Главные вкладки

    "Живые звуки" (Практический материал для педагогов и родителей. Продолжение)
    методическая разработка по развитию речи на тему

    Автором представлен материал по развитию фонетической стороны речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл foneticheskie_skazki.docx52.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

    структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

    «ЖИВЫЕ ЗВУКИ»

    (Практический материал для педагогов и родителей. Продолжение)

    Фонетические сказки

    Предисловие для взрослых

    Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению — не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.

    Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:

    1.   четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;

    2.    отхлопывать ритм «песен» каждого звука;

    3.     «дирижировать» — демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса;

    4.     имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»;

    5.     использовать наглядный материал из приложения для «записи» и «чтения песен» звуков. При этом следует показывать:

    o   протяжный звук — ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;

    o   отрывистый звук — резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев;

    o   повышение звука — подниманием руки вверх;

    o   понижение звука — опусканием руки вниз.

    Обозначение звуков

    После чтения сказки детям следует задать вопросы по тексту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок.

    В приложении включены игры и задания на закрепление знаний артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха и общих речевых навыков.

    Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия.

    Первая часть сказки дает возможность:

    o   познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков;

    o   формировать понятие «гласный звук»;

    o   развивать слуховое внимание;

    o   развивать и корригировать фонематический слух (например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки?, сколько звуков пели ту или иную «песенку»?, в какой последовательности пели звуки?, какие «песенки» могут спеть звуки [У], [И] и т.д.);

    o   познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв;

    o   проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук — буква».

    Вторая часть сказки, помимо перечисленных выше задач,позволяет:

    o   формировать понятие «согласный звук»;

    o   облегчить работу, связанную с объяснением темы «Йотированные буквы» в начальных классах школы;

    o   познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами с последующим включением их в слоговые таблицы для чтения (фонетический разбор слогов и слов с йотированными буквами изучается в школе).

    Сказка первая — о звуке А

    Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».

    image006.jpg

    Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

    - А_А_ А_А_ А_А_А_.

    Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

    - ААааа, ААааа.

    А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

    image008.jpg

    Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

    Вопросы и задания

    1.        О каком звуке эта сказка?

    2.        Что любил делать звук А? (Петь.)

    3.        Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)

    4.        Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)

    5.        Как умел петь звук А? (Тихо, громко.).

    6.        Спой тихо, спой громко.

    7.        Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную.)

    8.        Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)

    9.        На каком инструменте играл звук А? (На барабане.)

    10.    Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А Аааа, А Ааа а.)

    11.    Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные.)

    12.    Спой колыбельную звука А.

    image010.jpg

    13.    За что всем нравился звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса.)

    Сказка вторая — о звуке У

    Жил да был звук У. У звука У была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «У, У, У».

    image012.jpg

    Звук У умел гудеть как пароход: «У, У, У». Умел звук У гудеть и как поезд:

    - У У_ УУ__ УУ__.

    Звук У умел гудеть и тихо:

    - У_ У_ У__, — и громко: У_ У_ У_.

    Но больше всего звук У любил играть на трубе:

    - УуУууууу У, УуУууууу У .

    Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:

    - ___________УуУууууу У___________, УуУууууу У_______________.

    Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук У трубил отбой:

    - У_У_ у уУУ У_У_ у у У__У

    Все расходились, а песня звука У раздавалась все тише и тише:

    - _____________У_У_ у уУ___, У...

    Так звук У утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

    Вопросы и задания

    1.        О каком звуке эта сказка?

    2.        Какая особенность была у звука У? (или: Отчего песнизвука У были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой.)

    3.        Как умел гудеть звук У? (Как пароход, как поезд; тихо, громко.)

    4.        Спой все песни звука У.

    5.        На чем любил играть звук У? (На трубе.)

    6.        Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали?

    7.        Спой и прохлопай. (УуУууууу У...)

    8.        Как звук У трубил отбой?

    9.        Спой и прохлопай. (У_У_ У УУУ_ У...)

    Сказка третья — о звуке О

    Жил-был звук О. Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».

    image014.jpg

    Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»

    Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:

    - О ОО_ ООО_ ОО О_О О ОО_.

    В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»

    Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

    Вопросы и задания

    1.        О каком звуке эта сказка?

    2.        На что похож рот у звука 0? (На вытянутый кружок.)

    3.        От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)

    4.        Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)

    5.        Спой эту песенку. (О ОО_ ООО_ ООО_ ООО О_.)

    6.        На что были похожи рты у всех поющих со звуком О? (На вытянутые кружки.)

    7.        Придумай мелодию для звука О, прохлопай и спой ее.

    Сказка четвертая — о звуке И

    Жил-был звук Я. Рот у интересного и привлекательного звука Я всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «И, И, И».

    image016.jpg

    Иногда звук Я играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:

    - Й_ И ИИ__, Й_ И ИИ__.

    И низко:

    - ЙИЙИЙИ И_.

    И протяжно:

    - И_ И_ И__.

    И отрывисто:

    - ИИ и и й, ИИ иии.

    Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука И песню о Чижике-пыжике:

    - ИИ ИИ ИИЙ_, ЙИ Иии ИИ Й_.

    Когда звук И прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

    Вопросы и задания

    1.        О каком звуке эта сказка?

    2.        Как звучали песни звука И? (Игриво.)

    3.        Почему песни звука И всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался.)

    4.        На каком музыкальном инструменте играл звук И? (На свирели.)

    5.        Как могут звучать мелодии звука Я? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто.)

    6.        Исполни все мелодии звука И. (И И, И , и и и.)

    7.        Какую песню в исполнении звука И любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.)

    8.        Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук И, мелодию прохлопай. (ЙИ ЙИ ИИЙ_, ЙИ ИииЙИЙ.)

    Сказка пятая — о звуке Э

    Жил да был звук Э. Звук Э всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «Э, Э, Э».

    image018.jpg

    Звук Э задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»

    Звук Э был известен и тем, что любил петь протяжные песни:

    — э ээ , э ээ .

    Больше других ему нравилась такая песня:

    э эээээ

    э эээээ,

    э эээээ

    э эээээ.

    Так и жил звук Э: задавал вопросы, и получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

    Вопросы и задания

    1.        О каком звуке эта сказка?

    2.        В каком положении всегда находился рот и язык у звука Э? (Рот приоткрыт, язык приподнят.)

    3.        Какие вопросы задавал звук Э7 (Это что? Это зачем? Это почему?)

    4.        Какие песни пел звук Э? (Протяжные.)

    5.        Спой и прохлопай мелодию протяжной песни. (Э_Э_Э_, Э_Э_Э_.)

    6.        Исполни песню, которая больше других нравилась звуку Э. (Э ЭЭ_ ЭЭЭ__ ЭЭЭЭ Э_Э_.)

    7.        Как пел звук Э? (Приоткрывая рот и приподнимая язык.)

    Сказка шестая — о звуке Ы

    Жил-был звук Ы. Известен был звук Ы своим низким голосом. Звучал его голос низко-принизко оттого, что пел звук Ы, немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «Ы, Ы, Ы».

    image020.jpg

    Звук Ы умел петь и протяжно:

    - Ы_ Ы_ Ы_

    И отрывисто:

    - Ы Ыыыы.

    Иногда звук Ы играл на барабане:

    - ыыыыы ы, ыыыыы ы.

    Иногда — пел тихие колыбельные песни:

    - Ы ЫЫЫ Ы_Ы Ы_, Ы ЫЫЫ Ы_Ы Ы_.

    Звук Ы жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

    Вопросы и задания

    1.        О каком звуке эта сказка?

    2.        Чем был известен звук Ы? (Низким голосом.)

    3.        Почему у звука Ы был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком.)

    4.        Как умел петь звук Ы? (Протяжно, отрывисто.)

    5.        Спой протяжную и отрывистую песню звука Ы, прохлопай мелодии. (Ы ЫЫ , Ы Ыыы ы.)

    6.        На чем иногда играл звук Ы? (На барабане.)

    7.        Прохлопай и спой мелодию, которую звук Ы исполнял на барабане. (Ы ЫЫЫЫЫ, Ы ЫЫЫЫ Ы.)

    8.        Какие песни иногда пел звук Ы? (Тихие, колыбельные.)

    9.        Спой колыбельную песню звука Ы. (Ы ЫЫЫ Ы_Ы Ы__, ...)

    10.    Как всегда улыбался звук Ы?

    Воспитатель: Фомичева С.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в группе 6-7 лет. Материал для педагогов и родителей.

    -     «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком» - Л.С. Выгодский- И чем больше мы с ...

    Приёмы снятия стресса (материал для педагогов и родителей)

    Управлять стрессом под силу каждому человеку, для этого необходимо освоить несколько приёмов, и снятие нервного напряжения не будет касаться невыполнимой задачей....

    "Живые звуки" (практический материал для педагогов и родителей)

    Автором представлены материалы по формированию фонетического строя речи дошкольников....

    Мастер - класс:" Красота природы - своими руками"( поделки из природного и бросового материала ). Для педагогов и родителей с участием детей старшей группы.

    Цели этого мастер - класса научитьродителей и педагогов работать с приридным и бросовым материалом, развивать творческие с...

    Практический материал для педагогов и родителей "Развитие речи. Звуки "р" и "рь".

    Автором подобран материал по закреплению и автоматизации звуков "р" и "рь"....

    Учебно-методический материал для педагогов и родителей "Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста"

    Цель:  распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;познакомит...