Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «РАННЯЯ ВЕСНА» ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе "Пересказ рассказа по опорным картинкам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_rechevomu_razvitiyu.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность  по речевому развитию

В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ  ТЕМУ:

«ПЕРЕСКАЗ  РАССКАЗА  «РАННЯЯ  ВЕСНА»  ПО  ОПОРНЫМ  КАРТИНКАМ»

Программное  содержание: закрепить представления детей о весне и ее приметах. Активизировать и актуализировать словарь по теме «Весна». Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений). Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов. Формировать умение детей пересказывать текст по опорным картинкам.

        Развивать диалогическую речь, зрительное внимание, мышление; гибкость отдельных частей речевого аппарата, координацию движений и мелкую моторику.

       Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: Д/м: картины с изображением времен года; звуковая схема слова «ВЕСНА»; буквы для выкладывания слова «ВЕСНА»; предметные картинки для пересказа рассказа «Ранняя весна»; картинки с изображением марта, апреля, мая; карточки-символы для составления простых распространенных предложений для описания примет весны; картина для Д/и «Нелепицы».

    Р/м : цветные карандаши; карточки для Д/и «Что нужно весне?».

Активизация словаря: весна, набухают, журчат, капель, первоцветы, проталины, времена года.

Предварительная работа: экскурсии в рощу, парк, на луг. Рассматривание картин: И.Левитан «Первая зелень»; Б.Бакшеева «Голубая весна»; К.Юон «Мартовское солнце». Чтение художественной литературы: М.Пришвин «Золотой луг»; А.Блок «На лугу»; И.С.Никитин «Полюбуйся: весна наступает»; Н.А.Некрасов «Зеленый шум»; С.Я.Маршак «Весенняя песенка», «Ледоход»; В.Бианки «Наводнение в лесу».

Ход занятия: 1 часть. Оргмомент.

- Дети, отгадайте загадки и покажите отгадку. (По мере отгадывания детьми загадок, они выставляют на наборное полотно соответствующую картинку с определенным временем года).

Тройка, тройка прилетела.                                Несу я урожаи,

Скакуны в той тройке белы.                             Поля вновь засеваю,

А в санях сидит царица –                                  Птиц к югу отправляю,

Белоока, белолица.                                             Деревья раздеваю,

Как махнула рукавом –                                     Я не касаюсь сосен

Все покрыла серебром.                                     И елочек, я…

                              (Зима)                                                                (Осень)

Я соткана из зноя,                                             Тает снежок,

Несу тепло с собою.                                          Ожил лужок,

Я реки согреваю:                                                День прибывает,

«Купайтесь!» - приглашаю.                               Когда это бывает?

И любите за это                                                                      (Весной).

Вы все меня. Я – (Лето).

- Назовите одним словом все то, о чем были загадки? (Времена года).

- Какое время года наступает первым? (Зима).

- Какое время года наступает вторым? (Весна).

- Какое время года наступает третьим? (Лето).

- Какое время года наступает последним? (Осень).

(Дети располагают картинки с изображением времен года по порядку).

2 часть. Звуковой анализ слова «ВЕСНА».

- А о каком времени года мы будем говорить сегодня на занятии вы узнаете, когда отгадаете его название по звуковой схеме слова.

(На доске выставляется звуковая схема слова «ВЕСНА»).

- Что можно сказать о первом звуке в слове? (Согласный, мягкий, звонкий).

- Какой второй звук с слове? (Гласный).

- Что можно сказать о третьем звуке в слове? (Согласный, твердый, глухой).

- Что можно сказать о четвертом звуке в слове? (Согласный, твердый, звонкий).

- Какой последний звук в слове? (Гласный).

- К названию какого времени года подходит эта схема? (Весна).

- А теперь выложите слово «ВЕСНА» с помощью букв. (Дети выкладывают слово «ВЕСНА» буквами).

3 часть. Составление простых распространенных предложений по карточкам – символам.

- Назовите первый месяц весны. (Март).

-Назовите второй месяц весны? (Апрель).

-Назовите третий месяц весны. (Май).

(По мере называния детьми весенних месяцев, они выставляют картинки с изображением месяцев весны на наборное полотно).

-Какой месяц весны наступил совсем недавно? (Апрель).

- А сейчас мы будем вспоминать приметы весны с помощью карточек – символов по цепочке.

                       

                               Весной солнце пригревает сильнее.

                    Весной тает снег, звенит капель, бегут ручьи, появляются                      

                               первые проталины.

                               Весной день становится длиннее, а ночь короче.

                               Весной на деревьях набухают почки и появляются первые  

                               листочки.

                               Весной появляются первые цветы (первоцветы): подснежники,

                               мать-и-мачеха, хохлатка….                              

                               Весной перелетные птицы возвращаются домой из теплых

                               стран.

- Вспомните, пожалуйста, какая перелетная птица прилетает к нам первой? (грач)

- Какую поговорку о граче вы знаете? (Грач на горе, весна на дворе).

                              Весной люди снимают шубы, надевают куртки и плащи.

4 часть. Упражнение для мышц шеи «Ветерок качает подснежник».

Наклоны головы влево-вправо (шея расслаблена).

Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А – э – и – о – у».

5 часть. Биоэнергопластика «Весна».

- Мы с вами рассказали о приметах весны по картинкам – символам, а сейчас вы о ней расскажите с помощью пальчиков и языка.

Каплями забулькала, плакала сосулька: «Кап-кап-кап!»

(Стучат указательными и безымянными пальцами по столу).

(Упражнение «Сосулька тает» - открыть рот, вытянуть острый язык).

А вот и долгожданное тепло к нам пришло. На земле лужи.

(Положить руки на колени ладонями вниз).

(Рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и чуть-чуть двигать его сначала в левую, затем в правую сторону).

На реке трескается лед, плывут льдины.

(Ударять три раза кулачками друг о друга).

(Двигать нижней челюстью вправо-влево).

На опушке береза. Вот ее ствол.

(Соединить локти, поднять вверх пальцы).

(Язык высунуть и напряженно тянуть к носу).

Лопаются почки на деревьях.

(Вытянуть напряженно пальцы, широко расставить и коснуться по очереди друг друга).

(Широкий язык подвести под верхнюю губу и пощелкать).

За зиму звери похудели.

(Обнять руками лицо и плавно повернуть голову влево-вправо).

(Щеки втянуть, затем вернуться в исходное положение).

Наши алые цветки раскрывают лепестки.

(Раскрывать цветок (руки «чашечкой»).

(Улыбнуться).

Наши алые цветки закрывают лепестки.

(Закрывать цветок).

(Язык «чашечкой»).

И тихо спать легли.

(Положить руки под щеку).

(Рот закрыть, язык спокойно лежит за нижними зубами).

Тихо засыпают, головками качают.

(Качать кулачками вперед-назад).

(Язык двигать вверх-вниз, затем убирать за нижние зубы).

6 часть. Д/и «Нелепицы».

- Мы с вами уже много знаем о приметах весны, я вам предлагаю рассмотреть вот эту картинку и сказать, чего весной не может быть.

(Дети, рассматривая картинку,  находят «нелепицы» и объясняют их).

- Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какое   явление на реке происходит весной? (Ледоход).

- Это сложное слово, из каких двух слов оно состоит? (Лед и ходит). Повторите это слово.

7 часть. Пальчиковая гимнастика «Весна».

Весенний день! Весенний день!                (Хлопают в ладоши).

На дворе звенит капель.                              (Встряхивание кистями рук).

По полям бегут ручьи,                                 (Делают волнообразные движения руками).

На дорогах лужи,                                         (Соединить руки перед собой, округлив их).

Выползают муравьи                                     («Пробегают» пальчиками по бедрам к колену).

После зимней стужи,

Пробирается медведь                                   («Переступают» большими пальцами и мизинцами по

Сквозь лесной валежник.                               бедрам).

Стали птицы громче петь,                          (Делают взмахи кистями рук).

И расцвел подснежник.                               (Складывают из ладошек «бутон» и раскрывают его).

8 часть. Пересказ рассказа «Ранняя весна» по опорным картинкам.

а) Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки, читает текст:

Дует теплый южный ветер. С каждым днем солнышко светит ярче и горячей. Лед на реке стал тонким и хрупким. Радостно чирикают воробьи. С крыш свисают длинные сосульки. Почти растаял снеговик во дворе. На катке мальчишки больше не играют в хоккей. А маша не берет на прогулку санки. Весна уже в пути!

б) Поочередно показывая на каждую картинку, вос-ль предлагает детям припомнить, о чем говорилось в каждом предложении.

в) Затем дети по цепочке пересказывают весь текст.

г) По окончании пересказа педагог переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа.

д) В конце пересказа вос-ль переворачивает все картинки тыльной стороной и предлагает одному из детей пересказать рассказ по памяти.

9 часть. Массаж биологически активных зон «Солнышко».

Солнце утром рано встало,                   (Поднимают руки вверх).

Всех детишек приласкало.                     (Потягиваются, делая руками «фонарики»).

Гладит грудку.                                        (Массируют «дорожку» вдоль передне-срединного мери-

                                                                  диана по спирали снизу вверх).

Гладит шейку,                                         (Поглаживают шейку большими пальцами сверху вниз).

Гладит носик,                                          (Кулачками растирать крылья носа).

Гладит лоб,                                               (Проводят пальцами по лбу от середины к вискам).

Гладит ушки,                                            (Ладонями растирать уши).

Гладит ручки.                                           (Растирать ладошки).

Загорают дети. Вот!                                 (Поднять руки вверх).

10 часть. Практическая часть «Раскрась картинки, которые нужны весне».

 - А теперь пройдите и сядьте за столы, посмотрите внимательно на свои изображения, вспомните еще раз приметы весны и раскрасьте только те картинки, которые нужны весне.

(Дети по сопровождение спокойной мелодии раскрашивают весенние картинки).

11 часть. Итог занятия.

ЗАНЯТИЕ  ПО  РЕЧЕВОМУ  РАЗВИТИЮ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ  

ДЛЯ  ДЕТЕЙ  С  ОНР  №11

«ПЕРЕСКАЗ  РАССКАЗА  «РАННЯЯ ВЕСНА»

ПО   ОПОРНЫМ  КАРТИНКАМ

Воспитатель: Полетаева И.О.

2008 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну слов»

Данный материал поможет создать положительный эмоциональный настрой, развивать фантазию и интерес к речевому творчеству....

Конспект организованной образовательной деятельности «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе (с использованием картинно-графического плана) «Путешествие в лес»

Обучение перессказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. при этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «История куклы»

Тема: «История куклы»Цель: Формировать у детей позитивное полоролевое поведение. Закрепить умение детей объденять предметы по гендерному признаку. Продолжать учить детей составлять предлож...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?».

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое  развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?&r...