Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мкртчян

Увлекательное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: "Насекомые" в старшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_g._razvitie_rechi_i_okruzhayushchemu_miru.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

(5-6лет)

«Насекомые»

Воспитатель:

Мкртчян А.Г.

2024г

Цель: Познакомить детей с разными насекомыми и их особенностями

Образовательная область: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Методы и приемы:

  • Наглядные (показ, демонстрация);
  • Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
  • Практические (занимательные упражнения);
  • Педагогические технологии: личностно-ориентированная, игровые.
  • Здоровье сберегающие технологии: физкультминутки.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые»

- закрепить умения детей правильно точно по смыслу употреблять (существительные, прилагательные, глаголы…).

- продолжать упражнять детей составлять предложения с использованием союза «потому что)

- продолжать совершенствовать у детей умение составлять рассказ из простых и сложных предложений

- развивать словообразование и словоизменение, расширять и активизировать словарь по теме, развивать память, внимание

- воспитывать интерес к жизнедеятельности насекомых.

Предварительная работа: отгадывание загадок, наблюдения, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка с изображением насекомых, рассматривание игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку), Д/и «Кого не стало?» Игрушка – гусеница, макет полянки, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, богомол, кузнечик, бабочка. Музыкальная композиция «Муха».

Ход занятия:

#1042;ведение

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами ребята отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, куда же мы пришли? Мы на зеленой полянке.

А кто у нас живет в траве, на цветах, в земле, на деревьях, кустах?

Дети: бабочки, жуки, божья коровка, кузнечик и т.д.

Воспитатель:

Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно?

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, колдунья Ветра своим могучим ветром унесла нас в чужие края. Помогите вернуться нам на нашу полянку, выполнив задания колдуньи, пожалуйста!»

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Надо их освободить.

Воспитатель:

Все берутся за руки и проговаривают:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
И в беде мы не бросаем!
Воспитатель: А для того, чтобы выручить наших насекомых нужно выполнить несколько заданий. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда слушайте первое задание колдуньи.

«Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

#1047;агадки. Беседа по теме.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

Дети: большие глаза, четыре крыла, тело тонкое словно стрела

  • Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

Дети: дарит воск и мед, сок цветов душистых пьет

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. ( муравей).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

Дети: работник, строит дом

  • Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель:

- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

Дети: яркая, изящная, легкокрылая, похожа на цветочек

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( Божья коровка).

Воспитатель:

- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Дети: спинка алая, кружочки черные на ней

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Дети: насекомые

- Ребята, а почему мы их называем насекомыми? По каким признакам?

Дети: У всех насекомых по 6 лапок

Воспитатель:

- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?

Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.

Воспитатель:

- Назовите вредных насекомых.

Деи: Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар- кусает пьет кровь

Воспитатель:

- Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи. Мы немножко отдохнем и снова наших друзей искать пойдем

#1060;изминутка «Насекомые»

Раз, два, три, четыре, пять – Сжимать и разжимать пальцы в кулаки

Насекомых надо знать: Последовательно соединять пальцы обеих рук

Муха, бабочка, пчела, Поочередно сгибать пальцы рук

Муравей, комар, оса,

Шмель, кузнечик и сверчок… Показать шесть пальцев

И у каждого шесть ног!

Воспитатель:

- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

4. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают

Воспитатель:

- Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

5. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель:

- Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить бабочек по группам. Надя, разложи бабочек. По какому признаку ты разложила бабочек?

Ребенок объясняет:

-Я разложила бабочек по форме.

Воспитатель:

- А сейчас Илья разложит бабочек на группы, но по – другому и объяснит.

Ребенок объясняет: я разложил по размеру

Воспитатель:

Влад, а ты по какому признаку разложил бабочек?

Ребенок: Я разложил бабочек по цвету.

Воспитатель:

- А по какому еще признаку можно разложить бабочек?

Ответы детей: по форме, по цвету, по размеру и количеству

- Аделина, разложи бабочек по количеству.

Воспитатель:

- Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук).

Воспитатель:

- Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

6. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

Воспитатель:

-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

- Что сначала откладывает бабочка?

Ответы детей: бабочка откладывает яйца

Воспитатель:

- Кто появляется из яйца?

Ответы детей: Из яйца появляется гусеница.

Воспитатель:

- Что делает гусеница?

Ответы детей: Она питается листьями и растет.

Воспитатель:

- В кого она превращается?

Ответы детей: Гусеница превращается в куколку.

Воспитатель:

- Кто выходит из куколки?

Ответы детей: Из куколки появляется бабочка

Рассказы детей по цепочке:

  • Бабочка отложила яички на цветке.
  • Потом появилась гусеница.
  • Гусеница питалась листьями и росла.
  • Потом гусеница превратилась в куколку.
  • Вот из куколки появляется бабочка.

Воспитатель: Молодцы вот мы спасли мы с вами бабочку и муху. Давайте немного отдохнем с вами и продолжим спасать наших шестиногих друзей.

#1060;изкультминутка «Муха»

Музыкальная композиция

8. Игра «Кого не стало?»

Иллюстрации с насекомыми на доске. Развитие внимания, памяти

Воспитатель: Молодцы ребята справились и с эти заданием и спасли божью коровку и богомола

9. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята все задания Колдуньи мы с вами выполнили и помогли насекомым вернуться на свою полянку. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей зеленой полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!

Воспитатель: Ребята, а если бы у вас была такая возможность превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

- Какая игра вам больше всего понравилась?

- Вы все сегодня были молодцы!

10. Релаксация. «Игра с насекомыми на полянке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...