конспект занятия по развитию речи "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Семёнова Марина Николаевна

Тема: «Зима»

Цель:  Систематизация словарного запаса, развитие связной речи, грамматического строя речи.

1.  Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.

2. Развивать внимание, мышление.

3. Создать условия для закрепления навыков культурного общения, умения поддерживать разговор.

 Предварительная работа: 1. Наблюдения во время прогулок.

                                                     2.Чтение рассказов, разучивание стихотворений о зиме; беседа о приметах зимы.

                                                         Рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  НОД

Составитель (ФИО) Семёнова Марина Николаевна

Образовательные области: «Речевое развитие, социально – коммуникативное развитие» 

Возрастная группа старшая

Тема: «Зима»

Цель:  Систематизация словарного запаса, развитие связной речи, грамматического строя речи.

1.  Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.

2. Развивать внимание, мышление.

3. Создать условия для закрепления навыков культурного общения, умения поддерживать разговор.

 Предварительная работа: 1. Наблюдения во время прогулок.

                                                     2.Чтение рассказов, разучивание стихотворений о зиме; беседа о приметах зимы.

                                                         Рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы.

 

Оборудование: Иллюстрации с зимними пейзажами, альбомные листы светло-голубого тона, цветные восковые мелки.

                                                          Организационный момент, начало занятия

Структура, методы, приёмы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Игра « Улыбка».

Давайте возьмёмся за руки – « Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. Ты мой друг и я твой друг, улыбнёмся всем вокруг.

 

Дети заходят в группу. Встают полукругом.

                                                                                             

Основная часть НОД

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами.

Воспитатель  читает стихотворение.

Чтение детям отрывка из стихотворения Е. Трутневой « Первый снег».

Дидактическая игра «Добавь слово».

Физкультминутка «Снежинки».

Беседа.

Упражнение « Закончи предложение».

«Физкультминутка  Снеговик».

На столах лежат: восковые мелки, листы бумаги.

-         Идет волшебница-зима.

          Пришла, рассыпалась;

          Клоками повисла на суках дубов;

          Легла волнистыми коврами

          Среди полей, вокруг холмов.

          Брега с недвижною рекою

          Сравняла пухлой пеленою;

          Блеснул мороз. И рады мы

          Проказам матушки-зимы.    

                                                    А. С. Пушкин

- Посмотрите, что висит на доске?

-Ребята сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года зима.

        - Кто скажет, сколько месяцев длится зима?   

      - Назовите эти месяцы.

   

      - А какой сейчас месяц?   

 -В это время года мы часто говорим слово "снег". А какой снег?   

        -  Что такое за окном?

          Сразу в доме посветлело!

          Это снег лежит ковром,

          Самый первый, самый белый!

-Занимайте свои места на стульях.

      - Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.

         - Тихо, тихо, как во сне, падает на землю...  

          С неба все скользят пушинки - серебристые...  

          На деревья, на лужок тихо падает...

  

          Вот веселье для ребят - все сильнее...  

          Все бегут вперегонки, все хотят играть в...  

          Словно в белый пуховик нарядился...  

          Рядом снежная фигурка - это девочка... 

 

          На снегу-то, посмотри, с красной грудкой...  

          Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил...  

      - Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи? 

 

 

- Какие явления природы можно наблюдать зимой?  

   

      - Тропинки запорошило - это как  вы понимаете?  

-Ребята, давайте все хором повторим слова

-"Пороша", "запорошило".

-А теперь повторит эти слова (имя ребёнка),

-Повтори (имя ребёнка)

-Повтори (имя ребёнка).

      - Какие слова можно сказать про зиму, какая она?   

-Ребята, встаньте в круг, я хочу поиграть с вами в игру « Снежинки».

Ой,   летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки

Это зимушка-зима                           

Рукавами повела

Все снежинки закружила,    
И  на землю опустила. 

-Садитесь на свои места.

               

- Что происходит зимой с деревьями? Какие они? 

      - Ребята, расскажите, как живут зимой звери в лесу?  

      - Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем питаются, кто им помогает выжить зимой. 

     - А какие у вас забавы да игры зимой?  

 

           - Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.

      Мы решили слепить...  

      Мы приделали нос-морковку нашему...  

      Мы показали соседям нашего...  

      Мы играли с нашим...  

      Мы рассказали бабушке о...  

-Давайте поиграем с вами в игру « Снеговик», вставайте в круг.

Давай, дружок, смелей, дружок,  

 

Кати по снегу свой снежок.

                  

Он превратится в снежный ком.

И станет ком снеговиком.  

        

Его улыбка так светла!  

 Два глаза, шляпа, нос, метла

Но солнце припечет слегка -    

 Увы! - и нет снеговика.  

-Садитесь на свои места.

      

- Ребята, а давайте нарисуем нашего снеговика.               

Дети проходят и рассматривают иллюстрации на доске.

Ответы детей (Картина о зиме).

Ответы детей (Три).

Ответы детей (Декабрь, Январь, Февраль)

Ответы детей (Февраль).

Ответы детей

( Белый, холодный, пушистый, липкий).

Дети садятся на стулья.    

Ответы детей (Снег).

Ответы детей (Снежинки).

Ответы детей  (Снежок).

Ответы детей (Снегопад).

Ответы  детей  

(Снежки).

Ответы детей (Снеговик).

Ответы детей (Снегурка).

Ответы детей (Снегири).

Ответы детей (Снег).

Ответы детей  ( Снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, Снегурка, снегири).

На слово «снег».

Ответы детей (Снегопад, метель, вьюгу).

Ответы детей (Занесло снегом).

Дети повторяют хором и индивидуально слова «пороша», « запорошило».

Дети отвечают на вопрос (Снежная, холодная, морозная и т.д.).

Дети встают в круг.

Плавные взмахи руками.

Правая  рука  в сторону, затем левая  рука в сторону.

Покружиться и присесть.

Дети присаживаются на стулья.

Ответы детей ((Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые; деревья зимой отдыхают).

Ответы детей((Дети рассказывают о зайце, лисе, белке, медведе и др.).

Рассказы детей. Заслушивается 2-3 рассказа.

Ответы детей (Катаемся на санках, лыжах, коньках Играем в снежки, лепим снежную бабу и др.).

Ответы детей:

( Снеговика)

( Снеговику)

( Снеговика)

( Снеговиком)

( Снеговике).

Дети идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

 Рисуют руками большой круг.

« Рисуют» снеговика из трёх комков.

Широко улыбаются.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа. Медленно приседают. Разводят руками, пожимают плечами.

Дети проходят за накрытые столы и рисуют.

 Заключительная часть занятия

Подведение итога, мотивация

- Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили на занятии?

-Какие новые слова вы сегодня узнали?

-Вам понравилось сегодняшнее занятие?

-Все молодцы, сегодня занимались все хорошо.

-А на следующем занятии мы узнаем о том, чем отличается месяц февраль от остальных зимних месяцах.

-Давайте встанем все в круг.

-Ребята, протяните руки вперёд и соедините их в центре круга. Давайте тихо так постоим и почувствуем себя тёплым солнечным лучиком.

Ответы детей (Зиме).

Ответы детей («Пороша», «запорошило»).

Дети встают в круг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...