План работы на день с детьми старшей логопедической группы по лексической теме: «Фрукты».
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Комарова Наталия Константиновна

План работы с детьми и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frukty.docx44.67 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ  АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«ДЕТСКИЙ САД № 10 «ДУБРАВУШКА»

План работы на день


с детьми старшей

логопедической группы


по лексической теме: «Фрукты»

Воспитатель:
Комарова

Наталия

Константиновна

г. Нягань 2016

Тема «Фрукты»                           MCj04362650000[1]

Логопедическая зарядка.

  1. Пальчиковая гимнастика: «Фрукты»  (разучивание)

Будем мы варить компот –

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладонь держат «ковшиком»,

указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, песок.

(загибают пальцы по одному, начиная с большого).
Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

(Опять «варят» и «мешают»).

2. Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

Сладкое яблоко.

Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.

Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.

3. Упражнения для мышц шеи. Развитие дыхания

Вдох носом — повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко.

Выдох ртом с произношением звука о-о-о.  Повернуть голову направо.

Какая огромная груша!  Вдох носом, выдох ртом.

4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».

5. Упражнения для губ и щек

Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

Спрячем сливу за щеку.

Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Круглая виноградинка.

Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

Банан.

Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

6. Упражнения для языка

Язычок пролезает через щель в заборе в сад.

«Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые вот такие.

Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык «лопаткой» положи

И спокойно подержи.

Язык «колышком» потом

Потянем тонким острием.

Язычок-листок прикрыл яблочка бочок.

Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу. Качели. В саду мы увидели качели.

На качелях я качаюсь

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Поднимаюсь, опускаюсь

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.

Чашечка.

Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

7. Развитие речевого дыхания и голоса

Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы).

Вдох через нос, выдох ртом.

Сбор урожая.

Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция — стоять прямо. Поднять руки — вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох.

Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»

Маша и Даша в саду.

Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ап!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

Разговоры фруктов.

Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пту-пты». Яблоки падают на траву: « Бам-бом-бум!»

8. Психогимнастика. Пластические этюды

Изобразить действия садовника: как он копает ямки, сажает плодовые деревья, белит стволы деревьев, делает обрезку, опрыскивает деревья и т. д.

Уборка урожая.

Имитация действий: как вы ставите лестницу, срываете яблоки, складываете в ящики, грузите ящики в машину, везете в магазин.

Образные перевоплощения

Представить себя фруктовым деревом со спелыми наливными яблоками: «Я самое спелое, сладкое, большое!»

Представить себя земляникой на солнечной полянке: «Я самая вкусная, я самая сладкая ягода!»

9. Координация слова с движением: «Сбор фруктов» (разучивание)

Мы идем во фруктовый сад.                        (Маршируют на месте).

Вдыхаем яблок аромат.                (Делают дыхательные упражнения)

Хотим сорвать яблоки с дерева.                (поднимаются на носочки, тянут
                                                        поочередно руки).

Может быть, допрыгнем до них?                (Прыгают).

Нужно поставить лестницу.                (Имитируют подъем по лестнице).

Срываем яблоки и кладем в корзину.        (Имитируют сбор яблок).

Яблоки собрали, теперь отдохнем.                (Садятся за столы).

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка

Цели:

Коррекционно – развивающие: Активизация и актуализация словаря по теме «Фрукты». Расширение экспрессивной речи словами-антонимами.

Коррекционно-развивающие:  Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движениями, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные: Формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент.

2.Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель предлагает детям взять зеркала и сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики.

3.Работа над речевым материалом.
(Основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить, что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми деревьями).

4. Пальчиковая гимнастика «Фрукты» (закрепление).

5. Лексико-грамматические игры и упражнения.

  • «Назови ласково»
    яблоко-яблочко;
    апельсин- апельсинчик и т.д.
  • «Какого фрукта не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.
  • «Один - много» Образование множественного числа существительных.
    это- лимон, а это – лимоны;
    это – груша; а это – груши и т.д.
  • «Что приготовим?»
    из яблока – яблочное варенье;
    из лимона – лимонный сок;
    из груши – грушевый компот и т.д.
  • «Скажи наоборот»  Обогащение экспрессивной речи словами – антонимами.
    Игра с мячом.

6. Координация слова с движением: «Сбор фруктов» (закрепление)

7. Итог занятия.

ЛОГОЧАС

1. Артикуляционная гимнастика. Педагог предлагает детям взять зеркала и сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики.

2. Мимическая гимнастика «Мы научим….» (улыбаться, удивляться, хмуриться…)

3.Пальчиковая гимнастика «Фрукты» (закрепление)

4. Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Что в корзинке?

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

2. Чудесный мешочек»  

Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.

Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок

3. Соберем фрукты в саду

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сначала возьми одну грушу, потом много яблок...» и т. д.

 4. «Магазин «Фрукты»

Цель: научить выражать просьбу одним - двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи, корзинка или сумка.

Ход. Взрослый играет роль продавца, Он помогает оформить просьбу или комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку!»

5. «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.). Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко, А теперь покажи яблочко».

5. Координация речи с движением «Сбор фруктов».

6. Индивидуальная работа (задания в тетрадях)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  1. Предложите ребенку перечислить круглые фрукты яблоко, апельсин, гранат, мандарин, персик), овальные фрукты (слива, лимон, киви, абрикос).
  2. Поиграйте в игры с мячом «Один — много» и «Назови ласково», используя названия фруктов. Например: Лимон. — Лимоны. Груша. — Груши. Яблоко. — Яблоки. Апельсин. — Апельсинчик. Слива. — Сливка. Яблоко. — Яблочко.
    3.        Попробуйте придумывать с ребенком загадки-описания о фруктах. Например:

—        Желтый, овальный, кислый. Что это? {Лимон)

  • Синяя, овальная, мягкая, сладкая. Что это? (Слива)
  • Круглый, оранжевый, душистый, кисло-сладкий. Что это? (Апельсин)

4.        Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных в игре с мячом «Веселый повар». Например:

Сок из яблок. — Яблонный сок.

Пюре из слив. — Сливовое пюре.

Запеканка из груш. — Грушевая запеканка.

5.  Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: ба-нан, пер-сик, гра-нат.

  1. Предложите ребенку сделать упражнение с массажным мячиком. Оно будет способствовать развитию тактильных ощущений. Пусть ребенок зажмет мячик сначала в правой руке и представит, что это слива; потом упражнение повторяется левой рукой.

Сливу я держу в руке,                     Кладем мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке,                                   Крепко сжимаем его.

Отпускаю, разжимаю,                       Раскрываем ладонь.

И ладошками катаю.                       Катаем мячик между ладонями.

7. Работа в индивидуальных тетрадях Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».

Тема «Фрукты».