занятие по развитию речи в старшей подготовительной группе "Прощание с осенью"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Петрова Евстолия Анатольевна

закрепить знание детей о деревьях, развиватьфонематический слух...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе

Тема: «Прощание с осенью»

Образовательная область: Развитие речи

Воспитатель: Петрова Евстолия

Анатольевна

ХМАО- Югра Кондинский район

п. Лиственичный

2015г.

Задачи:

1. Закрепить знания осенних месяцев, стихов, народных пословиц и поговорок.

- Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями

– объяснить значение «народного названия месяцев».

2. Продолжать учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям. Подбирать наиболее точные определения и сравнения.

3. Закреплять словообразование из существительного прилагательное.

- подбирать синонимы и антонимы.

- развивать фонематический слух и речевое дыхание.

4. развивать коммуникативные навыки общения: формировать умение работать сообща и по цепочке.

- воспитывать культуру речевого общения.

5. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей: использование физминутки и смены разных видов деятельности, для снятия утомляемости.

Словарная работа:

Знакомство с загадками, стихами, народными пословицами, названиями месяцев, листопад, дождь, заморозки. Прилагательные: золотая, пасмурная, дождливая, слякотная. Глаголы: увядают, желтеют.

Предварительная работа:

Работа по обогащению словаря по теме «Осень»:

- рассматривание картин, иллюстраций .

- Чтение и заучивание стихов об осени разных поэтов. Работа с пословицами, поговорками об осени; загадывание загадок.

- Чтение рассказов о животных, птицах, насекомых

- беседы на темы: «Осень», «Осенний лес»;

- наблюдение на прогулках. Самостоятельное сочинение рассказов, сказок.

- домашнее задание «Ласковое имя».

Ход занятия

Воспитатель вносит в группу большую коробку.

Воспитатель: Ребята, я сегодня на почте получила посылку, она большая, но очень лёгкая, интересно, что в ней, давайте поскорей откроем. (открывает посылку, оттуда вылетает желтый воздушный шар, на конце привязано письмо.) Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Я гостила у вас 3 месяца, но теперь мне пора уходить, а чтобы прощание не было очень грустным вспомните и расскажите мне, что вы узнали нового и чему научились за эти месяцы. Я вам оставила подсказки найдите их в группе. Осень».

Воспитатель: Что же, ребята, если осень просит, давайте выполним её просьбу. Поищите глазами подсказки от осени. ( дети находят развешанные в уголках цифры, находят цифру 1и подходят к «Уголку природы».

Воспитатель: Да, ребята, мы с вами очень много узнали об осени в уголке природы. (дети вспоминают и говорят). Но, осень нам оставила задание (карточка с вопросами и яблоко), нужно ответить на вопрос и передать яблоко следующему.

- Как осенью называется время, когда опадают листья?

- Кто такие листопаднички?

-Что такое «бабье лето»?

-Как называются осенние месяцы?

- Как в народе называют сентябрь и почему?

- Как в народе называют октябрь и почему?

- Как в народе называют ноябрь и почему?

- Вспомни какую-нибудь народную пословицу или поговорку об осени?

- Какие праздники отмечают осенью?

- Отгадай загадку: Несу я урожаи, поля вновь засеваю, 
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, 
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ...(осень)

Молодцы, пора идти дальше (находят следующую цифру, подходят к «уголку математики»). Осень нам и математикой помогала заниматься, а вот и её задание (на столе лежат вырезанные из бумаги банки с наклейками овощей и фруктов, каждый из детей берет по одной банке), нужно сказать, с чем вам досталась банка, например, у меня банка с малиновым джемом и т.д.

Воспитатель: Давайте поищем следующую цифру 3(подходят к уголку «Художественного творчества»). Я знаю, почему осень нас сюда отправила, а вы?

 Дети: рисовали осенние пейзажи, делали аппликации из листьев и т.д. Воспитатель: Значит осень- художница, а какие цвета осень любит? (Ответы детей). Правильно, вот они желтый, красный и оранжевый листья, но ведь у каждого этого цвета есть и другие названия.

Дети: Желтый – золотой, лимонный, солнечный, песочный; красный – малиновый, пурпурный, рубиновый, алый; оранжевый - рыжий, лисий, апельсиновый, морковный, огненный.

Воспитатель: Нам пора дальше (находят цифру 4 в «уголке книги»), что-то я не нахожу задания осени, давайте вспоминать, что мы осенью делали в «книжном уголке»?

Дети: Читали рассказы о осени. Учили стихи.

Воспитатель : А ведь верно, вот наша тетрадь со стихами, которые мы выучили, давайте их вспомним, дети садятся и по желанию читают стихи.

Давайте искать следующую цифру, вот она в «уголке физкультуры», правильно ведь осень не только унылая и дождливая, но и веселая и игривая, она нам подарила столько веселых игр и забав, давайте поиграем (проводится веселая разминка

Воспитатель: Вот ещё одна цифра (в «уголке социально-коммуникативного развития»). Какие замечательные солнышки у нас тут живут, на каждом столько ласковых слов о каждом из вас (домашнее задание : «ласковое имя»), вспомните как вас ласково называют дома? (несколько примеров). Ой, посмотрите, а солнышко у осени совсем пустое, давайте вместе придумаем для него ласковые имена.

Дети: Золотая, урожайная, Красавица, нарядная, Припасиха, Волшебница, художница и т.д.

Воспитатель: Ребята, а наш шарик- Осень, хочет улететь, значит, нам пора прощаться, а какие добрые слова мы скажем осени на прощание?

(звучит грустная музыка)

Дети: До свидания!.. Приходи к нам через год!.. Пока!.. До новых встреч!..

Мы тебя будем ждать!..

Воспитатель отпускает шарик в окно. Вот и попрощались мы с осенью, но не будем грустить ведь зима тоже чудесное  время и, я уверена, что и она принесёт нам много нового и интересного!

Самоанализ занятия по развитию речи

«Прощание с Осенью»

для детей подготовительной группы

Данное занятие является итоговым по теме «Осень». В программное содержание занятия я постаралась включить максимальное количество видов детской деятельности, опираясь на развитие речи, как основной. Занятие интегрированное (развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное).

Кроме основных задач по развитию речи решались и вспомогательные задачи: развитие памяти, воображения, умения слушать товарища, формулировать свои знания .

На первом этапе занятия использована мотивация детей через письмо на совместную деятельность. С помощью цифр определен маршрут. При выборе заданий старалась чтобы они были наглядны, разнообразны, а также способствовали речевой активности детей и стимулировали познавательную активность. Задания давались с учетом индивидуальных речевых и личностных особенностей ребенка.

Использовались и другие методы и приемы: сравнение, повторение, ответы по цепочке, сосредоточение внимания и привлечение наглядными методами.

Все этапы занятия объединены общей темой. Для физической и эмоциональной разгрузки в занятие включена физкультминутка и пальчиковая гимнастика.

Частью рефлексии служило домашнее задание, которое помогло детям придумать ласковые слова в адрес осени, которые явились своеобразным итогом занятия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Грибы в осеннем лесу»

Образовательные цели:Закрепление представлений о лесе. ...

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе "Путешествие в осенний лес"

Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи. Задействованы такие области: познавательное, речевое, художественно- речевое развитие. Структура занятия проведена от простого к сложному. Пр...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Прощание с осенью»

Описание материала: конспект занятия   для детей старшей группы (5-6 лет.) по теме Прощание с осенью  »...

Открытое интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе на тему: "Осень".

Непосредстенно образовательная деятельность в старшей группе на тему: "Осень".Подготовила: Браковенко И.А.ГБДОУ «Детский сад» №90. Образовательная область: «Познание»Вид деятельности: н...

Занятие по развитию речи в старшей группе "Путешествие в осенний лес"

Занятие по систематизации знаний детей об осени, упражнении в умении рассказывать об осени с использованием наглядных пособий, развитии речи и памяти детей....

Интегрированное занятие по развитию речи для старшей группы. Тема: «Царица-Осень» Подготовила: воспитатель Швайкова Н.Е.

Тема: «Царица-Осень»Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....