Развитие речи в игровой деятельности .Конспект "В гостях у песочного гномика"
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Курамшина Елена Александровна

Песочная терапия является незаменимым методом в развитии речи  дошкольников.  Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода воздействия на развитие речи ребёнка дошкольника. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_kmo.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  «В гостях у Песочного гномика»

Цель

1.        Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок совершенствует навыки и умения практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обучить умению отвечать на вопросы                                    

2.        Развивать речь детей через общение.                                                                    3.        Формировать умение подбирать прилагательные

4.        Учить выстраивать композиции на песке

5.        Закрепить представления об окружающем мире

Развивающие:

1.        Развивать психические процессы (внимание, память)                                                        2.        Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику                        3.       Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности                                                                        4.      Упражнять в соотношении слов и действий.

Воспитательные:

1.        Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

2.        Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

3.        Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

Материалы, оборудование:

Материал: Песочница, в ней песок (сухой и влажный), кукла – Песочный гном, кисточки, пульверизаторы, шарик черного цвета,  мелкие игрушки, диск с записью музыки.

Методы:

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение) ;

2.  Практический (рисования , украшение песочной страны)

4. Игровой

5. Эвристический метод (проявление самостоятельности)

6. Рефлексия

Ход занятия

Звучит спокойная, тихая музыка. Дети  подходят к педагогу, здороваются.

Педагог: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочный гномик. И этот гномик– не простой, он добрый  волшебник, который любит детей и очень хочет с вами познакомиться.

Педагог: А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ним?...

Дети. Да!

Педагог: Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Может быть, кто то из вас знает волшебные слова из сказок?...

Дети. (Ответы)

Педагог: Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить и повторить:

Песочный гномик нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

Сердце свое для добра распахни!

Звучит музыка

Педагог: Вот мы и очутились в сказочной стране. Педагог берет куклу – Песочного гномика и говорит: Ребята, посмотрите гномик очень грустный… Давайте я спрошу угномика, что случилось? Педагог делает вид, будто гном говорит ему что-то на ухо, при этом меняет свое выражение лица: удивленное, озадаченное…

Педагог: Гномик рассказал мне, что во Вселенной была песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами. Жители этой страны были очень счастливы,. Они могли, есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. Но однажды злой волшебник уничтожил все в песочной стране. И стала песочная страна темной и безжизненной.

Педагог: Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь гномику вернуть красоту в его страну?..  Как это можно сделать?

Дети. (Ответы)

Педагог: Какие качества характера помогутпреодолеть трудности?

Педагог: Спасибо, что вы согласились помочь гному. Нам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба.

Педагог: А вот и песочная страна, где живут друзья песочного гномика. Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить.

Игровое упражнение «Здравствуй, песок!»

Дети различными способами дотрагиваются до песка

Педагог: Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?..

Дети: (сухой, шершавый, мягкий, сыпучий…..)

Педагог: Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!». Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?.. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.

Педагог: А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется?...

Педагог: Давайте его погладим между ладонями. Возьмите в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем в руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!

Педагог: Молодцы, ребята, вот мы и развеселили песок!

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Педагог: Злой волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Мы должны помочь выйти им оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте с вами возьмем, друг друга за руки, закроем глаза и произнесем заклинание:

Песочный гномик  нам помоги,

В темницу друзей заточили враги,

Взмахнем нашей кисточкой

Раз, два и три,

И наших друзей мы спасем из беды

Педагог предлагает детям взять кисточки и аккуратно раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны и вызволить друзей из темницы. Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки

Педагог: Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ.

Педагог: Ребята, мы спасли жителей Песочной страны, но посмотрите вокруг все разрушено. Нам с вами предстоит все создавать сначала. Посмотрите на песок, он какой?

Дети: (Сухой)

Педагог: А из такого песка можно что – нибудь построить?

Дети: НЕТ!!!

Педагог: Но нам нужно оживить песок. А что нужно всему живому (растениям, птицам, животным, людям) для жизни?

Дети: Вода!

Педагог: Конечно, вода. Но нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовем дождик, который поможет нам все оживить, ведь у дождика все капли – волшебные. Скажите, дождь каким бывает?

Дети:  (сильный, проливной, теплый, грибной….)

Игра - упражнение «Песочный дождик».

Каждому ребенку выдается пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок

Педагог: Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Берите их и начинайте поливать песок:

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей

Для лесов, для полей

И для маленьких детей

И для мам и для пап

Кап – кап! Кап – кап!

Педагог: Вы чудо помощники! Песок вам очень благодарен. Но ведь злого волшебника, который заколдовал песочную страну мы так и не прогнали и не победили!

Игровое упражнение «Победитель злости».

Звучит музыка( Появляется воздушный шарик черного цвета)

Педагог: Ребята посмотрите, как только мы сделали песочную страну красивой, вновь прилетел злой волшебник.. А какой он, волшебник?

Дети: (злой, не любит детей, не хороший, сердитый…)

Педагог: Это «шар-злюка». Теперь прогоним шар, прогоните злого волшебника, не забывая про волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость».

Педагог: Сотрем следы  злого волшебника.Теперь медленно выравните поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я вас поздравляю, мы справились с заданием. Мы победили злость!

Упражнение «Узоры на песке»

Педагог: Посмотрите, в нашей Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо вернуть красоту этому маленькому миру. Вы любите рисовать?.. А чтобы вы  хотели нарисовать?

Дети: (ответы)

Педагог: Я надеюсь, что вы хорошо рисуете. Я вам предлагаю рисовать необычным способом: на песке пальцами, руками. Давайте нарисуем красивые узоры на песке, а потом их украсим волшебными бусинами. Посмотрите, какие узоры на песке можно нарисовать. Педагог рисует узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Придумайте свой узор, рисунок

Педагог: Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они? Какие узоры вы нарисовали?

Дети(ответы)

Педагог: Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше (звучит фонограмма песни Н.Королевой «Маленькая страна»). Посмотрите, что расколдовали еще. Педагог протягивает детям коробочки с растениями (деревьями, цветами); различными зданиями, постройками; животными

Дети расставляют предметы на песке

Педагог: Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники! А нам пора возвращаться.

По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья

Рефлексия  игрового сюжета:

Педагог: Дети, сегодня мы с вами познакомились с волшебной страной. Что мы доброго сделали в песочной стране?  (спасли жителей Песочной страны, оживили саму страну!) Узнали, какой бывает песок. Чем отличается сухой песок от влажного. Сами приготовили влажный песок. Мы с вами сегодня совершили много хороших поступков. У меня радостное настроение, я рада помочь жителям Песочной страны. А какое у вас настроение и что нового узнали вы? (Ответы детей)

Ритуал «выхода» из Песочной страны

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам смелее стать помог!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

"Развитие речи в игровой деятельности детей".

Конспект занятия с играми, здоровьесберегающими технологиями и танцевальными упражнениями....

Презентация Развитие речи посредством игровой деятельности(из опыта работы)

Презентация "Развитие речи посредством игровой деятельности(из опыта работы)"...

Описание опыта работы на тему: «Особенности развития речи посредством игровой деятельности в зависимости от возрастной группы детского сада»

В опыте представлена  работа с детьми 2 – 3 лет. В работе Марина  Владимировна особое   внимание  уделяет индивидуальной работе c детьми,  основанной игровом подходе по р...

Развитие речи посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС «Вместе весело играть»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится.Игра ...

Консультация для воспитателей «Развитие речи в игровой деятельности дошкольников»

В логопедической работе по развитию речи широко применяются дидактические игры. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятель...