить:

-        описывать предмет, не называя его;

-        задавать допросы и отвечать
на них.

Развивать  навыки диалогической речи

Ноябрь

Рассказывание на тему из личного опыта.

Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»

Рассказывание по картинке «Собака со щенятами»

Описание игрушки

Описание й сравнение кукол

Учить:

-        высказываться на тему личного опыта, предложенную
воспитателем;

-        правильно называть предметы мебели, рассказывать об их
назначении;
Продолжить работу по углублению знаний о понятии «мебель»

Побуждать к составлению

небольшого связного рассказа

по картине.

Учить составлять короткий

рассказ на тему из личного

опыта

Учить:

-        составлять короткий описательный рассказ по игрушке;

-        слышать и правильно произносить звук [ш], изолированный, в словах и фразах;

-        правильно регулировать тембр голоса;

-        вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию

Учить:

-        описывать и сравнивать кукол;

-        правильно называть наиболее характерные описательные
признаки;

-        строить законченные предложения.

Закреплять представления о понятии «мебель». Развивать навыки выразительной речи

Декабрь

Описание одежды

Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»

Рассказывание по набору игрушек

Рассказывание по картине «Таня не боится мороза»

Учить:

-        описывать зимнюю одежду;

-        правильно называть предметы зимней одежды;

—        выделять на слух и правильно
произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах;

-        подбирать слова на заданный звук.

Формировать представление о назначении зимней одежды.

Закреплять понятие «одежда»

Учить:

- пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно

передавая прямую речь персонажей;

- самостоятельно подбирать слова со звуком [с]

Побуждать составлять короткие рассказы по набору игрушек.

Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.

Закреплять навыки правильного произношения звука [ж] в словах и фразах.

Учить:

-        выделять звук [ж] в словах;

-        произносить четко и ясно
слова и фразы с этим звуком;

-        правильно пользоваться интонацией, говорить достаточно громко

Учить:

- составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному  воспитателем;

-        выделять звуки в слове;

-        подбирать слова на заданный звук

Декабрь

Январь

Рассказывание по набору игрушек.

Дидактическая игра  «Похвалялись звери»

Описание внешнего вида друг друга

Рассказывание по набору предметов

Сравнение предметных картинок

Учить:

-        составлять короткий рассказ по набору игрушек вместе с воспитателем;

-        понимать смысл загадок,
правильно называть качества
предметов;

-        выделять четко и правильно звук [ч'] в словах и фразах,
подбирать слова на заданный звук.

Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями

Учить:

- составлять описания внешнего вида и предметов одежды друг друга.

Дать представление о том, что звуки в словах располагаются в определенной последовательности

Упражнять:

-        в составлении рассказа о предметах и действиях с
предметами;

-        в образовании названий посуды.

Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Учить:

-        правильно произносить звук [ч'];

-        отчетливо проговаривать
слова с этим звуком

Учить:

-        сравнивать объекты на картинках по величине, цвету;

-        подбирать слова, сходные
и различные по звучанию

Февраль

Описание картинок

Рассказывание по картине «Мама моет посуду»

Описание предметных картинок

Описание овощей.

Определение овощей на ощупь, по словесной характеристике. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.

Учить:

-        составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки;

-        четкому и правильному произношению звука [щ'];

-        выделять звук [щ'] в словах

Учить:

-        составлять рассказ по картине «Мама моет посуду».  Укреплять артикуляционный аппарат специальными
упражнениями.
Закреплять:

-        произношение звука [щ'];

-        представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности

Учить:

-        составлять описание картины;

-        называть ассматриваемый
(описываемый) объект, его свойства, признаки, действия;

-        давать оценку описываемому объекту (предмету).

Укреплять артикуляционный аппарат специальными
упражнениями.
Закреплять:

-        навык произношения звука [щ'];

-        умение различать твердые и мягкие согласные звуки.

Учить выделять звук в словах

Закреплять умение правильно называть овощи, описывать цвет, форму и другие качества.

Расширять представления об овощах.

Учить:

-        выделять в овощах определенные свойства;

-        правильно классифицировать овощи

Март

Описание предметов и игрушек

Пересказ рассказа Н.Калининой «Помощники»

Описание предметов и игрушек.

Отгадывание загадок

Рассказывание по картине «Куры»

Продолжить учить составлять описания предметов, игрушек.

Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.

Учить:

четкому и правильному произношению звуков [л], [л'];

Учить:

-        пересказывать близко к содержанию текст рассказа

Н. Калининой «Помощники»;

-        замечать несоответствия

в передаче содержания текста при слушании рассказа товарищей.

Продолжать учить:

-        описывать предметы;

-        определять и называть первый звук в слове.

Упражнять:

-        в образовании форм глагола «хотеть» (хочу - хочет,

хотим-хотят);

Учить:

-        составлять короткий рассказ по картине «Куры»;

-        сравнивать петуха, курицу и цыплят.

 Закреплять:

-        умение самостоятельно подбирать слова, сходные и несходные по звучанию;

Март

--        выделять на слух звуки [л], [л'] в словах;

-        подбирать слова со звуком [л] или [л'].
Закреплять умение:

-        подчеркнуто произносить звук в слове;

-        различать на слух твердые и мягкие согласные звуки;

-        определять первый звук в слове

Закреплять:

названия предметов посуды по аналогии и обращать внимание на несхожесть некоторых названий;

- представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков.

Учить самостоятельно подбирать слова со звуками [с], [ш] в начале, середине, конце слов

Закреплять:

-        навык правильного произношения звуков [л], [л'] в изолированном виде, в словах и фразах;

-        умения интонационно выделять заданный звук в слове;

-        подбирать слова на заданный звук.

Учить:

-        выделять звуки [л], [л'] в речи;

-        правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонациями;

-        выделять голосом определенные слова

Апрель

Закрепление обобщающих понятий. Подбор слов на заданный звук

Рассказывание об игрушках. Дидактические игры

«Узнай по описанию», «Чего не стало?»

Рассказывание о предметах. Дидактическая игра  «Чудесный мешочек»

Описание игрушек. Дидактическая игра  «Что изменилось?»

Продолжать формирование навыков связной речи.

Учить:

-        подбирать нужные по смыслу слова;

-        четко и правильно произносить звуки [р], [р'];

- подбирать слова с этими звуками;

-        внятно произносить слова

и фразы, пользуясь соответствующей интонацией.

Закреплять усвоение обобщающих понятий: одежда, овощи, мебель.

Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки. Закреплять:

-        представления о том, что слова звучат;

-        состоят из звуков;

-        звуки в слове разные;

-        умение самостоятельно заканчивать слово, названное воспитателем

Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.

Учить:

-        слышать звуки [р], [р'] в словах;

-        подбирать слова с этими звуками;

-        четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные звуками [р], [р'];

-        произносить чистоговорку отчетливо в разных громкости и темпе.

Продолжать обучение описанию внешнего вида предметов, их характерных признаков.

Учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных. Обратить внимание на то, что все названия детенышей звучат похоже на названия взрослых животных того же вида. Закреплять представления о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности.

Апрель

Укреплять артикуляционный аппарат детей специальными упражнениями.

Развивать умения:

-        определять и называть первый звук в слове;

-        подбирать слова на заданный звук

Закреплять умения:

-        в произношении звуков [р],

[р'];

-        составлении описания предмета;

-        рассказывании о внешнем виде, качествах и свойствах предмета

Развивать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова

Май

Рассматривание и описание картинок, иллюстраций

Беседа о домашних животных. Дидактическая игра «Назови правильно»

Беседа о транспорте

Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Учить:

-        составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки;

-        четко и правильно произносить сочетание звуков [из];

-        уместно употреблять в описательной речи предлог из

Формировать представления о домашних животных. Сообщить новые сведения о животных.

Учить правильному произнесению названия детенышей домашних животных

Обогатить и уточнить:

-        представления о транспорте;

-        понимание общественной значимости труда шофера, водителя

Познакомить с содержанием русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Учить находить и выделять в сказке особенности композиции (присказка, зачин).

План работы с родителями на 2015 – 2016 учебный год

  • Индивидуальная консультация «Игры и упражнения для развития речи детей»
  • Помощь в оформлении фотоальбома «Семейные фотографии»
  • Практикум для родителей «Игры,  направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников».
  • Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет».
  • Консультация «Словесные игры с мячом и их влияние на развитие речи детей».
  • Тематическая консультация «Как учить стихи играючи».
  • Показ открытого занятия для родителей «Малыши спешат на помощь!».

 

Учебно – методическое сопровождение

  • Раздаточный материал: предметные и сюжетные картинки;
  • Демонстрационный материал: алгоритмические таблицы, картины; наборы игрушек; муляжей;
  • ЭОР;
  • Книги;  наборы открыток.

Развивающая предметно-пространственная среда

  • Наборы сюжетных и предметных картинок по темам:

 «Одежда», «Игрушки», «Транспорт», «Еда», «Будь осторожен!», «Сказки», «Противоположности», «Времена года» и другие.

  • Наборы игрушек «Ферма», «Зоопарк».
  • Алгоритмические таблицы.
  • Альбом «Наша группа» - фотографии детей и их родителей (утренники, летний отдых, труд на даче, семейные или групповые праздники, игры детей в группе и на прогулке).
  • Дидактические игры типа «Лото», «Четвёртый лишний», «Логические цепочки».

Используемая литература

  • Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  • Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М.: Школьная Пресса, 2004.
  • Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Коммуникация» Рабочая программа по образовательному компоненту «Развитие речи» для средней группы (с 4 до 5 лет)

Пояснительная запискаРабочая программа по образовательному компоненту «Развитие речи» для средней группы составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования мун...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)

Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...