«МНЕМОТЕХНИКА КАК ОДНО ИХ УСЛОВИЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья по развитию речи на тему

Прайс Елена Анатольевна

Применение мнемотехники–технологии развития памяти, дает возможность сделать непосредственно образовательную деятельность по развитию речи более увлекательной, интересной. Это целый ряд оригинальных  упражнений, приёмов, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка, облегчающих запоминание и воспроизведения информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_-_mnemotehnika.docx67.18 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация опыта работы

«МНЕМОТЕХНИКА КАК ОДНО ИХ УСЛОВИЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»  

Применение мнемотехники–технологии развития памяти, дает возможность сделать непосредственно образовательную деятельность по развитию речи более увлекательной, интересной. Это целый ряд оригинальных  упражнений, приёмов, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка, облегчающих запоминание и воспроизведения информации. В воспитательно-образовательном процессе применяю наиболее эффективные методы:

  • метод «крокирования» (схема, чертеж);
  • метод ассоциативных цепочек;
  • метод опор

        Особое место в работе занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает детям овладение этим видом рассказывания. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Эти же схемы использую для сравнительных рассказов, пересказа, придумывания загадок о предметах.

Работу по мнемотаблицам начинаю с младшей группы. Но детям младшего возраста трудно сразу уловить  информацию через мнемотаблицу, поэтому предлагаю вначале мнемодорожку. Дети охотно принимают условное графическое изображение героев сказки, с удовольствием рассказывают по таблице и сказку, и о времени года. DSCN3141

     

Мнемодорожка для обучения детей младшей группы рассказыванию  сказки «Алёнушка и лиса»: «Алёнушка взяла корзинку и пошла в лес за грибами».DSCN3146

       Сказка - неизменный спутник детства - играет особую роль в процессе становления связной речи ребенка. Именно через сказку я не только знакомлю детей с окружающим миром, но и обучаю правильному звукопроизношению, предлагаю детям выполнить различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. DSCN3133

     В младшей группе я предлагаю детям « записать» сказку «Теремок».

Данная мнемотаблица позволяет детям не только самостоятельно пересказывать сказку, но и знакомиться с геометрическими фигурами, поскольку образ лисы закодирован именно таким способом: составлен из геометрических фигур. Предлагаю детям назвать их, сосчитать и попробовать выложить самим фигуру лисы. Примечательно то, что символ для обозначения конца сказки, я предложила детям случайно. Вернее, он использовался лишь в старших группах. Но дети охотно приняли его, что позволило включить творческое задание: исправить конец сказки так, чтобы она закончилась хорошо для зверей. Последовало предложение: звери построили новый большой Теремок.

Работа по мнемотаблицам позволяет уже в младшем возрасте проводить простейший  сравнительный анализ двух сказок, например таких как «Теремок» и «Рукавичка». Перед детьми обе мнемотаблицы, дети, сравнивая их, говорят,  чем похожи сказки, чем отличаются.

Знакомство с понятием «дикие» и «домашние» животные по такой системе даёт возможность проработать характерные особенности животных. С помощью условных обозначений по мнемодорожке или целой таблице дети учатся составлять целый рассказ о том или ином животном. DSCN3132

 Например:  

Знакомлю детей с таким животным, как коза. После того, как провели работу по содержанию сказки, где она является одним из персонажей, предлагаю «волшебную» табличку, которая поможет узнать про козу подробнее.

Дети говорят: «Это животное живет у хозяина, оно домашнее. У него четыре ноги, тело покрыто шерстью, на голове рога. Ест траву, своих детенышей вскармливает молоком, и это коза».

По мнемотаблицам заучиваем с детьми некоторые стихотворения и потешки:

       Мнемотаблица, используемая для обучения детей старшей группы рассказыванию о весне.  Буква  «В» служит « ключом» к запоминанию и воспроизведению информации, что символизирует весну, и признаки этого времени года:                                                                                                                                          

В старших же группах дети самостоятельно «кодируют» информацию, придумывая новые символы. Так, например, в процессе составления рассказа – описания о лисе, появился символы:      DSCN3136

                                     зеркало                     нота

       

Дело всё в том, что в ходе составления рассказа о лисе детям очень хотелось рассказать, какая лиса не только внешне, но и по характеру. Но в таблице не было символа, указывающего на это. Дети говорили  о том, какая лиса красивая, используя при этом  «сокровищницу слов», где  искали подходящие эпитеты для красочной характеристики лисы.  Символ «нота» обозначает: какие звуки издает персонаж.

       Составляем рассказ о лисе. В ходе рассказа дети выбирали нужные символы, попутно объясняя, почему они выбрали именно его. В итоге получился подробный и интересный рассказ.

Такой вид работы  настолько увлекает детей, что они самостоятельно или  вместе с родителями стали «кодировать» рассказы, «записывать» их символами и  «зачитывать» их в группе. Так появился конкурс «Лучший рассказ месяца».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми...

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»...

Брейн-ринг с воспитателями на тему: « Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника».

Брейн-ринг с воспитателями на тему:« Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника»....

«СТОРИТЕЛЛИНГ» - одна из инновационных технологий развития речи дошкольников

Понятие «сторителлинг» в дословном переводе означает «рассказывание истории».  В русском языке синоним – «сказительство». Методику сторителлинга разработ...

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ для развития речи дошкольников

Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».

Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....

Мастер – класс для педагогов «Реализация технологии «Мнемотехника» через использование «тактильных дощечек» для развития речи дошкольников»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Речь играет важную роль в становлени...