Программа кружка по речевому развитию "Говорушки"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Савенкова Светлана Петровна

Программа кружка по речевому развитию "Говорушки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_rechevomu_razvitiyu_govorushki.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Говорушки»

Направленность: речевое развитие.

Продолжительность освоения: 1 год.

Возраст обучающихся: 6 лет.

 Цель программы: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи:

Обучающие:

1. Обучать детей правилам передачи текста.

2. Формировать умение передавать игровые образы в действиях.

3. Расширять кругозор.

4. Формировать умение искать выразительные движения, тембром голоса передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов, песен.

5.Развивать умение понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта.

Развивающие:

1. Развивать речь и коммуникативные навыки.

2. Развивать мелкую моторику руки.

3. Развивать наблюдательность, воображение, познавательные процессы.

Воспитательные:

1. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие и т.д.

2. Воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в выступлениях.

3. Воспитывать эстетический, художественный вкус.

Весь процесс обучения организуется так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. С учетом ведущей деятельности дошкольного возраста, каждое занятие строится в форме игры. На занятиях создаются условия, которые помогают ребенку дать быстрый разряд своим чувствам, раскрепощают его творческую энергию, создают положительный эмоциональный настрой для осуществления художественной творческой деятельности, творческие и музыкальные способности, координацию движений.

Сентябрь

Общие задачи:

- знакомство с речевым аппаратом;

- постепенное овладение навыками правильного дыхания;

- работа над четкостью произношения каждого отдельного звука, слова и фразы в целом.

№  

Задачи

Содержание

1

Вводное занятие:

- знакомство с речевым аппаратом;

- развитие дыхания;

- развитие дикции.

«Сказка о Веселом язычке».

Игры «Ах! Как пахнет», «Можно – нельзя», «Рифмовки» (простые, короткие).

2

Знакомство с основными артикуляционными упражнениями, для развития подвижности органов речевого аппарата. Театральная игра.

 Общий комплекс артикуляционных упражнений «Зоопарк».

Игры «Задуй свечу», «Наряжай-ка».

Октябрь

Общие задачи:

- знакомство с силой голоса, звучностью, полноценностью, умением управлять им;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией.

Задачи

Содержание

1.

Развитие культурных навыков речи и техники высказывания через игры на снятие психологического напряжения.

Привлечение внимания детей к мелодике: основному тону голоса (повествовательный, вопросительный, восклицательный).

Формирование навыка восприятия фразы с переломом мелодического рисунка, узнавание предложений, выражающих просьбу, совет, приказ через игры на развитие речевого дыхания.

Чтение скороговорок, потешек.

Игры «Что нам сделать?», «Позовём вместе», «Шар лопнул», «Веселые Картинки».

2

Работа со сценарием «правила» - выход, уход, встреча персонажей, диалоги через

инсценирование знакомых стихотворений.

Развитие умения отражать настроение, состояние в звучании голоса чтеца.

Работа над спектаклями, инсценировками, заучивание текста.

Развивать умение правильно определять и использовать соответствующую силу голоса при чтении стихотворения.

  На материале стихотворений С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», Кольцовой А.В. «Лес»;

А. Б. Барто «Наша Таня громко плачет»

Игры «Скороговорки» (простые, короткие), «Лыжники», «Найди и назови парочки», «Дует ветер».

Ноябрь

Общие задачи:

- знакомство с интонационной окраской художественного произведения;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

Задачи

Содержание

1.

Знакомство с интонационной окраской художественного произведения через творческие задания - изменения концовок знакомых сказок.

Продолжать знакомство с интонационной окраской художественного произведения на материале народных сказок.

Русско-народная сказка «Лиса и козел», «Девочка и лиса».

Игры «В гостях у робота», «Петя - Петушок», «Поезд», «Рифмовки - трудноговорки», «Паровозик».

2.

Развитие умения менять интонационную окраску фразы (подражая образам: хитрой лисы, злого волка, испуганного зайца, смелого льва).

Развитие умения осмысливать исполняемый текст, понимать и представлять себе героев и их характер, определять отношение автора к ним.

А. Барто «Любочка».

Игры «Веселые картинки», «Дровосеки», «Найди и повтори парочки». Драматизация.

Декабрь

Общие задачи:

- знакомство с ролью логического ударения во фразе;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

 

Задачи

Содержание

1.

Развивать умение определять ударные слова в предложении, нахождение ударных слов на материале народных пословиц.

Определение главной мысли пьесы, главных героев, персонажей.

Игры: «Наши ребята были вчера в театре»,  «Тихо – громко» (скороговорки), «Лови мяч», «Маятник».

2.

Работа над логическим ударением как средством смысловой выразительности произведения.

Игра - драматизация «Теремок». Разучивание стихотворения А.С. Пушкина «Мороз и солнце». Игры: «рифмовки - трудноговорки», «Лягушка – болтушка», «К нам приехал паровоз».

Январь

Общие задачи:

- обучение порядку расстановки логических пауз в предложении.

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

Задачи

Содержание

1

Распределение ролей, чтение по ролям. Репетиция с декорациями и музыкальным сопровождением.

Развивать умение правильно использовать  паузы при чтении текста.

Игра – драматизация «Три медведя». Игры: «Простить нельзя выгнать из группы», «Волшебная палочка».

2

Развитие умения использования психологической паузы как средства эмоционального воздействия на слушателей;

Развивать умение держать строку, т.е. ставить стиховую паузу.

Формировать умение быть изобретательными в использовании всех видов пауз.

 Работа над отрывком из стихотворения К.Я.Чуковского «Мойдодыр». Игры: «Красноречивое молчание», «Скороговорки», «Наше радио».

Февраль

Общие задачи:

- обучение использования разнообразных оттенков темпа, соответствующих содержанию текста;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

Задачи

Содержание

1.

Знакомство детей с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно»;

Учить соотносить темп речи и движений темпу, заданным речевым образцом;

Развивать умение соотносить темп движений и темп речи.

Игра – драматизация «Колобок».

Игры: «Карусель»,  «В зоопарке», «Курочка и Цыплята», «Времена года».

2.

Развивать умение движениями воспроизводить темп, заданный педагогом в речи.

Развивать умение, прослушав речевой образец сказать, в каком темпе он произнесен: «быстро», «медленно» или «умеренно»;

речевые Игры: «Барабанщики», «Позовем животных», «Кто за кем?», «Лесенка».

Март

Общие задачи:

- знакомство с основным тоном литературно – художественного произведения (торжественный, спокойный, грустный, радостный);

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

 

Неделя

Задачи

Содержание

1.

Знакомство детей с использованием торжественного тона при чтении произведения.

Знакомство с радостным и грустным тоном произведения.

Чтение и обсуждение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз – Красный нос».  Игры: «Цветы», «Что за чем?», «Кто кричит?».

2.

Знакомство со спокойным тоном произведения.

Развивать умение менять разные виды основного тона произведения.

Работа над стихотворением

И.С. Никитина «Полюбуйся, весна наступает…».

Игры: «Этажи», «Инопланетянин».

Апрель

Общие задачи:

- развитие умений понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

Задачи

Содержание

1.

Развивать умение использовать все средства выразительной передачи произведения.

Развивать умение соблюдать правила чтения стихотворных текстов.

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».

Игры: «Какой сегодня день?», «Найди и повтори парочки», «Партизаны».

2.

Продолжать развивать умение соблюдать правила чтения стихотворных текстов;

Закрепление пройденного материала.

Работа над стихотворением З.Н. Александровой «Подснежник».

Игры: «Лягушка – болтушка», «Волшебная палочка».

Май

Общие задачи:

- закрепление пройденного материала;

- работа над дыханием;

- работа над дикцией;

- развитие голоса.

Задачи

Содержание

1.

Закреплять умение детей использовать все средства выразительной передачи произведения.

Развивать навык быть изобретательными в использовании всех видов пауз.

 Игра – драматизация «Непослушный козлёнок».  Игры: «Найди и повтори парочки», «Собирали мы цветочки».

2.

Закреплять умение осмысливать исполняемый текст, понимать и представлять себе героев и их характер.

Итоговое занятие. Награждение исполнителей, чаепитие с родителями.

Представление в музыкальном зале сказки «Непослушный козлёнок»

Методы организации деятельности: репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный, поисковый, метод одномоментности.

Методы воспитания: рассказ на этическую тему, положительный пример, этическая беседа, метод взаимопомощи.

Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в праздниках, конкурсах.

Методы диагностики творческой деятельности детей: наблюдение, игра, беседа, диагностическая таблица, выступления на праздниках, концертах.

Формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, привлечение в подготовке к выступлениям, участие в праздниках.

Методики и технологии, используемые на занятиях: образовательная кинезиология, сказкотерапия, элементы психодрамы, технология игровой деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Ткаченко Т.А. «Уроки дикции»; М.: 2006г.
  2. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду»; М.; 1998г.
  3. Хватцев М.Е. «Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей». - М., 1962 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....

Программа кружка по речевому развитию "Говорим правильно"

СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ……………………………………………………&helli...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка по речевому развитию «Говорушки»

Программа направлена на речевое развитие ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативн...

Программа кружка коммуникативно - речевого развития "Сказка"

Прививаем детя  любовь к чудесному  миру  сказок....

Учебно-тематический план и содержание дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы кружка по речевому развитию «Речецветик на декабрь 2020 года»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка....

Рабочая программа кружка по речевому развитию в средней группе.

Речевое развитие с элементами ИЗО- деятельности....