Формирование духовной нравственности дошкольников на примере сказок.
статья по развитию речи на тему

Королева Елена Владимировна

Формирование в ребенке - дошкольнике благородных чувств, общечеловеческих положительных качеств, потребности совершать хорошие поступки и дела одна из педагогических проблем педагога. Один из вариантов разрешения данной педагогической проблемы – использование сказок, музыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовной нравственности дошкольников на примере сказок.

 

В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в ней идеологии, в воспитание вкладывали различные значения. Спартанское воспитание, до сегодняшних дней, понимается как воспитание физически подготовленных детей, при очень ограниченных бытовых условиях. Английское воспитание - размеренная жизнь, с определенными правилами, манерами. Российское воспитание основывалось на воспитании у подрастающего поколения нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу. Слово офицера в 19 веке, многое значило, ко многому обязывало. Во времена Великой Отечественной войны даже противники поражались патриотизму, любви к родине советского народа. Большое внимание уделялось уважительному отношению детей к родителям. Это было заслугой российского воспитания.

Россия конца XX века пережила сильнейший кризис в воспитании детей и подростков. Пионерские, комсомольские организации, где на заседаниях обсуждались моральные нормы поведения, оказывалась помощь старикам, проводились походы, соревнования, были расформированы. Такие формы организации детей осудили. Конечно, общение было слишком политизировано, имело назидательный характер, но и государство не было готово в один момент предоставить современные спортивные залы, клубы по интересам, студии развития творческих способностей детей. Результат не заставил себя ждать. Резко выросли показатели детской преступности, наркомании. В этот период дошкольники играют не в космонавтов и исследователей, у подростков приоритетом становится сила во всех ее агрессивных проявлениях.

Сегодня ситуация меняется. Вновь становится модным среди подростков заниматься спортом, музыкой, быть умным, иметь хорошее образование. Родители дошкольников кроме посещения детского сада, активно водят детей на занятия в студии, кружки. Однако нравственность, моральные ценности, глубокой ценности у детей и подростков не имеют. Формирование духовной нравственности, толерантности, осознания и принятия моральных норм общества детьми, настолько актуально, что вынесено на государственный уровень.

Огромное внимание государством уделяется дошкольному воспитанию и образованию, как первой ступени развития человека. Меняются требования к созданию условий для воспитания и образования в школах и детских садах. Впервые, для дошкольных организаций разработаны федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых определены требования к созданию условий приобщения детей к общечеловеческим ценностям, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Поставлены актуальные задачи формирования общей культуры личности детей. Развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, воспитания уважения к традиционным ценностям человека, с активной жизненной позицией, процесса осознания себя в окружающем мире. Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка - образы восприятия очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь

Формирование в ребенке - дошкольнике благородных чувств, общечеловеческих положительных качеств, потребности совершать хорошие поступки и дела одна из педагогических проблем педагога. Один из вариантов разрешения данной педагогической проблемы – использование сказок, музыки.

С первого дня жизни дитя слышит колыбельные песни, потешки, ему становится понятным, о чем они. Ребенок растет, усложняется репертуар. Родители рассказывают, читают сказки, толкуют их значение. Поэтому, наиболее понятными примерами восприятия ребенком правил поведения, хороших поступков, любви к родине, уважение к старшим – сказка, песня, игра. Опираясь на данные предположения, мы разработали серию занятий на основе сказок, подобрали пословицы, по теме сказки, музыкальное сопровождение. Дети определяют по характеру музыки личностные качества героя, дают личностные характеристики. Так формируется отношение старших дошкольников к осознанию человеческих ценностей и соблюдению моральных норм, умение и способность оценивать свои поступки и поступки сверстников, делать нравственный выбор, развивается морально-этическое сознание — нормы и правила взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами, развивается стремление выражать свое отношение к окружающему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок

Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника на примере жизни святых

Особенности духовно-нравственного воспитания  детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...

Формирование духовно-нравственных качеств младших дошкольников в процессе чтения сказок

Формирование духовно-нравственных качеств младших дошкольников в процессе чтения сказок. (методическая рекомендация)В наше время дети очень мала знают сказок и они потеряли интерес к чтению сказок. А ...

Формирование духовно-нравственных качеств (милосердия и мужества) у дошкольников старшего возраста на примере образа князя Александра Невского.

На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях является одной из самых актуальных. В формировании личности человека, его ценностей, мировозз...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Педагогический проект. Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников на основе проведения праздников и инсценировки сказок на английском языке»

Данный проект направлен на приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, любви к национальной культуре через знакомство  со значимыми религиозными праздниками и инсценировкой сказок на иност...