Главные вкладки

    Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «РАННЯЯ ВЕСНА» ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе "Пересказ рассказа по опорным картинкам"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_po_rechevomu_razvitiyu.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организованная образовательная деятельность  по речевому развитию

    В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ  ТЕМУ:

    «ПЕРЕСКАЗ  РАССКАЗА  «РАННЯЯ  ВЕСНА»  ПО  ОПОРНЫМ  КАРТИНКАМ»

    Программное  содержание: закрепить представления детей о весне и ее приметах. Активизировать и актуализировать словарь по теме «Весна». Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений). Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов. Формировать умение детей пересказывать текст по опорным картинкам.

            Развивать диалогическую речь, зрительное внимание, мышление; гибкость отдельных частей речевого аппарата, координацию движений и мелкую моторику.

           Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Оборудование: Д/м: картины с изображением времен года; звуковая схема слова «ВЕСНА»; буквы для выкладывания слова «ВЕСНА»; предметные картинки для пересказа рассказа «Ранняя весна»; картинки с изображением марта, апреля, мая; карточки-символы для составления простых распространенных предложений для описания примет весны; картина для Д/и «Нелепицы».

        Р/м : цветные карандаши; карточки для Д/и «Что нужно весне?».

    Активизация словаря: весна, набухают, журчат, капель, первоцветы, проталины, времена года.

    Предварительная работа: экскурсии в рощу, парк, на луг. Рассматривание картин: И.Левитан «Первая зелень»; Б.Бакшеева «Голубая весна»; К.Юон «Мартовское солнце». Чтение художественной литературы: М.Пришвин «Золотой луг»; А.Блок «На лугу»; И.С.Никитин «Полюбуйся: весна наступает»; Н.А.Некрасов «Зеленый шум»; С.Я.Маршак «Весенняя песенка», «Ледоход»; В.Бианки «Наводнение в лесу».

    Ход занятия: 1 часть. Оргмомент.

    - Дети, отгадайте загадки и покажите отгадку. (По мере отгадывания детьми загадок, они выставляют на наборное полотно соответствующую картинку с определенным временем года).

    Тройка, тройка прилетела.                                Несу я урожаи,

    Скакуны в той тройке белы.                             Поля вновь засеваю,

    А в санях сидит царица –                                  Птиц к югу отправляю,

    Белоока, белолица.                                             Деревья раздеваю,

    Как махнула рукавом –                                     Я не касаюсь сосен

    Все покрыла серебром.                                     И елочек, я…

                                  (Зима)                                                                (Осень)

    Я соткана из зноя,                                             Тает снежок,

    Несу тепло с собою.                                          Ожил лужок,

    Я реки согреваю:                                                День прибывает,

    «Купайтесь!» - приглашаю.                               Когда это бывает?

    И любите за это                                                                      (Весной).

    Вы все меня. Я – (Лето).

    - Назовите одним словом все то, о чем были загадки? (Времена года).

    - Какое время года наступает первым? (Зима).

    - Какое время года наступает вторым? (Весна).

    - Какое время года наступает третьим? (Лето).

    - Какое время года наступает последним? (Осень).

    (Дети располагают картинки с изображением времен года по порядку).

    2 часть. Звуковой анализ слова «ВЕСНА».

    - А о каком времени года мы будем говорить сегодня на занятии вы узнаете, когда отгадаете его название по звуковой схеме слова.

    (На доске выставляется звуковая схема слова «ВЕСНА»).

    - Что можно сказать о первом звуке в слове? (Согласный, мягкий, звонкий).

    - Какой второй звук с слове? (Гласный).

    - Что можно сказать о третьем звуке в слове? (Согласный, твердый, глухой).

    - Что можно сказать о четвертом звуке в слове? (Согласный, твердый, звонкий).

    - Какой последний звук в слове? (Гласный).

    - К названию какого времени года подходит эта схема? (Весна).

    - А теперь выложите слово «ВЕСНА» с помощью букв. (Дети выкладывают слово «ВЕСНА» буквами).

    3 часть. Составление простых распространенных предложений по карточкам – символам.

    - Назовите первый месяц весны. (Март).

    -Назовите второй месяц весны? (Апрель).

    -Назовите третий месяц весны. (Май).

    (По мере называния детьми весенних месяцев, они выставляют картинки с изображением месяцев весны на наборное полотно).

    -Какой месяц весны наступил совсем недавно? (Апрель).

    - А сейчас мы будем вспоминать приметы весны с помощью карточек – символов по цепочке.

                           

                                   Весной солнце пригревает сильнее.

                        Весной тает снег, звенит капель, бегут ручьи, появляются                      

                                   первые проталины.

                                   Весной день становится длиннее, а ночь короче.

                                   Весной на деревьях набухают почки и появляются первые  

                                   листочки.

                                   Весной появляются первые цветы (первоцветы): подснежники,

                                   мать-и-мачеха, хохлатка….                              

                                   Весной перелетные птицы возвращаются домой из теплых

                                   стран.

    - Вспомните, пожалуйста, какая перелетная птица прилетает к нам первой? (грач)

    - Какую поговорку о граче вы знаете? (Грач на горе, весна на дворе).

                                  Весной люди снимают шубы, надевают куртки и плащи.

    4 часть. Упражнение для мышц шеи «Ветерок качает подснежник».

    Наклоны головы влево-вправо (шея расслаблена).

    Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А – э – и – о – у».

    5 часть. Биоэнергопластика «Весна».

    - Мы с вами рассказали о приметах весны по картинкам – символам, а сейчас вы о ней расскажите с помощью пальчиков и языка.

    Каплями забулькала, плакала сосулька: «Кап-кап-кап!»

    (Стучат указательными и безымянными пальцами по столу).

    (Упражнение «Сосулька тает» - открыть рот, вытянуть острый язык).

    А вот и долгожданное тепло к нам пришло. На земле лужи.

    (Положить руки на колени ладонями вниз).

    (Рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и чуть-чуть двигать его сначала в левую, затем в правую сторону).

    На реке трескается лед, плывут льдины.

    (Ударять три раза кулачками друг о друга).

    (Двигать нижней челюстью вправо-влево).

    На опушке береза. Вот ее ствол.

    (Соединить локти, поднять вверх пальцы).

    (Язык высунуть и напряженно тянуть к носу).

    Лопаются почки на деревьях.

    (Вытянуть напряженно пальцы, широко расставить и коснуться по очереди друг друга).

    (Широкий язык подвести под верхнюю губу и пощелкать).

    За зиму звери похудели.

    (Обнять руками лицо и плавно повернуть голову влево-вправо).

    (Щеки втянуть, затем вернуться в исходное положение).

    Наши алые цветки раскрывают лепестки.

    (Раскрывать цветок (руки «чашечкой»).

    (Улыбнуться).

    Наши алые цветки закрывают лепестки.

    (Закрывать цветок).

    (Язык «чашечкой»).

    И тихо спать легли.

    (Положить руки под щеку).

    (Рот закрыть, язык спокойно лежит за нижними зубами).

    Тихо засыпают, головками качают.

    (Качать кулачками вперед-назад).

    (Язык двигать вверх-вниз, затем убирать за нижние зубы).

    6 часть. Д/и «Нелепицы».

    - Мы с вами уже много знаем о приметах весны, я вам предлагаю рассмотреть вот эту картинку и сказать, чего весной не может быть.

    (Дети, рассматривая картинку,  находят «нелепицы» и объясняют их).

    - Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какое   явление на реке происходит весной? (Ледоход).

    - Это сложное слово, из каких двух слов оно состоит? (Лед и ходит). Повторите это слово.

    7 часть. Пальчиковая гимнастика «Весна».

    Весенний день! Весенний день!                (Хлопают в ладоши).

    На дворе звенит капель.                              (Встряхивание кистями рук).

    По полям бегут ручьи,                                 (Делают волнообразные движения руками).

    На дорогах лужи,                                         (Соединить руки перед собой, округлив их).

    Выползают муравьи                                     («Пробегают» пальчиками по бедрам к колену).

    После зимней стужи,

    Пробирается медведь                                   («Переступают» большими пальцами и мизинцами по

    Сквозь лесной валежник.                               бедрам).

    Стали птицы громче петь,                          (Делают взмахи кистями рук).

    И расцвел подснежник.                               (Складывают из ладошек «бутон» и раскрывают его).

    8 часть. Пересказ рассказа «Ранняя весна» по опорным картинкам.

    а) Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки, читает текст:

    Дует теплый южный ветер. С каждым днем солнышко светит ярче и горячей. Лед на реке стал тонким и хрупким. Радостно чирикают воробьи. С крыш свисают длинные сосульки. Почти растаял снеговик во дворе. На катке мальчишки больше не играют в хоккей. А маша не берет на прогулку санки. Весна уже в пути!

    б) Поочередно показывая на каждую картинку, вос-ль предлагает детям припомнить, о чем говорилось в каждом предложении.

    в) Затем дети по цепочке пересказывают весь текст.

    г) По окончании пересказа педагог переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа.

    д) В конце пересказа вос-ль переворачивает все картинки тыльной стороной и предлагает одному из детей пересказать рассказ по памяти.

    9 часть. Массаж биологически активных зон «Солнышко».

    Солнце утром рано встало,                   (Поднимают руки вверх).

    Всех детишек приласкало.                     (Потягиваются, делая руками «фонарики»).

    Гладит грудку.                                        (Массируют «дорожку» вдоль передне-срединного мери-

                                                                      диана по спирали снизу вверх).

    Гладит шейку,                                         (Поглаживают шейку большими пальцами сверху вниз).

    Гладит носик,                                          (Кулачками растирать крылья носа).

    Гладит лоб,                                               (Проводят пальцами по лбу от середины к вискам).

    Гладит ушки,                                            (Ладонями растирать уши).

    Гладит ручки.                                           (Растирать ладошки).

    Загорают дети. Вот!                                 (Поднять руки вверх).

    10 часть. Практическая часть «Раскрась картинки, которые нужны весне».

     - А теперь пройдите и сядьте за столы, посмотрите внимательно на свои изображения, вспомните еще раз приметы весны и раскрасьте только те картинки, которые нужны весне.

    (Дети по сопровождение спокойной мелодии раскрашивают весенние картинки).

    11 часть. Итог занятия.

    ЗАНЯТИЕ  ПО  РЕЧЕВОМУ  РАЗВИТИЮ

    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ  

    ДЛЯ  ДЕТЕЙ  С  ОНР  №11

    «ПЕРЕСКАЗ  РАССКАЗА  «РАННЯЯ ВЕСНА»

    ПО   ОПОРНЫМ  КАРТИНКАМ

    Воспитатель: Полетаева И.О.

    2008 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект специально-организованной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе "Сочиняем сказку"

    Дети придумывают сказку вместе с воспитателем. Мотивация - спасти любимую куклу Фантик, которую сделали сами....

    Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Мама - слово дорогое»

    Интегрированное занятие по образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной группе...

    Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе

    Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по  образовательной области « Речевое развитие»в подготовительной группе...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну слов»

    Данный материал поможет создать положительный эмоциональный настрой, развивать фантазию и интерес к речевому творчеству....

    Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе

    Задачи:1.     Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать  умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...

    Конспект организованной образовательной деятельности «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе (с использованием картинно-графического плана) «Путешествие в лес»

    Обучение перессказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. при этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений ...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

    Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...