Кинезиология как здоровьесберегающая технология на логопедических занятиях.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Борисова Татьяна Вячеславовна

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кинезиология как здоровьесберегающая технология на логопедических занятиях.

    Кинезиология—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме.

    Самый благоприятный период для интеллектуального развития—это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий.

      Функциональная асимметрия полушарий—это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левыми полушариями.  Психофизиологии выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, можно выделить три основных типа организации мозга:

  1. левополушарный тип—определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие отвечает за письмо, счёт, способность к анализу, абстрактное, концептуальное, двумерное мышление. Информация, поступающая в левое полушарие, обрабатывается медленно.
  2. правополушарный тип—определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения.
  3. равнополушарный тип—отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одарённости.

    Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое. Дифференцированное школьное обучение с учётом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребёнка—один из самых сложных, но эффективных способов обучения. Школьные методики обучения тренируют главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей школьника.

     В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Для данного контингента воспитанников характерны: системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения, приводящие к расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии), расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах, снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений. И как следствие – трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.

   Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

   Работая воспитателем  в группе с детьми с общим недоразвитием речи, я широко применяю «кинезиологические разминки» в качестве коррекции недостатков речевого развития. «Кинезиологические разминки» развивают межполушарное взаимодействие, создает новые нейронные связи и улучшает работу головного мозга, отвечающего за речь и интеллект. Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Задания направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

   Существует огромное множество кинезиологических упражнений. Приведу пример, используемых мной во время занятий с детьми. Все они делятся на группы: гимнастика для глаз, двигательные упражнения и упражнения на дыхание (расслабляющие).

  1. Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс коррекции.

Движения по четырём направлениям и диагоналям. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7с) с фиксацией в крайних положениях.

Движения по четырём направлениям и диагоналям с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами, затем, удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком.

Движения глазами по четырём направлениям с привлечением движения языка (глаза и язык вправо—вдох, пауза, в исходное положение—выдох и т.д.).

«Восьмёрка». Упражнение для оптимизации навыков письма.  

Закрыть глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмёрку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмёрки. Отдохните и откройте глаза.

  1. Двигательные упражнения. Развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкенезии).
  • Кулак—ребро—ладонь.

      Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Ребёнок повторяет 8-10 раз. Выполнение руками сначала поочерёдно, затем совместно.

  • Колечко.

 Поочерёдно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлении. Выполнение сначала руками поочерёдно, затем совместно. 8-10 повторений.

  • Лягушка.

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо. 8-10 повторений.

  • Лезгинка.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций с ускоряющимся темпом.

Перекрёстные движения. Способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

  • Ухо—нос.

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой—за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши. Поменять положение рук.

  • Мельница.

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперёд, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

  • Перекрёстное марширование.

Медленно шагать попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

  • Паровозик.

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

  • Робот.

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

  • Колено – локоть.

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

  • Яйцо.

Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в  сторону, стараясь расслабиться.

  • Дерево.

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево.        (10 раз)

  • Крюки.

 Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

3.Упражнения на дыхание. Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

  • Мяч.

Дыхательные упражнения: на 4 счета – глубокий вдох, на 4 счета – медленный выдох («спущенный мяч»); на 2 счета – резкий глубокий вдох, на 4 счета – медленный глубокий выдох; на 4 счета – глубокий вдох («всей грудью»), на 2 счета – резкий выдох («животом»).

  • Кулачки.

Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать выдох, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами.

  • Свеча.

Исходное положение—сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечки маленькими порциями воздуха.

 

  • Дышим носом

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2  - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

 

  • Ныряльщик

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

 

  • Надуй шарик

Исходное положение -  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

 

  • Дыхание

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И. п. - о. с.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 — плавный выдох через нос.

 

  • Губы трубкой

Чтобы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать.

И. п. - о. с.

1 — полный вдох через нос, втягивая живот;

2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;

3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;

4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

4.Релаксация телесная.

  • Огонь и лёд.

По команде «огонь» - интенсивные движения телом, по команде «лёд» - замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6-8 раз.

  • Сорви яблоко.

Исходное положение—стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растёт яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда их не удаётся. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. То же самое провести для левой руки.

  • Тряпичная кукла и солдат.

Исходное положение—стоя. Ребята, полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и негнущегося. Повторить 5-8 раз.

  • Снеговик

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

 

  •  Дерево

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

    Кинезиологические упражнения должны проводиться в доброжелательной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребёнка. Занятия, проходящие в условиях стресса, не имеют интегрированного воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы: игры и тренинги могут быть как индивидуальными, так и групповыми. С каждым днём упражнения могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребёнка и переход её в зону актуального развития.

    Необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическими упражнениями, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, кинезиологические упражнения рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия, должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ

В статье рассказывается, какие здоровьесберегающие технологии можно использовать на логопедических занятиях в ДОУ....

Презентация."Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"

развитие сенсорных и моторных функций;·  формирование кинестетической основы артикуляторных движений;·  развитие мимической мускулатуры;·  развитие интеллектуальных функ...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

как использовать здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Проведение логопедических занятий связано с использованием   здоровьесберегающих технологий. В статье перечислены применяемые технологии....

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях

Комплексная оздоровительно-коррекционная работа с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на ...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с дошкольниками

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!     Здоровьесберегающие технолог...

Занятие на тему: «Здоровьесберегающие технологии на логопедическом занятии. Постановка звука «С»

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедическом занятии: артикуляционной и дыхательной гимнастики, релаксации, физминутки, развитие мелкой моторики....