развитие речи детей младшего возраста через сюжетно-ролевые игры
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Методика развития речи детей младшей группы через сюжетно-ролевые игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Киселевского городского округа МДОУ детский сад № 24

«Развитие речевого общения детей 3-4 лет через сюжетно-ролевую игру»

Воспитатель д/с 24

Кочура Т.Л.

2015-2016 учебный год

  Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

 В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия  взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками  - это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья ребенка.

         В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. В группах раннего и дошкольного возраста  социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.

  Содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре — ведущей деятельности дошкольников.

Наблюдения за детьми показали, что дети привносят в игру свой жизненный опыт общественных и социальных отношений. Но у некоторых детей отмечаются ограниченные возможности общения между собой.

Игра – особая деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В Концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни». Привлекательность игры, как свободной, творческой деятельности, возникающей по инициативе детей.

В работах психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева даны содержательные характеристики игры, показано ее влияние на главнейшие изменения в психике ребенка.

Социальное назначение игры заключается в том, что она подготавливает детей к труду. В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает всё большее значение для формирования личности ребёнка. С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековым опытом человечества.

В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои замыслы, в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п. Таким образом, малыш, как указывал К.Д.Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

Принято считать, что основное отличие игр от других видов продуктивной деятельности заключается в том, что игра ориентирована собственно на процесс, а не результат.

Закономерности возникновения сюжетно-ролевой игры, основные этапы ее развития.

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет–заместитель, ранее использованный в игре.

Второй этап. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Объединения детей – кратковременны. Основные сюжеты – бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. В игре объединяются 2-3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры – по-прежнему действия с предметами. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают труд, быт взрослых, яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер.

Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

Второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного попарного взаимодействия в раннем возрасте.

Во второй младшей группе ребенок способен овладеть ролью. Ролевое поведение охватывает диапазон от ролевого подражания до осознанного оперирования ролью. включения ее в разнообразные связи и отношения. Овладение ролью складывается из умений осуществлять условные предметные действия, разворачивать ролевой диалог, по ходу игры изменять ролевое поведение исходя из роли партнера, менять игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета. Эти умения формируются постепенно. Для детей четырех лет достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия.   Таким образом, воспитатель играет вместе с детьми, он разворачивает игру таким образом, чтобы вызывать у детей ролевое поведение. Для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог.  

 В течении учебного года с родителями группы были проведены собрания: «воспитание личности ребёнка посредством сюжетно – ролевой игры», «игра в жизни ребёнка». Проведено анкетирование.

Вопросы:.

  1. Какие игрушки вы покупаете ребёнку?
  2. В какие игры играет ваш ребёнок?
  3. Какое участие вы принимаете в этих играх?

Одним из значительных достижений работы воспитателей с родителями в группе стало изменение их отношения к игровой деятельности ребёнка. Через консультации, тренинги, привлечение к организации развивающей среды в группе, пошив костюмов и другое, родители убедились в том, что игра – одно из важных средств познания ребёнком окружающего мира. Такая работа способствует созданию доверительных отношений между родителями, воспитателями и детьми, повышению интереса родителей к педагогическому процессу, к общению с детьми и интереса к жизни группы. В начале учебного года многие дети группы имели малый словарный запас, не умели играть. Наблюдения показали, что действия детей с игрушками были хаотичны, бесконечно повторялись в различных комбинациях без связи и логической последовательности с целью развития речи и коммуникативных способностей, для развития детской игровой деятельности мы проводили игры - занятия с куклами, сюжетно – образными игрушками, с элементами драматизации. Каждая игра в её модифицированных вариантах неоднократно повторялась: то с одним, то с несколькими детьми. Поощрялись совместные игры детей с новыми игрушками или предметами – заместителями. Для руководства сюжетно – ролевой игрой нами была составлена картотека сюжетно-ролевых  игр по младшей группе. Чтобы облегчить детям реализовать свои задумки, придумать сюжет любой игры, увлечь детей во 2 половину уч. Года внедрили модели сюжетно -  ролевой игры в красиво оформленных «волшебных коробочках» собрана тематическая картотека.

  1. Куда (парк, лес, река, город, сказка…)
  2. На чём ( машина¸ лошадка, поезд…)
  3. К кому ( Маша, коровка, Василиса прекрасная…)
  4. Что может произойти во время путешествия ( встретили зайчика, бабу ягу, пошёл дождь…)
  5. Финал путешествия ( концерт, хоровод, …)

На конец учебного года сформировались речевые навыки детей, появилось больше возможностей для интересного взаимодействия. С помощью инсценировок разыгрываются всевозможные сюжеты: продавец Филя, покупатели колобок и Незнайка. Каждый персонаж ведёт себя соответственно своим характеристикам: Незнайка забывает говорить вежливые слова, зайчик и колобок вежливые и приветливые покупатели, а Филя примерный продавец. Подобным образом инсценируются диалоги на и более разнообразные сюжеты, распространённые в играх детей: врач – пациент, парикмахер – клиент , мама – дочь и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с предметным окружением»

В раннем возрасте с детьми необходимо очень много разговаривать о том, что наблюдаем вокруг себя, знакомить детей с происходящими процессами в повседневной жизни. Чем больше мы обращаем детское вниман...

Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность

Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельностьПонятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и н...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра - это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает ...

Совершенствование диалогической речи детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры

Самообразование. Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межатестационный период...