Люблю березу русскую
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Плетнева Наталия Андреевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bereza.docx46.07 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Констант\Desktop\Рабочая папка\Сделать герб\Герб.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «№ 1 ИМ. Ю.А.ГАГАРИНА»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

«Люблю березу русскую»

Разработала:

 Плетнева Наталия Андреевна,

воспитатель

«Люблю березу русскую» (Слайд №1)

Задачи :

Обучающие:

-продолжать знакомить с деревом, ставшим символом России;

- рассказать какое значение имеет береза в жизни человека

Развивающие:

-формировать эстетическое отношение к природе через произведения поэтов, композиторов, художников;

-развивать память, сообразительность, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать в детях чувство патриотизма;

- воспитывать чувство любви к Родине, родной природе.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель:  Ребята! Вспомните какие деревья вы знаете? Чем они отличаются друг  от  друга?  У меня есть для вас загадка, которая поможет вам отгадать , о чем сегодня пойдет речь.

Стоишь на белой ножке

На веточках сережки

Нас соком угощаешь.

Тебя всегда узнаешь.

 (БЕРЕЗА)

Слайд  №2

- Правильно! Береза особенно мила нашему народу. Она нарядна, красива. Ее называют березонькой, белоствольной русской красавицей. Ребята! Белокурая береза считается символом нашей Родины.

Слайд №3

Ее изображают на своих холстах художники, о ней композиторы пишут песни, (звучит песня «Березы» на сл. Лазарева, музыка М. Фредкина). ( Дети  поют и водят хоровод) .

 О березе слагали русские поэты стихи

Чтение стихотворения (ребенок):

 Люблю березу русскую,

    То светлую, то грустную

                                                В белом сарафанчике,

             С платочками в карманчиках,

       С красивыми застежками,

     С красивыми сережками

                                                Люблю ее нарядную

                                                Родную ненаглядную.

Воспитатель : В старину о березе говорили, как о дереве, «четырех дел»:

Первое дело- мир освещать;

Второе дело- крик утешать;

Третье дело- больных исцелять;

Четвертое дело- чистоту  соблюдать.

( Как вы понимаете эти дела? При необходимости дать объяснения).

Слайд №4

Чтение стихотворения (ребенок):

  1. Ребенок  

Тугие распущены косы,

 И белые платья до пят

Как будто невесты березы

Куда не посмотришь стоят.

  1. Ребенок

Весеннее солнце косыми

Лучами касается кос.

По всей необъятной России

Сегодня светло от берез.

Воспитатель:  А почему именно березу выбрали символом России, а не другое дерево? (Береза- единственное в мире дерево с белой корой. Это делает ее особенно красивой, трогательной, нежной. Оказывается, что береза получила своё название по цвету коры. Почему? –Кора у березы белого цвета).

Слайд № 5

В коре  у березы содержится красящее вещество – бетулин. Плохо пришлось бы березе без этого вещества; так как кора у неё тонкая и поэтому дерево могло бы получить солнечные ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. В этом не трудно убедиться , если в жаркий день прикоснуться к стволу березы, то можно ощутить, что даже на солнце оно остается прохладным.

Слайд № 6

 Белую кору на березе называют – берестой (рассматривают). Это защитный покров дерева, непроницаемый для воды и газа. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины- довольно крупные черные точки, идущие по стволу. Они называются «чечевичками», через них береза дышит.

Исследовательская деятельность.( с помощью лупы дети рассматривают кору, верхний слой – бересту).

Воспитатель:

 Слайд № 7

У березы белый ствол, свисающие тонкие веточки, отходящие от крепких сучьев. Лист березы серцевидной формы, молодые листочки клейкие. Смолистые вещества защищают листья от морозов. При наступлении теплых дней смола растворяется и чешуйки раскрываются.

Воспитатель : Сейчас поиграем в игру «Береза, что делает?» (Кто больше назовет действий).

(Дети называют : шумит, качается, растет, зеленеет, радует, пахнет, плачет, цветет, желтеет).

Физминутка «Береза» (русская народная песенка).

Береза моя, березонька (идут по  кругу взявшись за руки)

Береза моя белая

Береза кудрявая

Стоишь ты березонька (останавливаются, поднимают руки, тянутся вверх)

Посреди долинушки

На тебе березонька, (опускают руки)

Листья зеленые

Под тобой березонька (медленно приседают)

Трава шелковая.

Ребенок : Не заботясь о погоде

В сарафанах белых ходят,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Воспитатель : Ребята! Скажите, а что такое березовые сережки? Зачем они нужны?

Слайд № 8

Правильно! Сережки – это цветы березы. Они разные по цвету: одни зеленые, другие буроватые. Если взять сережки в руки останется пыльца. Весной у березы одновременно с листьями распускаются цветки крупные соцветия- называются сережками.

Чтение стихотворения (Ребенок):

Чуть солнце пригрело откосы,

                                         И стало в лесу потеплей,

                                         Береза зеленые косы

                                         Развесила с тонких ветвей.

                                         Вся в белое платье одета.

     В сережках, в листве кружевной

                                         Встречает горячее лето

                                         Она на опушке лесной.

Воспитатель :  

Слайд №9

В конце лета и в начале осени много мелких плодов разносится ветром. Плод – маленький орех  с двумя прозрачными крыльями.

Воспитатель : Береза красавица русского леса. Может прожить  150 лет. Высота гигантской березы 25 м. а диаметр ствола  80 см.

Воспитатель :  Поиграем в игру (Упражнять в подборе прилагательных). Игра «Береза какая?» (высокая, огромная, тонкая, стройная, белоногая, белоствольная, ветвистая, старая, молодая).

Воспитатель : Почему березу называют «Зеленая аптека?» (Ответы детей).

Слайд № 10

Правильно! Береза очень полезна. Уже издавно  известно, что береза – дивный лекарь.  Целебные свойства березы в её не распустившихся почках и в душистых клейких листьях. Из них изготавливают лекарства. Почки и листья заваривают как чай во время болезни. Березовые почки любят птицы.

Слайд № 11

А  с помощью березового веника лечат простудные заболевания. (Люди парились в бане и все болезни и хвори веником выгоняли).

Воспитатель: Да, велика роль березы. Она играет огромное значение для человека.

Слайд № 12

Всюду нам служат вещи сделанные из её прочной древесины: фанера, мебель, паркет, ручки для инструментов.

Слайд № 13

Березовые дрова признаны лучшими.

Слайд № 14

Березовая сажа используется для приготовления красок и чернил.

Воспитатель : Ребята, а где еще может пригодиться береза? Давайте поиграем в игру кто больше назовет «Где пригодится».

За березу можно- спрятаться;

За березой можно – ухаживать;

На березу можно- влезть, забраться;
На березе можно- сидеть, висеть;

Под березой можно- лечь, отдыхать, писать стихи.

Воспитатель : Ребята! Мы сейчас на чем пишем? (БУМАГЕ). 

Слайд №15

Раньше, до появления бумаги люди писали на бересте (берестяные грамоты) острыми костяными палочками, которые называли писалами.

Слайд №  16

Изготавливали посуду из бересты, плели лапти. Береста издавна считается отличным материалом для изготовления посуды .

Слайд № 17

Туесов, в которых молочные продукты даже в жару не портятся, солонок, лукошек, корзинок, коробов.

Слайд № 18

В длинные зимние вечера, когда не было электричества избу освещали лучиной, она была березовая, горела ярко и не коптила.

Воспитатель : Ребята! Вы наверно, слышали выражение «плачут березы». Весной начинается период активного сока движения у деревьев. На стволе березы можно  увидеть , как капля за каплей течет прозрачный сладкий сок. Но если для человека березовый сок – это источник удовольствия и здоровья, то для березы горькие слезы, а порой и гибель, если добытчики сока, не жалея дерево, наносят на ствол глубокие раны. Опытные заготовители советуют как собрать сок не причиняя березе вред.

Слайд № 19 (Правила сбора березового сока). Слайд №20

Воспитатель : Народ сложил  о березе много пословиц и поговорок, а какие пословицы и поговорки вы знаете?

Дети : Береза не угроза; где стоит там и шумит;

            Где дубняк, там и березняк;

У березки слезки текут, когда с нее кору дерут;

Березой обогреешься, а не оденешься.

Воспитатель : Для русского человека нет дерева милее и роднее. Удивительна судьба русской березки. В мирное время она – радость, подруга, советчица, а в войну – она воин. В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины.  Белоствольная береза давала силы нашим бойцам. Она стояла, напоминая о родных и любимых. Войны погибали в бою за матерей, за Родину т русскую березу.

-Давайте, ребята, будем любить, охранять и защищать нашу русскую красавицу березу:

  • Нельзя ломать ветки;
  • Не собирайте без надобности березовый сок! Помните, что  это вредит дереву!
  • Не повреждайте кору деревьев!
  • Берегите лесную красавицу!

Чтение стихотворения (ребенок):

Рано утром встает она солнце встречать.

          Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь

                                И, наверно, на свете нет березы родней

                                Ведь береза – частица России моей.

(По окончанию НОД дети угощаются березовым соком).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люблю березу русскую"

Были проведены занятия следующего цикла: Занятие по экологии на тему "Чтобы мама не болела", познавательное занятие с элементами изобразительной деятельности "Люблю березку русскую", Занятие по развит...

НОД "Люблю березу русскую"

НОД "Люблю березу русскую", образовательная область "Познание"...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»

Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...

Занятие "Люблю березу русскую"

При планировании и проведении данного занятия учитывалась индивидуализация воспитательно-образовательной работы с детьми (с учетом ФГОС в ДОУ) :1.Индивидуальная работа с детьми по усвоению программных...

Люблю березу русскую

Учебный проект для детей средней группы детского сада...

Фольклорно-экологический праздник "Люблю березу русскую"

Тематическое развлечение в средней группе ДОУ "Люблю березу русскую"...

Проект в старшей группе «Люблю березу русскую…»

Воспитание любви к русской берёёзе- символу России....