Конспект "Весна" для детей среднего дошкольного возраста (технология ТРИЗ)
план-конспект урока по развитию речи (средняя группа) на тему

Храмова Ольга Николаевна

Конспект разработан для образовательной области Речевое развитие с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichina_sledstviya_moy.docx69.14 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная деятельность с элементами ТРИЗ в средней группе.

Цель: Освоение способов познавательной деятельности.

Задачи:

 Закрепить и расширить знания детей о характерных признаках весны. Учить находить эти признаки в природе.

Способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи и находить взаимодействующие признаки объектов.

Способствовать формированию у детей основ системного мышления.

Расширять знания детей об изменении времени по временам года.

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

- Какое сейчас время года

- Весна

- Все правильно. Сегодня мы поговорим о весне. Назовите весенние месяцы.

- Март, апрель, май

- Давайте мы с вами вырастим весеннее дерево.

- Пришла весна. Почему она пришла?

- Земля стала ближе к солнцу.

- Пришла весна, поэтому…

- Солнце стало ярче.

-Солнце стало ярче, поэтому…

- Повысилась температура.

(на доске строим  схему причину- следствия в виде дерева)

(затем читаем схему  в обратном порядке)  C:\Users\Ольга Николаевна\Desktop\20160426_180552.jpg

Физминутка

Очнулись деревья от зимнего сна

В апреле по лесу гуляет весна  

В овраге ручьи шаловливо звенят

И с юга на родину птицы летят

  Раздаётся стук в дверь и входит Незнайка. В руках у него подарочная  коробка.

-  Здравствуйте, дети, это я, Незнайка.

-  Здравствуй, Незнайка!  Мы очень рады тебя видеть.

- Ребята, я пришёл к вам с просьбой о помощи. У меня вчера был день рождения и мне подарили много подарков.

- Мы тоже поздравляем тебя, Незнайка, с днём рождения.

- Спасибо. Мне вот подарили красивую коробку, а я не могу её открыть. Там в коробке кто-то тихо-тихо стучит (тик-так). Чтобы это могло бы быть?

- Давай мне свою коробку, сейчас мы во всём  разберёмся  (воспитатель берёт коробку у Незнайки). Да тут на коробке что-то написано. Читает : «Коробочка откроется, если вы правильно отгадаете загадку.  Тик-так, тик-так, а с места никак». Ребята, что это такое?

- Часы.

- Давайте посмотрим, что же лежит в этой коробке.

Незнайка, тебе подарили часы.

  (Незнайка рассматривает часы)

- А зачем мне часы. Мне они не нужны. Я даже не знаю, что с ними делать, зачем они мне нужны?

- Ну не спеши отказываться от подарка. Давай спросим у ребят, зачем  нужны часы?

- Ребята, расскажите  пожалуйста Незнайке, зачем нужны часы.

- Часы нужны, чтобы определять время.

- Правильно ребята. А чтобы Незнайка больше узнал о часах, давайте подробно расскажем о них с помощью нашего системного лифта.

   (Воспитатель вывешивает схему дома.)

- Этот трёхэтажный дом необычный, в нём живут не люди, а кто ребята? 

- Предметы.

- На втором этаже живут они сами. Нарисуем здесь часики.  А кто живёт на первом этаже?

- Отдельные части предметов.

- Назовите, из каких частей состоят часы?

- Корпус, циферблат, стрелочки, цифры,  колёсики, винтики…

 (Дети самостоятельно рисуют части)

- Правильно. А что находится  на третьем этаже?

- Места, в которых могут быть эти предметы.

- Где, в каких местах могут быть часы?

- В квартире, в садике, в школе, в магазине, на улице…

- Это всё интересно! Но  я  не понимаю по часам.

- Ребята, а вы можете определить время по часам?

- Нет. Мы ещё маленькие.

- А кто нам может помочь узнать сколько времени?

- Взрослые, папы, мамы…

- А как же нам помочь Незнайке научиться ориентироваться во времени? (Ответы детей) А времена года, вы знаете ребята?  Давайте для начала научим Незнайку ориентироваться во временах года.

  -  У меня есть волшебные карточки. Они нам помогут определять  времена года. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете отгадывать их, находить соответствующую цветовую карточку и выкладывать на магнитной доске.

                Она приходит в декабре,

               Когда деревья стоят в серебре?

                                            (Зима)

- Правильно ребята. А каким цветом мы рисуем снег на белом листе бумаги.

-Голубым,  синим. (Дети берут синюю карточку и выкладывают её на доске.)

                 Зелёное платье она надела,

                И всё вокруг зазеленело?

                                           (Весна)

- Какую карточку мы будем выкладывать?

- Зелёную.

                    В венке из солнечного света

                   Вслед за весной приходит...? (Лето)

-Какую карточку мы выберем?

- Красную.

                   Платье жёлтое набросив,

                  Тихо к нам приходит …? (Осень)

- Какую карточку мы выберем?

- Жёлтую.

- Сколько карточек мы выложили. Давайте посчитаем.

-Четыре.

- Какое время года обозначает синяя карточка? (зелёная, красная, жёлтая)

- Одно время года сменяет другое. Ребята, можно ли из этих карточек сделать часы, которые будут показывать  то время года, которое придёт? (Ответы детей) Что нам для этого понадобится? (Ответы детей)

  (Воспитатель вместе с детьми конструирует часы (раскладывает на подготовленном круге цветные карточки в определённой последовательности).

- Ребята, чего не хватает у наших часов? (стрелочки)

(Прикрепляют стрелочку в центр круга.)

- На  какой карточке сейчас должна быть установлена стрелка и почему?

- Стрелка должна быть установлена на зеленой карточке,  потому что сейчас время года  – весна

-На какую карточку передвинется стрелка, когда закончится весна и почему? И т.д.

- Нравятся тебе, Незнайка, наши часы?

- Да, очень.

.Теперь и я смогу определять времена года.

- Ребята, надо и нам  что-нибудь подарить Незнайке.

Давайте мы подарим ему весенние цветы. Какие весенние цветы вы знаете?                      

- Подснежники, мать и мачеха, одуванчик

- Мы нарисуем ему одуванчики.  

Сначала мы рассмотрим одуванчик по признакам.

(Дети описывают одуванчик, выбирая значки с признаками)

- А рисовать мы будем не кисточками, а вилочками.

(Воспитатель показывает технику рисования одуванчика)

Самостоятельная работа детей.

(В конце занятия Незнайка благодарит детей за помощь и рисунки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей среднего дошкольного возраста на 2014-2015 г.

Составлен перспективный план по играм ТРИЗ технологии на учебный год. С помощью этих игр у детей развивается логическое мышление, формируется связная речь детей, происходит пополнение  активного ...

Мастер-класс для воспитателей Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»

Дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, ...

Технологическая карта НОД с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ ««Информационная безопасность для детей среднего дошкольного возраста». Название: «Какие мультфильмы полезны для нас».».

Цель – Формировать у детей дошкольного возраста интерес к просмотру полезных мультфильмов. Образовательные: - Систематизировать  знания о полезных  мультфильмах, развитие логическ...

Дидактическое пособие на развитие речи детей среднего дошкольного возраста "Речевая карусель" с использованием ТРИЗ технологий

Одной из главных задач дошкольного образования является речевое развитие детей. Проблема речевого развития сейчас актуальна, так как у многих детей имеются речевые проблемы. В связи с этим была разраб...

«Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»

презентация к мастер-классу «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»...