«Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования».
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Развитие речи детей дошкольного возраста находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывают быстроту реакции.В нашей работе мы используем разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gorelova_e.v.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                     «Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования      нестандартного оборудования».

Всем хорошо известно, что психическое развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь играет главную роль. Она является не только средством общения, но и средством мышления, памяти, информации.

            Одним из требований ФГОС ДО является то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте [1].

         Актуальность  темы  обусловлена тем, что развитие речи детей дошкольного возраста находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывают быстроту реакции.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью [2].

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

В нашей работе мы используем разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов: массажных мячиков, платочков крупных бигуди, прищепок, счетных палочек ,длинных бигуди ,зубных щеток, бус, резинок для волос, щеток , шестигранных карандашей, грецких орехов , эспандеров.

Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движений рук и пальцев. Во время игр с различными предметами так же задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук.

Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма [4].

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

          Исследованиями ученых (Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Е.И. Исенина, М.И. Кольцова) была подтверждена связь речевого развития ребенка и мелкой моторики рук. Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых [3].

           Однако в дошкольных образовательных организациях данный метод недостаточно изучен и широкого применения в практике работы с детьми не получил.

Для решения данной проблемы мы разработали программу «Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования»

         Целью нашей программы является :

- развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования.

         Применение программы позволит улучшить процесс развития речи детей раннего возраста при использовании нестандартного оборудования.

Наше исследование мы проводили в два этапа. На первом, теоретическом этапе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

         Результаты, полученные нами на этапе теоретического исследования, мы учитывали в собственном  исследовании, которое проведено нами на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №239 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово,в первой младшей группе.

 Результаты нашего эксперимента показывают, что у 40% детей уровень мелкой моторики повысился, а у 70% детей уровень владения речью с низкого результата перешел в средний, что, несомненно, позволяет сделать вывод об эффективности использования нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики рук и речевой активности.

           В ходе проведенной опытно-эксперементальной работы наша программа показала свою эффективность и может быть рекомендована для использования в ДОУ.

                  Список использованных источников и литературы  

  1. http://d10168.edu35.ru - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования.
  2. http://azps.ru/articles/- Материалы интернет – портала  «Психология от А до Я»
  3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. [Текст] / М.: Изд. АПН СССР, 2013. – 500 с.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром природы».

Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире....

Консультация для родителей. «Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания».

Развивая понимание речи ребенка, воспитывая потребность в общении, взрослые подготавливают основу для появления активной речи....

Инновационные формы работы по развитию речи с детьми раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования.

Автором представлен опыт работы по применению инновационной формы работы с детьми раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования....

Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования нестандартного оборудования

Особый интерес вызывают игры с использованием нестандартного оборудования. Такое использование стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, ...