"Небанальный песок - как средство для развития речи"
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Зарубина Наталья Григорьевна

Песочная терапия - одна из техник, которая позволяет раскрыть потенциал каждого ребенка. Технология песочной терапии многофункциональна - она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

` ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Тулуна» «Небанальный песок – как средство для развития речи» Учитель-логопед: Зарубина Наталья Григорьевна

Слайд 2

Что такое песочная терапия? Песочная терапия ( sandр l ay ) – является одним из способов игротерапии . Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психологу, но и логопеду, воспитателю, дефектологу. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей с тяжелой речевой патологией, я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Так он познает себя и окружающий мир .

Слайд 3

«Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальный потенциал каждого ребенка. При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое, обучающее и воспитательное значение. Именно поэтому можно использовать «песочницу» в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К.Д. Ушинский

Слайд 4

Песочная терапия в практике Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми с речевыми нарушениями. Дети обычно охотно выбирают фигурки, начинают вести диалог со взрослым, рассказывают о своих ощущениях или просто делятся своими эмоциями. Игра с песком дает им богатые кинестетические ощущения. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления: Обучающие игры. Познавательные игры. Проективные игры .

Слайд 5

Обучающие игры – направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Во время игры, ребенок словесно передает свои ощущения и эмоции, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, восприятие различного темпа речи, высота и сила голоса, параллельно проводится работа над речевым дыханием. Познавательные игры – с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Проективные игры – направлены на осуществление психоречевой диагностики, коррекцию и развитие ребенка .

Слайд 6

Основные принципы песочной терапии: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Чтобы ребенку было комфортно необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка, формулировать инструкцию к играм. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию. « Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями и предметами.

Слайд 7

Игры с песком Игры с песком – можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Игровые элементы песочной терапии, я использую на индивидуальных логопедических занятиях, в процессе которых решаются очень многие задачи: развитие диафрагмального дыхания; развитие фонематических представлений; совершенствование грамматического строя речи; формирование слоговой структуры речи; автоматизация поставленных звуков; обучение грамоте; развитие связной речи; развитие графомоторных навыков.

Слайд 8

Оборудование Никаких специальных приспособлений для этих игр не требуется. Оборудование самое элементарное – это деревянный ящик или пластмассовая емкость (таз, ведро, рабатка), картонная коробка, песок (обязательно «прожаренный», речной или приобретенный в зоомагазине), различные кубики и счетные палочки, пуговицы, камешки, трубочки, фигурки животных, людей, рыб, машинки, игрушки от «Киндер-сюрпризов», природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и др.)... Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет и многое другое...

Слайд 10

Логопедические игры для песочницы Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи . « Выровняй дорогу »: От машинки провести неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой. «Прятки»: Картинка или предмет засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение (предмет), называет его.

Слайд 11

«Помоги зайчонку Тимке замести следы »: В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить фигурку лисы. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не нашла зайца. « Секретик »: В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное. «Колодец»: Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке .

Слайд 12

Логопедические игры для песочницы Игры направленные на развитие артикуляционного праксиса . «Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде. «Индюк» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком « бл-бл », пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка. «Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

Слайд 13

Игры направленные на развитие артикуляционного праксиса . «Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде. «Накажем непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком « п-п-п », ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку. «Бублик» - губы округлить, произносить звук «О-о-о» одновременно, указательным пальцем левой руки обводить контур вокруг губ, а правым прорисовывать графическое изображение буквы на песке.

Слайд 14

Логопедические игры для песочницы Развитие фонематического слуха и восприятия. «Спрячь ручки » -прятать руки в песок, услышав заданный звук. «Две корзинки» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы, например, в корзинки со звуками Р - Л.

Слайд 15

Развитие фонематического слуха и восприятия. «Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые цепочки или выкладывать дорожку из ракушек (пуговиц, счетных палочек, камешков) на каждый произносимый слог. «Выложи узор» - дети выкладывают на песке дорожку из цветных кружков (синие, зелёные, красные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

Слайд 16

Логопедические игры для песочницы Автоматизация звуков. «Сильный ветер» - произносить звук С, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке букву С, произнося одновременно звук С. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука. «Песчаные горы» - набрать в руку песок и произносить заданный звук, насыпая горку. 2-й вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек, игрушку с отрабатываемым звуком и, набрав песок произносить этот звук, засыпать ее. « Шагалка » - произносить заданные логопедом слоги, « прошагивая » их двумя пальчиками или легко отшлепывая по песку или дорожке из камешек.

Слайд 17

Логопедические игры для песочницы Словарная работа «Кто больше назовёт?»: Ребёнок подбирает существительные, прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку. Совершенствование грамматического строя речи «Чего не стало?»: - игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед просит ребенка закрыть глаза, затем убирает предмет из песочницы, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось. «Машинки»: - игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других. «Какой, какая, какие»: - ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

Слайд 18

Совершенствование грамматического строя речи «Подбери слово»: - ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый). Формирование слоговой структуры слова « Полоски»: - логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. « Исправь ошибку»: - логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску .

Слайд 19

Логопедические игры для песочницы Развитие связной речи «Остров сокровищ». Логопед или ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Ребенок догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке. «Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Слайд 20

Логопедические игры для песочницы «Развитие мелкой моторики « Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д .

Слайд 21

Логопедические игры для песочницы Упражнение «Необыкновенные следы»: « Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок; « Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; « Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой ; « Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых .

Слайд 22

Альтернатива песку Альтернативой банальному песку служит «Кинетический песок » , одним из его достоинств является то, что он не теряет своих свойств. Если его намочить, ничего не произойдет, после сушки он опять станет прежним. Его можно промывать при необходимости. Может хранится долгое время, в пластиковом контейнере с крышкой, что бы смесь ни пылилась.

Слайд 23

Альтернатива песку Крупы: манная крупа, пшенная крупа, ячневая крупа, кукурузная крупа.

Слайд 24

Итог: Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Желаю творческих успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Развитие крупной и мелкой моторики как вспомогательное средство для развития речи

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с каждым годом у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии ...

Степ-логоритмика,эффективное средство в развитии речи и автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи.

Использование степ-логоритмики,способствует развитию общей моторики,как одного из условий речевого развития дошкольников с нарушениями речи.Степ-логоритмика способствует развитию координации движений ...

Кинетический песок как средство коррекции нарушений речи

Каждый год число детей с нарушениями речи возрастает. Наряду с нарушением звукопроизношения у детей также недостаточно развито внимание, память, эмоционально-волевая и мотивационная сферы.В ходе работ...

Статья "Развитие мелкой моторики - одно из средств, способствующих развитию речи у детей с ОНР и подготовки руки к письму"

Эта статья знакомит с тем, какое значение в развитии речи детей с ОНР играет развитие мелкой моторики рук....

Мастер - класс для педагогов " Дидактическая игра как одно из эффективных средств в развитии речи у дошкольников с нарушением речи"

В процессе реализации ФГОС в ДОУ игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органичн...

Развитие крупной и мелкой моторики как вспомогательное средство для развития речи

Развитие крупной и мелкой моторики как вспомогательное средство для развития речи...

Развивающие игры на липучках —как инновационное средство в развитии речи детей с Тяжёлыми Нарушениями Речи.

Цель: Теоретическое обоснование необходимости инновационных средств для решения проблемы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Способствовать формированию целостной...