ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кемерова Любовь Александровна

Задачи: закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различении согласных звуков по твёрдости и мягкости; различие понятий «звук» и «слово»; упражнять детей в образовании прилагательных от существительных; продолжать развивать навыки детей изменять слова, используя окончание «ИК»; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, устную речь. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве (что находиться справа, слева, сверху, снизу от детей).

Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, умение работать с коллективом, терпеливо выслушивать вопросы воспитателя, ответы детей и уважать их мнение. Воспитывать интерес к занятию любовь к родному языку.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  

ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

(в подготовительной группе).

                                                                    Воспитатель: Кемерова Л.А.  

Задачи: закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различении согласных звуков по твёрдости и мягкости; различие понятий «звук» и «слово»; упражнять детей в образовании прилагательных от существительных; продолжать развивать навыки детей изменять слова,  используя окончание «ИК»; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, устную речь. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве (что находиться справа, слева, сверху, снизу от детей).

Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, умение работать с коллективом, терпеливо выслушивать вопросы воспитателя, ответы детей и уважать их мнение. Воспитывать интерес к занятию любовь к родному языку.  

Материал демонстрационный: домик со звуками, набор с гласными и согласными буквами, иллюстрация сказочного персонажа «Колобок», магнитная доска, предметные картинки с изображением животных.

Раздаточный материал: цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, белый цветок, с написанными на лепестках звуками, белый кружок с буквами, для составления слова «колобок».  

1. Сегодня мы наше занятие проведём не совсем обычно. Мы с вами постараемся вспомнить всё, чему научились в подготовительной группе.  

Дети стоят возле воспитателя. Педагог читает стихотворение:

Где-то собаки рычали: РРР!  

В стойле коровы мычали: МММ!

В комнате мухи жужжали: ЖЖЖ!

Мимо машины бежали: РРР!

Листья в лесу шумели: ШШШ!  

А комары все пели: ЗЗЗ!

Вы все внимательно слушали? А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки? Какие звуки издавали коровы?  Как жужжали мухи? Как пели комары? Как шумели листья в лесу?  

2. Хорошо весной в лесу. А весна какая? (Ответы детей: тёплая, холодная, солнечная, дождливая, грязная, торопливая, пасмурная). Воздух чистый, появляется первая травка, распускаются листочки. Зверюшки вышли на лесную полянку играть в прятки. Кустик за кустик, деревце за деревце и потерялись. Поможем зверятам найти их мам.

Игра «Найди маму». (У бельчонка – белка, у зайчонка – зайчиха, у медвежонка – медведица, у волчонка – волчица, у мышонка – мышь и т.д.).

 

3. Хорошо мы с вами потрудились, предлагаю сходить в магазин игрушек. Какие игрушки вы бы хотели приобрести?  Как много вы назвали предметов, много назвали слов.

Всему название дано – и зверю и предмету.

Вещей теперь полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что видит только глаз – над нами и под нами.

И всё, что в памяти у нас, означено словами!  

Посмотрите вокруг, сколько предметов вокруг нас. Назовите предметы, которые находятся справа от вас? А теперь слева?  Впереди? Сзади?

4. А теперь мы отдохнём.  

                                       ФИЗМИНУТКА:

Ой – ой – ой – ой!

К нам пришёл волшебник злой!

Он руками помахал,

Всех детей заколдовал.

Дети головы склонили, замолчали и застыли.

Тут пришли друзья -  зверюшки,

Вмиг злодея вон прогнали и детей расколдовали.

А теперь пора плясать, нам не надо унывать!

5. А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Измени слово».

Я буду вам называть разные слова, а вы измените их и произнесёте так, чтобы в конце слова появилось окончание «ИК».

Слова: ключ, мяч, палец, карандаш, кот, стул, шар, глаз, нос, дом, рот.  

6. Молодцы! У нас в звуковом домике живёт много разных  звуков, а есть звуки, которые похожи друг на друга, например звуки «з» и «с».  

Игра «Поймай звук».

Закройте глаза и слушайте слова,  которые я буду называть. Если услышите звук «з» - хлопните в ладоши, а если услышите звук «с» - сидите тихо. Примерные слова: закат, санки, зонт, стул, стол, бензин, зубы, корзина, зима, сила, зеркало, сумка.

Какие умницы! А сейчас послушайте считалочку и посчитайте, сколько слов я назову со звуком «з».  

                                           СЧИТАЛОЧКА.

       Раз, два, три, четыре, пять.

       Будем мы слова считать:

      Зайка, зонтик, змей, корзина,

      Ваза, воздух и резина,

      Зубы, козлик и тазы, зоопарк, завод, возы.

      Посчитай-ка, не ленись,

     Да смотри, не ошибись!

Сколько насчитали слов?  

7. «Назови соседей».

На доске находятся некоторое количество букв. Нужно назвать соседей определённой буквы, которые находятся справа и слева от неё.

8.                       ФИЗМИНУТКА.  

Грач качался в гамаке (наклоны вправо – влево).

Гуси – в волнах на реке (наклоны вперёд – назад).

Мимо голуби летели (покачивание руками).

И на веточку присели  (приседание).

Веточка качается (покачивание руками).

Неплохо получается (хлопки).

9. Игра «Противоположность».

В нашем языке много слов, есть слова, противоположенные по значению. Я буду называть слово, а вы постарайтесь подобрать другое слово противоположного значения.  

Умный - …глупый, сладкий - …горький, светло - …темно, день - …ночь, жадный - …щедрый, сильный - …слабый, быстро - …медленно, большой - …маленький, сухо - …мокро, плохой - …хороший, смелый - …трусливый, молодой - …старый, сытый - …голодный, жарко - …холодно, тихо - …громко, начало - …конец, печаль - …радость, весело - …грустно, больной - …здоровый, чёрствый - …мягкий, старый – молодой.  

10. К нам сегодня в гости пришёл герой русской народной сказки. Чтобы узнать, кто это, нужно взять круг, который лежит у вас на столе. Соединив правильно звуки на нём, вы узнаете кто это.

( Дети берут круг и при помощи простого карандаша соединяют звуки, получается слово «колобок»).

А какие ещё слова можно составить из слова «колобок»: кол, бок, лоб.

11. Наш герой долго добирался до нас, по лесам, по лугам. Весна только началась и ещё очень мало цветов на полянках. Колобок предлагает украсить нашу группу цветами, чтобы получилась настоящая полянка. Но цветы у нас будут не совсем обычные. На каждом лепестке написаны звуки. Если это гласный звук – закрашиваем красным цветом, если твёрдый согласный – синим, мягкий согласный – зелёным, а если согласный звук может быть и твёрдым, и мягким, то лепесток закрашиваем на половину синим, половину зелёным.

Дети выполняют задание.

11. Оценка деятельности детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...

Конспект итогового занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи) (старший возраст

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»Программное содержание: выявить знания и умения детей, полученные на занятиях по развитию речи:-пони...

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать....