Главные вкладки

    Рабочая программа по развитию речи на тему:
    программа по развитию речи

    Соседкина Наталья Юрьевна

    программа

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МДОУ ДСКВ № 37 «Дружная семейка»                                                                                                        

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста методом моделирования произведений устного народного творчества

    Ф.И.О.                Соседкина Наталья Юрьевна

    Должность:       воспитатель высшей категории.

    Образовательное учреждение:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Дружная семейка».

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Паспорт  Программы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста  методом моделирования  произведений устного народного творчества

    3

    1. Пояснительная записка к  Программе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста  методом моделирования  произведений устного народного творчества

    2.1. Введение

    5

    5

    1. Теоретические аспекты использования метода моделирования в дошкольном образовании

    7

    3.1.  Метод моделирования в практике дошкольного образования

    7

    1. 3.2.  Виды моделей, используемые в процессе развития речи дошкольников

    8

    1. 3.3. Особенности организации работы с моделями в процессе развития речи дошкольников

    9

    1. 3.4.  Основные этапы ознакомления дошкольников с моделями

    10

    4. Мероприятия  по использованию метода моделирования произведений устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников

    11

    4.1. Содержание и методы работы с детьми

    11

    4.2.  Моделирование сказок

    11

    4.3. Модели обучения дошкольников составлению сказок

    15

    4.4. Обучение составлению загадок на основе метода моделирования

    20

    1. Содержание работы с родителями по развитию связной речи старших дошкольников

    22

    1. Оценка эффективности системы работы по развитию связной речи детей

    23

    1. Заключение

    26

    1. Литература

    27

    1. Приложение

    28

    1.  Паспорт Программы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста  методом моделирования  произведений устного народного творчества

    Наименование программы

    Программа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста методом моделирования  произведений устного народного творчества

    Основание для разработки Программы

    • Конституция Российской Федерации;
    • Конвенция о правах ребёнка;
    • Закон РФ «Об образовании»;
    • Типовое положение о дошкольном ОУ;
    • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
    • Приоритетный национальный проект «Образование»;
    • Закон ХМАО-Югры  «Об образовании  в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;
    • Закон ХМАО-Югры  «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в ХМАО-Югре»
    • Программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы»
    • Программа «Развития муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 37 на 2012-2014 гг.», от 31.01.2012 № 4

    Основные разработчики Программы

    Соседкина Наталья Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории

    Цель программы

     Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста методом моделирования сказок и загадок.

    Задачи Программы

    • Обеспечить положительную динамику качественных показателей детей старшего возраста по развитию связной речи
    • Создать оптимальные условия для развития связной речи детей старшего возраста
    • Осуществить мероприятия по повышению роли компетентностного подхода в развитие связной речи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
    • Повысить роль семьи в речевом развитии детей;

    Совершенствовать работу по развитию связной речи через реализацию  мониторинга речевого развития. 

    Ожидаемые конечные результаты реализации программы

    • У 70% воспитанников уровень развития связной речи  будет соответствовать возрастным нормам;
    • На 20% увеличится количество детей, у которых в связной речи имеются образные высказывая.
    • На 25% увеличится количество родителей владеющих основами развития связной речи  детей старшего дошкольного возраста.

    Система организации контроля за исполнением Программы

    - Воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида  № 37 2 раза в календарный год информируют коллектив, родителей о результатах работы с детьми по развитию связной речи;

    - Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 37 один раз в календарный год информирует коллектив о результатах реализации программы.

    2. Пояснительная записка к Программе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста методом моделирования  произведений устного народного творчества

    2.1. Введение

    Проблема.

    Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

    Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

    Отсюда огромная ответственность и не менее важная работа воспитателей, занимающихся развитием речи подрастающего поколения.

    Конечным результатом обучения родному языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно-связная речь.

    Актуальность. В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Практика показывает, что имеющиеся методические рекомендации по формированию связной речи у дошкольников ориентируют педагогов в основном на использование разговоров и бесед воспитателя с детьми. Данные методы имеют несомненные достоинства, их универсальность доказана, они подробно описаны во многих методических пособиях. Хотя в свете современных требований данные методические рекомендации, концентрирующие внимание педагогов лишь на разных видах вопросов, уже не удовлетворяют потребности практических работников в разнообразии форм, средств и методов развития связной речи.

    Опыт работы показывает, что из всех существующих приемов обучения рассказыванию, на данном этапе развития дошкольной педагогики, наиболее эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказки и загадки, поэтому проблема использованию метода моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста является особенно актуальной.

    Программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, определяющих приоритетные направления развития российской образовательной системы, образовательной системы Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры, системы образования города Нижневартовска, программы развития МДОУ ДСКВ №37 на 2007-2011годы.

    Программа определяет стратегию развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, посредством использования метода моделирования произведений устного народного творчества.

    Программа, разработана в соответствии с принципами партнерства, целостности, саморазвития, сохранения социокультурных ценностей, отражает специфические условия и предполагает движение от общей цели к формированию и реализации конечных результатов.

    Проект Программы был вынесен на обсуждение на совещаниях при заведующем МДОУ, на педагогическом совете МДОУ.

    3. Теоретические аспекты использования метода моделирования в дошкольном образовании

    3.1. Метод моделирования в практике дошкольного образования

    Дошкольный возраст — период образных форм сознания, и основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период — образные: сенсорные эталоны, символы, знаки и, прежде всего, это различные наглядные модели, схемы и т. п. Использование их позволяет ребенку обобщить непосредственный опыт, выделить в окружающем наиболее существенное, значимое.

    Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана работами психологов А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, К. H Поддъякова, Д. Б. Эльконина. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов, используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, отображающие взаимосвязи реальных предметов.

    Рисунок дошкольника — наглядная модель изображаемого объекта или ситуации, и не случайно многие исследователи детского рисунка называют его схематическим, имея в виду сходство между рисунком ребенка и схематическими, то есть модельными, изображениями, которые используют в деятельности взрослые.

    Еще более явно выступает момент моделирования в детской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в качестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.

    Все перечисленные факты направили внимание педагогов на разработку и применение предметных моделей в обучении дошкольников.

    3.2. Виды моделей, используемые в процессе развития речи дошкольников

    В процессе развития речи дошкольников используются специальные предметно-схематические модели:

    а) схема-план для обучения дошкольников последовательности при составлении описательных рассказов (Т. Ткаченко);

    б) модели для обучения детей пересказу и творческому рассказыванию («Рамки») (О. М. Дьяченко);

    в) модель для звукового анализа слов (Д. Б. Эльконин, Л. В. Гурова);

    г) звуковые линейки для анализа звуковой структуры слова (Г. А. Тумаков)

    д) модель «живые слова» для словесного анализа предложений.

    Для развития связной речи наиболее приемлема структурная модель О.М. Дьяченко, Е.Я. Мараль. Модель предназначена для анализа литературных произведений (выделение смысловых частей текста), для пересказа литературных произведений и для придумывания самостоятельных рассказов и сказок по предложенной наглядной модели.

    Модель представляет собой от 3 до 6 блоков (рамочки с условными заместителями персонажей, передающих основной смысл эпизода). О. М. Дьяченко предлагает изготавливать рамочки из бархатной бумаги и размещать их на фланелеграфе. Стрелы, соединяющие блоки-рамки, а также фигурки и условные заместители персонажей делаются также из бархатной бумаги.

    Рамочки располагаются в одну линию.

    Я. Мараль предлагает использовать нарисованные блоки, в которых развитие сюжетного действия от завязки к кульминации и развязке может подчеркиваться треугольным расположением рамок. Работа с моделями заключается в том, что на основе построенной воспитателем модели дети соотносят каждый блок (рамочку) с определенной смысловой частью и устанавливают соответствие между наглядным изображением и содержанием. Дети обучаются умению использовать наглядный способ фиксации смысловой последовательности частей художественного текста. Вначале для построения модели им предлагаются готовые карточки с нарисованными на них условными заместителями основных персонажей и атрибутов произведений. Карточки соединяются между собой стрелками. Затем дети сами выкладывают из геометрических фигур заместители персонажей на полосках, которые также соединяются стрелками.

    Третий вид работы с моделью заключается в том, что дошкольники придумывают самостоятельно рассказы и сказки на основе предложенных моделей.

    Таким образом, для моделирования произведений устного народного творчества была отобрана структурная модель О.М. Дьяченко, Е.Я. Мараль.

    3.3. Особенности организации работы с моделями в процессе развития речи дошкольников

    Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте:

    • начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходить к моделированию временных отношений, еще позднее — к моделированию других типов отношений;
    • целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации, а позднее организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;
    • обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

    Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

    1. четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
    2. быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
    3. ярко и отчетливо передавать с ее помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
    4. облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев. А. И. Уемов).

    3.4. Основные этапы ознакомления дошкольников с моделями.

    Анализ теоретических работ свидетельствует о том, что в процессе ознакомления дошкольников с моделями можно выделить несколько этапов.

    Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают способы замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача — расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установления связи функционирования.

    На втором этапе — осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

    Третий этап — самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности. Дошкольники могут пользоваться ими в познавательной, художественно-эстетической, трудовой деятельности.


    4. Система работы по использованию метода моделирования произведений устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников

    4.1. Содержание и методы работы с детьми

    В ходе реализации системы работы решались следующие программные задачи:

    • работать над развитием грамматического строя, связной, выразительной речи;
    • обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанных произведений УНТ;
    • развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
    • уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;
    • развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру;
    • развивать понимание на основе построения наглядной модели;
    • уметь использовать заместители при пересказе не только всего произведения, но и отдельных эпизодов;
    • воспитывать умение отличать вымышленные ситуации от реальных.

    4.2. Моделирование сказок

    Работа со сказкой включает в себя три основных направления работы.

    1. Знакомство со сказкой.
    2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи.

    Это направление включает в себя следующие виды работы:

    а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;

    б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т.д. Специальные игры и

    упражнения по использованию синонимов и антонимов.

    в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.

    3. Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления  и воображения:

    1) формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда);

    2) развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок.

    3) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

    Существует 3 вида моделирования сказки:

    1. сериационный;
    2. двигательный;
    3. временно-пространственный.

    В старшем дошкольном возрасте в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде, чем приступить к такой сложной для детей работе, необходимо начать с простого – сериационного вида моделирования сказок. Работу желательно строить с повторения уже знакомых детям кумулятивных сказок: «Репка» и «Теремок». Дети вспоминают и называют персонажей сказки «Репка», уточняют, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассматриваются картинки из этой сказки, выкладывается мозаика отдельных кусочков сказки, обыгрывается сказка с помощью настольного театра. Сказка «Теремок» - небольшая по содержанию и все дети охотно участвуют в драматизации этой сказки, стараются подражать движениям и голосам героев сказки, что требует от детей интонационной и мимистической выразительности. В свободное время дети рисуют эпизоды из сказок «Репка», «Теремок», лепят зайца, лису, волка, медведя. Когда вся предварительная работа проделана, детям предлагаются условные заместители персонажей сказки это: кружочки, полоски, квадратики и др. «близкие вещи». Дети отмечают, чем они похожи и чем отличаются (цветом, размером). К сказке «Репка» отбирается для 6 персонажей – полоски одинакового цвета, но разной величины (от самой высокой до самой низкой), и репка – желтый кружок. Дети быстро выкладывают сказку и рассказывают ее без труда. В другом варианте можно использовать геометрические фигурки: квадратики и кружки, одинакового размера, но разного цвета. Дети быстро выбирают нужные по цвету фигурки, выкладывают и рассказывают сказку.

    Дети быстро осваивают сериационный метод моделирования, всегда и интересом и охотой подбирают заместителей героям сказки, без труда рассказывают сказку (близко к тексту). Далее в образовательный процесс вводится более сложной вид моделирования – двигательный. Знакомство с данным видом моделирования лучше всего начать с повторения знакомых сказок: «Курочка-ряба» и «Заюшкина избушка». По этим сказкам проводится большая предварительная работа: рассматриваются иллюстрации, обыгрываются наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той или иной сказки. Уточняется, сколько героев в данной сказке, во что одеты, какого цвета одежда, делаются рисунки к сказкам.

    К сказке «Курочка-ряба» выбираются в качестве заместителей разные геометрические фигурки, разного цвета и каждую фигурку соотносится с персонажем сказки.

    К сказке «Заюшкина избушка» можно взять одинакового размера кружки, но разного цвета. Кроме уже отобранных по цвету заместителей, добавляются другие цвета. Дети выбирают нужный цвет, соответствующий данному герою, объясняют свои действия. Закрепляются с помощью карточек отдельные эпизоды сказки. С помощью этих сказок у детей развивается память на цвет, соответствующий каждому герою сказки.

    Дальше можно переходить к сказке «Заяц-хваста». Сказка для детей новая, для многих незнакомая. В книжном уголке можно поместить новую книжку, отдельные иллюстрации к этой сказке. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга (сказка или рассказ), о чем она. Высказывают свои предположения, затем называется сказка: «Заяц-хваста». Для обыгрывания этой сказки отбираются игрушки, имеющие отношение к этой сказке, рассматриваются, отмечаются особенности каждой. Дальше делаются и отбираются разные геометрические фигурки одинакового цвета, соотносятся с героями сказки. Дети, в основном все, без труда рассказывают сказку, используя двигательный вид моделирования.

    Следующим этапом развития речи на основе моделирования является переход к пространственному моделированию сказок – это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели, при этом сначала используются готовые пространственные модели. Если раньше важно было, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), то основание, которое являлось для них отправной точкой для общения, чтобы строить логику сказки с помощью заместителей. Далее детям предлагается уже более сложный признак – не наглядный, связанный с характером персонажа. Отмечается с детьми: если это добрый, светлый образ, то он может замещаться светлыми цветами: голубым, розовым, белым; а если злой – черным и т.д. Так, постепенно ребенок делает первые шаги, знакомясь с «символической» культурой отраженной в сказках. Потом дети проигрывают с заместителями основные эпизоды сказки, выделяя ее структурные элементы, переходя к моделированию. Предварительно ребенок проживает эмоционально содержание сказки, а затем уже овладевал структурой сказки, постигая закономерности ее построения.

    На данном этапе развития речи можно познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Дается каждому персонажу фигурку-заместителя, они разного цвета и формы. Еще даются рамочки для каждого эпизода сказки, стрелки показывают на продолжение сказки. Детей можно спросить: назовите эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 6-ой, 10-ой. Большинство детей без труда рассказывают часть сказки, глядя в соответствующую рамочку.

    После рассказывания сказки задаются детям вопросы:

     - понравилось вам составлять сказку-модель по фигуркам-заместителям;

    - назовите сказочные, волшебные образы;

    - назовите сказочные действия.

    Дети активно отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

    После того как дети овладевают навыком пересказа сказок, можно переходит к обучению их составления, что и явилось следующим этапом работы.

    4.3.  Модели обучения дошкольников составлению сказок

    1. Метод каталога, суть которого заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (персонажей, предметов, действий и т.д.).

    Данный метод позволяет научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени. Метод создан для снятия психологической инерции и ломки стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места действия.

    С начала работа проводится с помощью "чудесного мешочка". В нем могут находиться игрушки или картинки — объекты для составления двух-трех предложений связного текста с помощью вопросов.

    Алгоритм составления сказки:

    Воспитатель выбирает книгу, с помощью которой будет составляться сказка.

    Задает детям вопросы.

    Пример. Задав первый вопрос "Жил-был (кто?)", воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальцем на любое слово. Допустим, он вы брал слово "пенёк". Воспитатель говорит: "Жил-был... пенёк! Значит, история будет про пенёк, который попал в беду". Ответ на следующий вопрос ищется на любой другой странице. Если наугад выбранное слово не соответствует нужной части речи, его необходимо переделать или попросить ребенка показать другое на этой же строчке. Надо стремиться включить в текст создаваемой истории словосочетание или все предложение, слово из которого выбрал ребенок.

    Дети с помощью воспитателя "собирают" в единое целое ответы, найденные в книге.

    Придумывают название получившейся сказки.

    Один или несколько детей (по желанию) восстанавливают текст.

     Организуется продуктивная деятельность.

    Чтобы дети во время занятия не теряли интереса к сочинительству, необходимо:

    - проводить работу (задавать вопросы, "собирать" сюжет) в быстром темпе;

    - эмоционально реагировать на каждый ответ (удивление, радость, испуг и т.д.);

    - если дети устали, прекратить искать ответы в книге, а придумать вместе с ними окончание истории.

    В работе с детьми седьмого года жизни роль ведущего может взять на себя ребенок. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

    Можно предложить детям рассказать дома придуманную сказку и проиллюстрировать ее с помощью рисунков.

    Для закрепления последовательности вопросов, с помощью которых создается сказочный текст, воспитатель предлагает детям их вспомнить.

    Примерная цепочка вопросов для детей 5-7 лет.

    — Жил-был (кто?)

    — Какой он был? (Что умел делать?)

    — Пошел гулять (путешествовать) (куда?); искать (что? кого?)

    — Встретил злого (кого?) Что этот отрицательный герой делал (или умел делать)?

    — У нашего героя был друг. Кто? Какой он был?

    — Как он мог помочь главному герою?

    — Что стало со злым?

    — Где наши друзья стали жить?

    — Что они стали делать?

    Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма создания сказок, описание которого можно найти в книге В.Я. Проппа "Морфология сказки"

    В результате использования данной модели дети способны самостоятельно придумывать сказки с помощью наугад выбранных слов. Осваивают последовательность вопросов, на основе которых можно создать сказочный текст.

    2. Составление сказок динамического типа "Волшебная дорожка" - при построении этой модели используется один из вариантов морфологического анализа.

    В основе сюжета многих сказок — действия какого-либо героя: он путешествует (совершает действия) с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться. В конце сказки эти изменения фиксируются, и выводится правило, которое может быть сформулировано достаточно обобщенно: "Результат путешествия зависит от цели героя и выводов, которые он сделал после взаимодействия с другими объектами".

    Если герой не меняется и не делает выводов из результатов своих действий, то, как правило, это ведет к его поражению или даже гибели.

    Примером тому сказка "Колобок". По сюжету главный герой — Колобок — выполняет однообразные действия (путешествует и поет хвастливую песенку). Встречаясь с другими персонажами, он не обращает внимания на угрожающую ему опасность и в результате погибает.

    Если же герой по сюжету сказки имеет цель, решает творческие задачи при взаимодействии с окружающим, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Примером может служить Герда из сказки Г.Х. Андерсена "Снежная Королева". Она, имея достойную цель, оказывает положительное влияние на окружающих. Испытания, через которые проходит девочка, позволяют ей реализовать свой нравственный положительный потенциал. И в заключение получить вознаграждение за труды.

    Алгоритм составления сказки динамического типа:

    Выбор главного героя.

    Определение его характера, мотивов и цели поступков.

    Выбор объектов взаимодействия.

    Описание действий главного героя, которые он совершает для достижения цели. Последовательное фиксирование изменений, происходящих с ним при взаимодействии с другими объектами, описание реакции этих объектов.

    Подведение итога — результата изменений героя (героев) и выведение жизненных правил.

    Придумывание названия получившейся сказки.

    На доске воспитатель рисует "волшебную дорожку" и обозначает на горизонтали четыре ячейки:

    девочка Лена

    магазин

    лес

    детский сад

    Дает характеристику персонажу (девочка умела красиво петь), определяет цель деятельности (хотела всех научить это делать). Последовательно обсуждаются действия персонажа (девочка попадала в магазин, в лес, в детский сад и всех, кого встречала, пыталась научить петь). Подводится итог: в магазине и в лесу Лене не удалось добиться своей цели; только в детском саду цель была достигнута. Выводится правило: если ты хочешь научить кого-то тому, умеешь делать сам, нужно правильно выбирать место и время.

    По ходу обсуждения сюжета необходимо обращать внимание на то, что главный персонаж должен делать выводы, производить коррекцию поведения, набираться опыта. В результате этого он достигает цели, и происходит изменение окружения.

    Количество взаимодействий не огранивается. При выборе второстепенных персонажей (их количества) учитываются возрастные особенности детей.

    В работе с детьми 5-6 лет количество героев увеличивается и используется морфологическая таблица.

    Капризка

    Дразнилка

    Кот в сапогах

    Золушка

    Наф-Наф

    Капризка и Дразнилка — собирательные образы, цель которых — в демонстрации своих качеств.

    Стратегия сочинения:

    1 вариант. Капризка и Дразнилка меняют свои отрицательные качества на положительные, взаимодействуя со сказочными героями. Капризничать и дразниться они стали реже.

    2 вариант. Герои демонстрируют свои отрицательные качества, и от них все отворачиваются. Они остались в одиночестве и вынуждены капризничать и дразниться друг перед другом.

    Необходимо побуждать детей записывать сочиненную сказку с помощью схем.

    В старшем дошкольном возрасте главными героями сказки могут быть любые чувства (любовь, ненависть, зависть, страх) и объекты, которые путешествуют с какой-либо целью. Вывод жизненного правила зависит от стратегии сочинения.

    Когда выбирается главный герой, обладающий отрицательными качествами или имеющий недостойные цели, в результате взаимодействий с другими героями он либо перевоспитывается, либо остается в одиночестве, либо сам себя наказывает.

    В результате использования данного метода дети способны усвоить модели составления сказки. Самостоятельно определять героев и цели их деятельности. Умеют рассуждать о результатах взаимодействия героев, выводить жизненные правила и придумывать название сказки.

    4.4.  Обучение составлению загадок на основе метода моделирования

    Работа по обучению дошкольников составлению загадок на основе метода моделирования начинается с создания условий для самостоятельной деятельности. Это позволяет детям в дальнейшем выстраивать логические цепочки при отгадывании и получать радость от речевого творчества.

    Обучение начинается с использования наглядной модели (таблицы). В ходе обсуждения воспитатель вносит в левую часть таблицы значения признака (их целесообразно обозначать словами с четко выделенной первой буквой), а в правую часть — объекты (допустимо схематическое изображение). Это позволит тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

    В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие модели составления загадок.

    Модель 1.

    Воспитатель называет объект (например, репейник). У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос "какой?".

    — Репейник, какой? (Колючий.)

    Дети вспоминают объекты, у которых данный признак ярко выражен (ёж, кактус, елка).

    • Еще репейник, какой? (Лохматый – как собака, шуба, медведь. Прилипчивый – как смола, пластилин.)

    По ходу обсуждения воспитатель заполняет таблицу:

    Какой?

    Что?

    Колючий

    Лохматый

    Прилипчивый

    Еж, кактус, елка

    Собака, шуба, медведь

    Смола, пластилин

    От детей старшего возраста требуются более полные характеристики объектов, выбранных для сравнения: блестящая — не просто монета, но новая (или начищенная).

    Педагог предлагает прочитать текст построчно, вставляя между словами в правой и левой колонках связки "как" или "но не". Чтение проходит коллективно, всей группой. Текст неоднократно повторяется.

    Выбираются наиболее удачные варианты сравнения. Составляется загадка: не называя объект, перечисляются признаки, которые через связки "как" или "но не" сравниваются с другими объектами: "Колючий, как еж, лохматый, как собака, прилипчивый, но не смола".

    Модель 2.

     В опорной таблице сначала заполняется левая часть, потом правая.

    Что делает?

    Кто делает так же?

    Что делает?

    Кто делает так же?

     

    Воспитатель называет объект (например, лягушка) и задает вопрос о его действиях. Дети перечисляют другие объекты, способные выполнять такие же действия. Лягушка что делает? (Прыгает — как заяц, мяч. Ныряет — как водолаз, утка. Плавает — как лодка, рыба.)

     Выбираются наиболее удачные варианты сравнений. Составляется загадка: не называя объект, перечисляются действия, которые через связки "как" или "но не" сравниваются с другими объектами: "Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодка".

    Модель 3.

    Особенность освоения этой модели — ребенок сравнивает вид объекта с видом другого объекта, находит общее и разное.

    На что похож?

    Чем отличается?

    Пример составления загадки про гриб.

    —На что похож гриб? (На дом, но без окон.)

    А еще? (На зонтик? но у зонтика тонкая ручка.)

    Текст получившейся загадки: "Похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

    5.  Содержание работы с родителями по развитию связной речи  старших дошкольников

    Работа с родителями – одно из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности педагогов. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) необходимо убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима, что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны.

    В работе с родителями применяются следующие формы, которые являются основными:

    • общее родительское собрание;
    • консультации («Приемы обучения детей рассказыванию», «Знакомство со сказкой в подготовительной группе», «Рассказ – образец при обучении детей рассказыванию», Использование фольклора в работе с детьми» см. приложение).
    • открытые показы занятий (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных);
    • папки-передвижки;
    • подбор методической литературы в помощь родителям;
    • анкетирование
    • театральная гостиная
    • совместное изготовление декораций и выставки нетрадиционных театров
    • участие родителей в качестве персонажей в праздниках.

    Кроме основных форм работы использую нетрадиционные формы:

    • совместная постановка сказок сочиненных детьми с родителями;
    • семейная театральная видеотека;
    • ежегодный конкурс семейных сказок.

    Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности по развитию связной речи дошкольников в ненавязчивой и творческой форме.

    6. Оценка эффективности системы работы

    Для изучения развития связной речи детей старшего дошкольного возраста были разработаны специальные «сценарии активизирующего общения», которые включают ребенка в естественную для него деятельность. Такое обследование, не нарушает хода естественной жизни детей, воспринимается ими как совместная с воспитателем игра, развлечение, интересное общение.

    Составление схемы обследования проводилось в соответствии с типовой «Программой «Радуга» с учетом материла, который должны усвоить дети, поступающие в старшие возрастные группы.

    Обоснованно считается, что результаты и качество выполнения ребенком тестовых заданий будут зависеть от того, насколько естественно и раскованно он себя чувствует. Поэтому обследование проводилось в режиме индивидуального диалога, в атмосфере доброжелательности, поощрения ребенка, поддержки. Ответы детей на инструкции дополнялись данными наблюдений за общением в процессе их самостоятельной деятельности.

    Обследование проводилось в начале и конце учебного года. В обследовании участвовали все дети группы в количестве 28 человек.

    Данные обследования фиксировались в протоколах, на основании которых каждому ребенку выставлялся уровень развития связной речи. Сравнение результатов на начало и конец года, а также с параллейной группой, где формирование связной речи проводилось без обучения детей методу моделирования сказок и загадок, позволило оценить эффективность проделанной работы.

    Диаграмма № 1

    Диаграмма № 2

    Диаграмма №3

    Результата диагностики связной речи показали: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой текстов, их связностью. Анализ рассказов выявил их улучшение почти по всем показателям: большинство детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов составляли пересказы сказок, сочиняли новые сказки и загадки, рассказы стали более подробными у всех воспитанников, (объем рассказов увеличился в среднем на 1,5 предложения). Связная речь многих детей овладела структурой, логикой и связностью.

    Такой показатель, как образность, претерпел серьезные изменения. В описаниях половины воспитанников появились образные средства. И это закономерно. В ходе обучения использовались модели загадок для развития образности речи. Подведение итогов обучения позволило прийти к мнению о необходимости развития данного направления в развитии речи дошкольников, что позволило наметить перспективы дальнейшей работы.

    Таким образом, динамика, которую удалось проследить, дает основание считать, что выбранный путь формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста верный и эффективный.


    7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Теоретический анализ педагогической литературы показал, что всеми авторами признается:

    • одной из главных задач лингвистического развития дошкольников является усвоение связной формы речи;
    • развитие связной речи длительный и сложный процесс, аккумулирующий все речевые достижения ребенка;
    • традиционные методы развития связной речи дошкольников не могут в полном объеме удовлетворить потребности практических работников.

    Поэтому необходимо признать, что система работы по использованию метода моделирования сказок и загадок является одним из средств удовлетворения потребности практических работников в разнообразии нетрадиционных форм развития связной речи старших дошкольников.

    Систематическое использование моделей сказок и загадок в процессе развития связной речи, позволило сделать вывод, что это интересный и увлекательный вид детской деятельности. Детям нравится работать с моделями, они, в основном, справляются с заданием по развитию связной речи. Занятия проходят в более живой форме, где дети выполняют игровые упражнения, драматизируют отдельные кусочки сказок, принимают участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что у детей формируется желание рассказывать сказку, загадывать загадки, они становятся более активными, внимательными друг к другу.

    Данная работа не исчерпывает все аспекты развития связной речи через моделирование сказок и загадок. В перспективе необходимо изучить более глубоко возможности использования метода моделирования в процессе овладения дошкольником красотой и многообразием родного языка.


    8.  ЛИТЕРАТУРА

    1. Венгер Л. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1994.
    2. Венгер, О.М. Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных Л.А способностей у детей дошкольного возраста. – Москва, 1989.
    3. Дьяченко О.М, Е.Л. Агаева. Чего на свете не бывает? -  Москва, 1991.
    4. Калунина Е. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с.73.
    5. Булычева А., О. Дьяченко. Возможности образовательной работы с умственно-одаренными дошкольниками 5-7 лет. Дошкольное воспитание № 3, 1995.
    6. Вадченко Н.Л, Н.В. Хаткина. Азбука и сказки, загадки и подсказки (энциклопедия для детей). – Москва, 2000.
    7. Выгодский Л.С. Умственное развитие в процессе обучения. – М.; 1935.
    8. Линго Т.И.. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. (загадки из сказок, стр. 84, портреты героев сказок, стр. 154). – Ярославль, 1998.
    9. Программа «Радуга» под редакцией
    10. Произведения для чтения детям по программе «Радуга». Д.Хармс «Веселый старичок». Д.Харрис «Братец лис и лягушки». М. Яснов «Игры в слова» - считалки, скороговорки. Дошкольное воспитание № 8, 1994.
    11. Русские сказки, сборник в обработке О.А.Богдановой, Ленинград, 1991.
    12. Сказки в обработке А.Н.Толстого. Москва, «Детская литература», 1987.
    13. Сказки народов мира. Сборник 12 томов. Москва – Минск, 1992.
    14. Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 4. –с.51.
    15. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. Где бывает волшебство? Стр. 89. – Москва, 1991.
    16. Успенская Л.И, М.Б.Успенский. Учитесь правильно говорить (стихи, рассказы). – Москва, 1991.
    17. Ушакова О.С.. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
    18. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва, 1988.

    Приложения


    Конспект занятия

    для детей старшей группы

    по сказкам «Хаврошечка» и

    «Заюшкина избушка».

    Подготовила:

    Наталья Юрьевна

    Соседкина

     

    г. Нижневартовск


    Цель: обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

    Задачи:

    1. Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи.
    2. Уметь строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.
    3. Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по фигуркам-заместителям, подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.
    4. Развивать у детей словесно-логическое мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей.
    5. Развивать умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.
    6. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

    Материал и оборудование:

    1. Набор демонстрационных заместителей к сказке «Заюшкина избушка» (домик лисы, зайца; пять одинаковых по величине, но разных по цвету кружков-заместителей: лиса, заяц, волк, медведь, петушок и кустик). На каждого ребенка конверт с раздаточными фигурами-заместителями.
    2. Демонстрационные фигуры-заместители к сказке «Хаврошечка» (Хаврошечка, Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка, хозяйка, сильный человек, корова, яблоня – они разного цвета и формы). На каждого ребенка конверт с заместителями.

    Приемы и методы: беседа с детьми, показ, игровые приемы, самостоятельная работа детей с фигурками-заместителями, подвижная игра «Лиса и зайцы», сюрпризный момент.

    Ход занятия.

    Дети играют в группе. Заходят гости, дети здороваются с ними, приглашают их присесть.

    - Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Я знаю, что вы очень любите сказки. Назовите свои любимые сказки. (Ответы детей).

    Раздается стук в дверь, на занятие приходят герои сказок: заяц и Хаврошечка.

    - Что же за сказочные герои к нам пришли, из каких они сказок? (Дети называют).

    Персонажи здороваются с детьми, говорят, что они заблудились, просят детей помочь им вернуться в свои сказки.

    - Поможем нашим героям? Для того чтобы вернуть наших героев в свои сказки нужно выполнить одно условие: мы с вами, ребята, должны рассказать и показать эти сказки, а помогут нам в этом – модели.

    - Я предлагаю сказку «Заюшкина избушка» рассказать и показать следующим детям: Милане, Сашеньке, Софье, Саше И., Даниле, т.е. помочь зайчику. А сказку – «Хаврошечка» – Ксюше, Юре, Саше П., Мише, т.е. помочь нашей Хаврошечке. Согласны?

    Дети одновременно идут к своим столам и рассаживаются по подгруппам.

    Первая  группа детей.

    Зайчик идет с детьми к своим столам, дети берут конверты, достают фигурки-заместители, перечисляют зайцу персонажей сказки.

    - Какие геометрические фигурки перед вами? Чем они похожи, чем отличаются?

    5 кружков разного цвета, одинакового размера: заяц, лиса, волк, медведь, петух. Дети называют цвета.

    - Кроме кружков разного цвета, есть еще избушки. Какого цвета и почему? Голубая – лисы, изо льда; коричневая – зайца, из дерева. Заяц слушает ответы детей, хвалит их, говорит, что эту сказку дети будут составлять по цвету.

    Кто-то из детей называет присказку к этой сказке:

    - «Лиса по лесу ходила,

    Звонки песни выводила.

    Лиса лычки драла,

    Лиса лапотки плела…» это еще присказка, а сказка дальше пойдет!

    Дети после небольшой предварительной работы начинают рассказывать и выкладывать сказку. Воспитатель периодически подходит к группе детей, слушает, смотрит, задает вопросы.

    Заяц доволен, что дети быстро рассказали и показали сказку, приглашает детей на «поляну».

    Физминутка «Зайки».

    - Хорошо ли поступила лиса с зайцем?

    - Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунья, плутовка).

    - А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).

    - Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили и убежали).

    - Кто оказался настоящим героем-помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).

    Заяц хвалит детей, говорит, что они молодцы, правильно справились с заданием, рассказали и показали сказку, ответили полно на вопросы по содержанию сказки, и теперь он смело может вернуться в свою сказку.

    Заяц уходит, дети его провожают.

    Вторая группа детей.

    Дети, воспитатель и Хаврошечка идут к своим столам, садятся. Воспитатель ведет диалог с детьми.

    - Недавно мы познакомились еще с одной сказкой «Хаврошечка». Ее содержание охватывает много действий. Чтобы нам легче рассказать эту сказку нужно составить подсказку, т.е. модель этой сказки.

    Воспитатель размещает на фланелеграфе фигурки-заместители персонажей и решает с детьми, какая фигура кого будет обозначать.

    - Назовите героев сказки? Сколько их? (Дети перечисляют, их – 8).

    - Давайте каждого персонажа обозначать  фигуркой-заместителем (они разного цвета и формы).

    Дети вносят свои предложения по обозначению персонажей.

    -  Почему Хаврошечка и сестры красного цвета? (Девицы-красавицы, красны девицы).

    - Почему хозяйка синего цвета? (Злая).

    - Почему сильный человек желтого цвета? (Он добрый, ласковый, как солнышко).

    - Коричневый круг – кто это? (Корова).

    - Зеленый круг – что это? (Это – яблоня).

    - Условные заместители разобрали, а еще есть рамочки, зачем они нужны? В рамочках будем составлять эпизоды сказки, стрелки показывают продолжение сказки.

    - Вспомните присказку к этой сказке:

    - «Посылали молодицу

    Под горушку по водицу,

    А водица – далеко

    А ведерко – велико…» это еще присказка, а сказка вся впереди!

    - Вспомните начало сказки и выложите в первой рамочке соответствующие фигурки-заместители.

    Дети работают самостоятельно. Хаврошечка сидит, смотрит, если нужно помогает детям.

    Дети по очереди рассказывают по составленным моделям сказку. Хаврошечка хвалит детей за то, что они быстро и правильно справились с работой, и она скоро может вернуться в свою сказку. Но прежде Хаврошечка просит рассказать часть сказки в третьей, шестой и десятой рамочках (дети по желанию рассказывают). Обязательно хвалит детей, говорит, что теперь она может вернуться в свою сказку и жить там, в добре и лиха не знать.

    Физминутка.

    Хаврошечка прощается с детьми и уходит.

    Воспитатель приглашает всех детей присесть с ним на ковер.

    -  Дети, понравилось вам составлять сказку по моделям?  

    - Назовите сказочные волшебные образы? (Одноглазка, Трехглазка, волшебная яблоня, корова, Хаврошечка).

    - Какие сказочные действия были описаны в сказке? (Хаврошечка влезла в ухо корове).

    - Бывает такое в жизни? Где можно встретить сказочные действия, в каких сказках? (Волшебных).

    - Назовите волшебные сказки? С каких слов обычно начинаются сказки? (Жили-были... В некотором царстве, государстве…)

    - Какой фразой начинается наша сказка? («Есть на свете люди хорошие…»).

    - Какими словами закончилась наша сказка? А еще, какими словами заканчиваются сказки, назовите? («Стали они жить поживать, да добра наживать»  или «Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают», или «И я там был: мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», или «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!».)

    В конце занятия воспитатель дает положительную оценку детям и раздает «гостинцы» от зайчика и Хаврошечки.


    Конспект занятия

    для детей старшей группы

    по сказкам «Теремок» (в обработке О. Капицы) и «Курочка Ряба».

    Подготовила:

    Наталья Юрьевна

    Соседкина

     

    г. Нижневартовск

    Цель: обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

    Задачи: 

    1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели (сериационный ряд (сказка «Теремок») и двигательное моделирование (сказка «Курочка Ряба»), сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.

    2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирать их по величине, форме, цвету.

    3) Уметь строить полные  и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

    4) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

    Материал и оборудование: Книги-сказки: «Теремок» и «Курочка Ряба», кукольный театр к сказке «Теремок», ширма, шапочки-маски для драматизации сказки «Курочка Ряба», фланелеграф с крупными фигурками-заместителями персонажей двух сказок. У детей: конверты с раздаточным материалом: фигурками-заместителями к этим сказкам.

    Приемы и методы: Показ кукольного театра «Теремок», драматизация сказки «Курочка Ряба», беседа с детьми, игровые упражнения: присказки к сказке, подвижная игра «Замри».

    Ход занятия.

    - Ребята, я сегодня вас приглашаю отправиться вместе со мной в кукольный театр.

    Дети смотрят кукольный театр по сказке «Теремок».

    - Скажите мне, знакома она вам или нет? Да, действительно, вы все знаете эту сказку. Нравится она вам? Назовите персонажей этой сказки? (Дети называют 8 персонажей, домик-теремок).

    - Расскажите о характере каждого персонажа, обратите внимание, что каждый герой автором сказки уже немного охарактеризован (муха-горюха, комар-пискун и т.д.).

    - Кто из вас вспомнит и назовет присказку к этой сказке?              

    - «По синю морю корабль бежит.

    Серый волк на носу стоит,

    А медведь паруса крепит,

    Заюшка кораблик за веревку ведет,

    Лисичка из-за кустика хитро глядит:

    Как бы зайку украсть,

    Как бы веревку сорвать… – это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди…

    - Подойдите, пожалуйста, к столам и возьмите конверты, в которых лежат фигурки-заместители.

    Дети подходит к своим столам, берут конверт, достают фигурки-заместители. 

    - Давайте посмотрим, какие они?

    Один ребенок размещает фигурки-заместители на магнитной доске, а  остальные – на столах.

    - Какой формы, размера, цвета?

    Квадраты разного цвета и размера.

    - Давайте вместе обозначим теремок и персонажей сказки моделями.

    Дети вместе с воспитателем подбирают каждому персонажу фигурку-заместителя и обосновывают выбор.

    - Теперь у нас все персонажи обозначены фигурками-заместителями, можем составлять и рассказывать сказку.

    - Как вы думаете, с какого квадрата мы начнем, какой возьмем потом и т.д. (От самого маленького до самого большого).

    Дети составляют и по цепочке рассказывают сказку.

    - Понравилось ли вам так работать со сказкой? Почему? (Необычно, интересно).

    Физминутка.

    - Уберите свои фигурки в конверты, вас ждет еще одна сказка.

    Воспитатель с детьми вспоминают сказку.

    - Назовите мне персонажей сказки. (Дед, баба, курочка Ряба, мышка, яичко).

    - Сколько их? (5).

    - Какие они?

    - Давайте пройдем к своим столам и достанем из конвертов фигурки-заместители персонажей этой сказки. Подумайте и покажите мне, какая фигурка-заместитель кого будет обозначать?

    Дети вместе с воспитателем подбирают каждому персонажу фигурку-заместителя и обосновывают выбор.

    - Назовите форму геометрических фигурок и их цвет?

    Зеленый квадрат – дед, оранжевый прямоугольник – баба, фиолетовый треугольник – курочка, серый кружок – мышка, белый и желтый овалы – яйцо. 

    Один ребенок на магнитной доске, а остальные на столах,  «выкладывают» сказку, используя рамочки со стрелками и фигурки-заместители.

    - Итак, сказка начинается.

    Драматизация сказки, опираясь на составленный модельный ряд.

    - Молодцы! Я вижу, что вы все правильно справились с заданием. Понравилось вам? Почему?

    - Вот и нашим сказкам конец, кто нас слушал – молодец!


    Консультация для воспитателей.

     «Использование фольклора

    в работе с детьми».

    Подготовила:

    Наталья Юрьевна

    Соседкина

     

    г. Нижневартовск

    Слово фольклор английского происхождения, оно означает «народная мудрость, народное знание».

    Историзм и народность – приоритет фольклорного жанра. Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылицы, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы – несут в себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии.

    Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение.

    Потешки-песенки, приговорки, потешки, первые художественные произведения, которые слышит ребенок, произносимые взрослым. Короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например: колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, их поют ласковым, нежным голоском, покачивая куклу Катю:

    «Баю, баю, баю-бай,

    ты, собачка, не лай,

    Белолоба, не скули,

    мою дочку не буди».

    Для того чтобы легче и быстрее дети запоминали колыбельные песенки, их нужно обыгрывать, т.е. включать те персонажи, о которых говорится в песенке (о собачке). Запомнив колыбельную, дети легко переносят песенку в повседневную игру («Семья», «Детский сад», «Дочки-матери»). Планомерная работа с детьми по заучиванию русских народных песенок начинается со второй младшей группы.

    Знакомство с потешками надо начинать с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке; хорошо, когда у детей уже сформировано представление о рассказываемом животном: «киска», «конь», «козлик», «курочка», «котик», «коровушка» и т.д.

    Для поддержания интереса к фольклору рекомендуем использовать дидактические игры:

    «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо вспомнить произведение народного творчества);

    «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?»,

    словесные игры по мотивам народного творчества, например, «Сорока» (взрослый читает потешку, а ребенок выполняет движения в соответствии с текстом).

    Потешка превращается в игру, увлекает детей.

    Словесные игры:

    «Подарки» (дети дарят потешку друг другу).

    Дидактические упражнения:

     «Узнай и назови» (достают из коробки игрушку или картинку и произносят знакомую потешку).

    Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений: «парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки».

    Можно проводить игры-инсценировки. Например: «Курочка-рябушка на реку пошла».

    «Живые картинки». Например, при чтении потешки «Сорока-белобока» дети становятся в колонну друг за другом и ведущий «кормит деток кашей», а самому последнему – не дает! «А ты постой, вот тебе горшок пустой!», т.е. сопровождать потешку действием.

    Во время умывания, причесывания детей рекомендуется использовать потешки: «Водичка», «Расти коса». Запомнив и полюбив потешку, дети переносят ее в игру. Подбирая потешку, взрослый должен учитывать уровень развития ребенка: для детей младшего дошкольного возраста – простые по своему содержанию, для старших – с более сложным смыслом.

    Дети должны не только хорошо читать потешку, но и уметь ее обыгрывать, т.е. двигаться и говорить, как домашние и дикие животные  (подражать голосу и движениям лисы, зайца, медведя, котика, собачки), т.е. в зависимости от того, о ком идет речь в потешке. Старшие дети могут устроить театр, где бы все дети могли попробовать себя в роли любого персонажа.

    Для развития и обогащения словаря дошкольника рекомендуем больше использовать потешек, пословиц, поговорок во время прогулок, обращая внимание на времена года и состояние погоды.

    Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями. Пословицы можно использовать в любой ситуации: собираясь на прогулку нерасторопному малышу можно сказать: «Семеро одного не ждут»; если ребенок торопится и одевается неаккуратно, можно сказать: «Поспешишь – людей насмешишь!».

    Познакомьте детей с поговорками о труде, объясните их смысл, чтобы они знали, в каких ситуациях их можно применить. Например, дидактические игры: «Назови пословицу по картинке», «Продолжи пословицу», «Кто больше назовет пословиц на какую-либо тему».

    Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки можно так: на стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку:

    1. Идет мохнатый,

    Идет бородатый,

    Рожицами помахивает,

    Бородищей потряхивает,

    Копытами постукивает.

    2) На голове красный гребешок,

    Под носом красная борода,

    На хвосте узоры, на ногах шпоры.

    3) Грива на шее волной,

    Сзади хвост трубой,

    Меж ушей челка,

    На ногах щетка.

    Дети быстро отгадывают, т.к. загадываемый предмет перед глазами. Дети могут сами попытаться загадать – придумать загадку об игрушке. Можно начинать занятие по изобразительной деятельности с загадки, а дети отгадывают, что они будут рисовать или лепить.

    Можно проводить игры, которые помогут углубить и уточнить знания детей об окружающем мире: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай». «Подскажи словечко». Интересно проходят посиделки с Бабушкой-Загадушкой.

    Сказки являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Сказки лучше рассказывать, чем читать. Хорошо надеть костюм Василисы. Знакомя ребенка со сказкой, воспитатель должен знать, что же лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана автором (чему-то научить, удивить или позабавить). Есть три разновидности сказки:

    1. бытовые;
    2. волшебные;
    3. сказки о животных.

    Хорошо начинать сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка…». После рассказывания сказки воспитатель уточняет с детьми содержание прочитанного. Конкурс рисунков, поделок позволяет педагогу определить, раскрыт ли смысл сказки для детей.

    Произведения русских народных сказок нужно подбирать таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний.

    Соседкина Наталья Юрьевна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой

    календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...

    РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Второй год обучения

    Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образ...

    Программа по развитию речи для детей раннего возраста

    Развитие речи детей раннего возраста,одна из проблем современного общества.Более 30 % детей имеют задержку речи.Я предлагаю цикл занятий,которые направлены на развитие всех функций  ребенка--мелк...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

    Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи образовательной области «Речевое развитие» для первой младшей группе ДОУ

    Рабочая программа является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе развития речи, в котором определены наиболее оптимальные и эффективны...