Занятие по развитию речи для старшей группы "Цветы. Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Надеженко Ольга Васильевна

Занятие проводится в старшей логопедической группе при изучении одноимённой лексической темы, май 2-ая неделя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvety._nasekomye.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Май ІІ неделя

Старшая группа

Тема: Цветы. Насекомые

Программные задачи:

1. Расширять и обогащать словарный запас детей по теме.

2. Формировать понятие о взаимосвязи и единстве всего живого в природе; знакомить с многообразием цветов и насекомых.

3. Упражняться в:

- согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;

- образовании существительных множественного числа;

- образовании приставочных глаголов.

4. Продолжать учить чётко и последовательно выражать свои мысли, составлять предложения разных видов.

5. Развивать познавательный интерес, творческое воображение.

Оборудование: игрушка-муравей, картинки с изображением частей цветка, мяч, картинки с изображением насекомых, дощечки-пластины от конструктора, картинка с изображением муравейника.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши алые цветки

(округлые ладони соединены)

Распускают лепестки.

(пальцы медленно развести в стороны)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(медленно перебирать пальцами)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

(медленно соединить пальцы)

Головой качают, тихо засыпают.

(покачивать сомкнутыми ладонями вправо-влево)

Ход

І. Вводная часть

Расскажу я вам, ребята, интересную историю. Когда я была такой же, как вы, мы гуляли в лесу с папой и увидели муравейник. Я стала наблюдать за муравьями. Мне очень понравился один маленький муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал моего муравьишку с травинки и куда-то унёс. Я очень расстроилась.

Хотите посмотреть, каким был муравьишка?

(Дети закрывают глаза, воспитатель достаёт игрушечного муравья).

Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом и понаблюдать за его путешествием?

Муравьишка говорит мне, что дорога к его муравейнику проходит через речку, лужайку, болото. Отправляемся в путь!

(Звучит музыка).

ІІ. Основная часть

А вот и речка! Но наш муравьишка не умеет плавать! Как переправить его на другой берег?

Д/упражнение «Составь предложение»

(Дети, передавая друг другу игрушку-муравья, составляют предложения разных видов с использованием предлогов:

- Мы сделаем для муравьишки мостик из веточек.

- Сделаем для него кораблик из листика, а вёсла из травинок и т.д.).

Наш муравей благополучно перебрался через речку на другой берег.

Посмотрите, какая впереди красивая лужайка, сколько на ней чудесных цветов!

Д/игра «Собери картинку из частей»

(Дети собирают изображение цветка из частей, называя каждый элемент – стебель, листья, лепестки, бутон и т.д.).

Ребята, посмотрите, цветов на лужайке очень много, они растут и по одному, и группами.

Д/упражнение «Один-много» (с мячом)

Ромашка – ромашки,

незабудка – незабудки,

колокольчик – колокольчики,

гвоздика – гвоздики,

ландыш – ландыши и т.д.

Ребята, я назвала цветы, растущие на полянке, чудесными. А как ещё можно их назвать?

Д/упражнение «Подбери признак предмета»

Цветы (какие?) – нежные, хрупкие…

Ландыш (какой?) – белый, душистый…

Гвоздика (какая?) – яркая, пёстрая…

Колокольчик (какой?) – голубой, яркий и т.д.

Ребята, очень хочется собрать на этой лужайке большой букет цветов. Можем мы это сделать? Почему?

(Ответы детей).

Мы можем над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их и срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И своё доброе лицо им показать.

Ребята, догадайтесь, кого мы ещё можем увидеть на полянке?

Загадывание загадок (о насекомых)

1.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

2.

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи,

Летит – стрекочет.

(Стрекоза)

3.

На цветы она садится,

Не устав с утра трудиться.

Людям воск и мёд дала

Беспокойная…

(Пчела)

(Воспитатель выставляет после отгадывания картинки с изображением насекомых).

Ребята, объясните мне, почему различные насекомые дружат с цветами?

(Ответы детей: питаются сладким нектаром, опыляют цветы и т.д.).

Значит, насекомые и цветы не могут обходиться друг без друга, живут в дружбе и согласии.

А мы продолжаем наш путь вместе с муравьишкой. Вот и последнее препятствие – болото.

Перейти его мы сможем по дощечкам – дорожке из новых слов.

Д/игра «Из одной семейки»

Цветёт – расцветёт – отцветёт…

Летит – улетит – прилетит – залетит…

Ползёт – приползёт – уползёт – отползёт…

(Воспитатель после каждого слова выкладывает очередную дощечку).

Ребята, мы преодолели последнее препятствие. А вот и муравейник! Наш муравьишка наконец-то дома!

(Выставляется картинка с изображением муравейника).

ІІІ. Заключительная часть

Ребята, давайте вспомним, какие препятствия мы преодолели на пути к муравейнику?

Какие цветы цвели на полянке?

Какие насекомые нам встретились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе "Насекомые"

       Цель: 1. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства)....

Конспект фронтального занятия по развитию речи для старшей группы тема: " Насекомые"

Материал искала и подбирала несколько дней. После проведения занятия внесла корректировку в конспект. Так что как провела, так и записала. Дети остались довольны и я результатом работы. Спасибо за мат...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Насекомые»

Задачи:Образовательные: обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые», учить детей образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать множественное число существительных, согласовывать сущес...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Насекомые"

Конспект занятия по развитию речи в подоготовительной группе "Насекомые"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Насекомые"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Насекомые"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе: «Насекомые».

Конспект итогового занятия в средней группе по развитию речи....

Занятие по развитию речи в старшей группе «Насекомые»

Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Насекомые»Цель: уточнение и расширение знаний детей о насекомых, развитие умений использовать свои знания в предметно-практической и игрово...