"Интеграция речевой и художественной творческой деятельности при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Идиятуллина Оксана Юрьевна

Искусство окружает человека с самого момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений, и проходит с ним через всю жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  
  образовательное  учреждение  
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида  с группами для детей с нарушениями речи №73

Выступление на тему:

«Интеграция речевой и художественной творческой деятельности при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством»

на региональном семинаре

для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

 «Реализация задач интеграции образовательных областей дошкольного образования в процессе внедрения ФГОС ДО»

                                                                                        Составила воспитатель:

                                                                                Идиятуллина О.Ю.

г. Нижнекамск

2015 г.

Интеграция речевой и художественной творческой деятельности при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством

Искусство – есть средство эстетического воспитания, основа всего художественного воспитания и развития личности ребенка. Освоение искусства является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания многогранности искусства. Искусство окружает человека с самого момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений, и проходит с ним через всю жизнь. Каждый вид искусства имеет свои уникальные специфические средства выразительности, способствующие образному познанию ребенком окружающего мира через всё разнообразие форм, цветов, звуков. Искусство всегда способствует сенсорному развитию ребенка, развитию его художественных способностей, вдохновляет на позитивную, активную творческую деятельность. В процессе освоения хотя бы небольшой части искусства, развиваются личностные свойства и качества, и ребенок учится жить по законам природы и красоты. Произведения искусства несут в себе радость познания, открытия, всегда вызывают у ребёнка чувства наслаждения прекрасным. Обучение разнообразным видам художественной деятельности дарит детям радость творчества, формирует интерес к искусству, и служит одной из основ духовного развития личности, который сохраняется на протяжении всей жизни человека.

Велико значение опыта знакомства с искусством народных мастеров для духовного развития детей, их эстетического воспитания. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению множества задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения. Это и расширение, и развитие у детей художественных представлений, духовных потребностей, и навыков оценки произведений искусства, и становления художественного вкуса, и эстетического отношения к окружающему. Народное прикладное искусство имеет большое значение для развития художественных способностей, творческого воображения и эстетического вкуса у детей, помогает ближе понять культуру своего народа, его традиции, нравы и обычаи.

Народное искусство поднимает темы нравственно-патриотического содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает дошкольникам взглянуть на привычные уже вещи и явления по-новому, и увидеть красоту окружающего их мира. Воспитателю предопределена высокая, почётная миссия – нести в мир детей и детства нравственные ценности, постараться помочь ребёнку открыть этот мир во всем его богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит всякая деятельность, будь то встреча с игрушкой, или творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развитие личности дошкольника. Ведь хочется достичь того, чтобы все дети жили в мире красоты, игры, фантазии и творчества, музыки и сказки.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства прописано во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях.

Учебно-воспитательный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей дошкольника, предусмотренный темой любой деятельности. В процессе знакомства с произведениями искусства, малыши, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, воображение, мышление. Это активирует у детей желание и стремление передать воспринятую красоту и создать свои неповторимые шедевры.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно и нужно через любые виды деятельности детей.

В данное время, в педагогической работе с детьми, обязательным условием для построения системы эстетического воспитания и развития художественной культуры личности ребёнка является использование народного искусства в разнообразных его выражениях.

Эстетическое воспитание детей основывается на интеграции различных видов искусства. Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности детей, включает знакомство со всем разнообразием видов искусств. При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, средств эстетического воспитания их определенные содержательные аспекты всегда выступают в роли основополагающих.

Дошкольная педагогика в настоящее время претерпевает значительные изменения. С введением Федеральных государственных требований к ООП ДО  особое внимание уделяется принципу интеграции образовательных областей.

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки, умение свободно делиться впечатлениями. По утверждению Я. А. Каменского, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком.

При применении принципа интеграции, педагоги обеспечивают всю целостность восприятия ребенком окружающего его мира: читая, он познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Любые виды изодеятельности выступают как средство познания деятельности, и имеют большое значение для умственного развития детей.

В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи. В связи с этим важным в коррекционно-педагогической работе с детьми является то, что дети получают возможность развивать свои творческие способности и коммуникативные умения, познавательную активность, высказывать открыто и свободно свои мысли. Что в свою очередь способствует формированию коммуникативной компетентности, и это благодаря интеграции, объединяющей их общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями. На занятиях по изобразительной деятельности детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать их, различать и, употреблять уже знакомые слова в активной речи.

Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Изодеятельность – наверное, одна из самых интереснейших деятельностей для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться, самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: словами, движениями, мимикой. Надо дать возможность детям, расширить область выражения складывающихся у них зрительных образов. Надо дать им этот материал, научить, как обращаться с ним.

Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, в осмыслении процессов изображения.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.

Ребенок в продуктивной деятельности опирается вкупе одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.

В своей работе использую взаимосвязь художественных образов одного вида народного искусства с образами другого. Например, включаю негромко народную музыку, предлагаю сочинить сказку, и к этой сказке изобразить детям иллюстрации, с использованием уже знакомой им народной росписи. Дети получают от своего творчества множество положительных эмоций. Им самим очень нравятся их работы, потому, что они выглядят действительно эстетически привлекательно. Дети по своим иллюстрациям составляют описательные рассказы – делают анализ своей работы. Речевая активность детей при этом возрастает.

На занятиях, и в любой другой деятельности по знакомству и изучению декоративно-прикладного искусства у детей развивается речь, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса ребёнка. Когда ребёнок рассматривает подлинные предметы декоративно-прикладного искусства и иллюстраций, на которых предметы быта, изделия народных промыслов, игрушки, у него формируется связная речь, правильное произношения, умение обдуманно описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии, или произведении народного искусства.

Список использованных источников:

1) http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=37743

2) http://referat.ru/referats/view/26933

3)http://stud-baza.ru/razvitie-hudojestvennoy-kulturyi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-pri-oznakomlenii-s-narodnoy-igrushkoy-diplom-i-svyazannoe-s-nim-pedag


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха»

МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 26» города ЧебоксарДокладпо теме:«Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха...

Методическая разработка «Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством как часть эстетического и художественного воспитания»

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосп...

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством

1. Учить детей рисовать элементы узорапо мотивамдымковских игрушек (мазки, точки, круги, кольца, широкие и узкие полоски), расписывать объемную фигуру, ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме.2....

Из опыта работы "Игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством"

Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством во второй младшей группе «Ярмарка»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством во второй младшей группе «Ярмарка»...

Особенности организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством

Особенности организации организованной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с декоративно – прикладным искусством...