Лес глазами поэтов
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Логачева Елена Николаевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les_glazami_poetov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

«Лес глазами поэтов»

Воспитатель:

Логачева Е.Н.

Цель: помочь детям как можно глубже прочувствовать художественный образ леса.

Задачи:

  1. формировать представление о прекрасном в жизни и искусстве;
  2. способствовать развитию умения понимать содержание литературных произведений;
  3. формировать способности творчески воспринимать образ леса в разное время года;

Материал: стихотворения: Ф. Тютчев, И. Бунин, «Лес» С. Маршак, «Лес» А. Фет; картины: И.И.Шишкин «Зима», И.И. Левитан «Золотая осень», И.И.Левитан «Весна. Большая вода», Г.Г.Нисский «Подмосковье. Февраль».

Музыкальный материал: П.И.Чайковский «Времена года», «Октябрь», Е.и С.Железновы «Листочки».

Ход занятия

Сегодня мы с вами поговорим о лесе. Что же такое лес? Что там растет? (деревья, кусты, трава). А кто живет в лесу? (животные, птицы). Совершено верно. В нашей стране растет много лесов, и лиственных, и хвойных. Они вдохновляли многих поэтов, художников на написание стихов, картин. И сегодня мы познакомимся с вами с некоторыми стихотворениями, которые посвящены лесу. Вот одно из них. Написал его Самуил Яковлевич Маршак.

Многоэтажный этот дом
Не знает праздного безделья.
Упорным занят он трудом
От купола до подземелья.

Здесь ловят солнце зеркала
В лаборатории высокой.
И движутся внутри ствола
Добытые корнями соки.

Бормочут листья в полусне,
Но это мнимая дремота.
В глуши, в покое, в тишине
Идет незримая работа.

Как вы думаете, почему поэт сравнивает лес с многоэтажным домом? (на вершинных деревьев живут птицы, шелестят листочки, внизу бегают звери, растет трава). В какое время года изображен лес? (лето) Почему вы так решили?

А вот таким видит лес Афанасий Фет.

Куда ни обращаю взор,

Кругом синеет мрачный бор

И день права свои утратил.

В глухой дали стучит топор,

Вблизи стучит вертлявый дятел.

У ног гниет столетний лом,

Гранит чернеет, и за пнем

Прижался заяц серебристый,

А на сосне, поросшей мхом,

Мелькает белки хвост пушистый.

А здесь каким изображен лес? (ответы детей, темный, дремучий, непроходимый) Он похож на лес из стихотворения Маршака? (нет) Совершенно верно, а теперь давайте посмотрим на эту картину. Она уже вам знакома, кто ее автор и как она называется? (Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»). Какая здесь нарисована осень? (нарядная, яркая, золотая, веселая). Какие цвета использовал художник? (много желтых, оранжевых красок, теплые, радостные тона). Да, очень красочная получилась картина у И.И.Левитана. А послушайте, каким увидел осенний лес Иван Бунин.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

Похож ли этот лес на нашу картину? (похож) А что между ними общего? (одинаковые краски, деревья - березы). Какие вы внимательные! Молодцы! А теперь мы возьмем в руки вот эти осенние листочки и превратимся в березы. (встать, руки вверху). Подул легкий ветерок и наши веточки закачались (качать руками), но вот ветер усилился, стал дуть сильнее и сильнее (качать листочками активнее, корпусом наклоняться) и все листики упали на землю (бросить листья, руки опустить). А теперь мы поиграем с этими замечательными листочками.

«Листочки»

Вот и миновала осень, наступила зима. Как изменяется лес зимой? (деревья покрываются снегом, инеем, лежит много снега). Давайте послушаем, какой лес увидел Федор Иванович Тютчев.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой, -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Какой лес показал нам поэт? (околдованный, замерший, неподвижный, красивый). А почему лес спит? (потому, что холодно, птицы – звери  спрятались, греются, на деревьях нет листьев). Как вы думаете, что имеет в виду поэт, когда говорит, что лес

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой… (лес покрыт снегом).

А теперь посмотрите на мольберт. Какая из этих картин больше всего подходит к этому стихотворению? (И.И.Шишкин «Зима») Почему вы так решили? (здесь тоже изображен лес зимой, весь в снегу, лес дремучий, непроходимый). Совершенно верно.

Сегодня мы услышали, увидели и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, художники и композиторы о своем настроении, навеянном красотой леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность интегрированное занятие "Осень глазами композиторов, поэтов и художников"

Представлено занятие с использованием шедевров русских  и советских композиторов, поэтов и художников....

Конспект Конкурса чтецов "Природа России глазами русских поэтов"

Конкурсы чтецов стали традиционными в нашем детском саду. Цель очередного Конкура чтецов "Природа России глазами русских поэтов" - развивать у дошкольников умение выразительно читать стихи, ...

Конспект ООД "Осень глазами поэтов"

художественно-эстетическое развитие...

Методическая разработка: "Музыкально - литературный вечер, посвящённый творчеству А.С.Пушкина, для детей старшего дошкольного возраста "Россия глазами великого поэта".

Цель:Прививать любовь и уважение к отечественной литературе и истории, к художественному слову,  книге.Задачи:Воспитывать  интерес к человеку и его внутреннему миру.Формировать речевую деяте...

Презентация "Лето глазами поэтов"

В презентации "Лето глазами поэтов" стихотворения о лете....

"Зима глазами поэтов,художников и композиторов".Комплексное занятие в ДОУ по музыке и изобразительному искусству для детей 6-7 лет в ДОУ.Конспект с презентацией.

laquo;Зима глазами поэтов, художников и композиторов». Конспект по художественно-эстетическому развитию ( музыка и изодеятельность) для детей старшего дошкольного возраста.«Зима гла...