Развитие речи в устном народном творчестве
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Цели:

1.   Познакомить детей с русским народным творчеством на примере колыбельных песен.

2.   Развитие речи путём пересказа потешек, сказок.

Задачи:

1.   Показать значение колыбельных песен, потешек, поговорок, загадок, для воспитания детей и развитие их речи, развитие внимания и воображения.

Учить вспоминать и рассказывать сюжет сказки, передавать в голосе речевые интонации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_ustnom_narodnom_tvorchestve.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

        Развитие речи в устном                  

          народном творчестве.

Цели:

  1. Познакомить детей с русским народным творчеством на примере колыбельных песен.
  2. Развитие речи путём пересказа потешек, сказок.

Задачи:

  1. Показать значение колыбельных песен, потешек, поговорок, загадок, для воспитания детей и развитие их речи, развитие внимания и воображения.
  2. Учить вспоминать и рассказывать сюжет сказки, передавать в голосе речевые интонации.

                     Ход занятия:

 Воспитатель: «Сегодня, дети, я хочу с вами поговорить.                      

    об устном народном творчестве.

А что такое устное народное творчество?

                                                       (Ответы детей).

Правильно- это колыбельные песенки, потешки, поговорки, пословицы, загадки и конечно же сказки. И начнём наш разговор с колыбельных песенок.

Колыбельная-сколько ласковых слов находит мать, баюкая своё дитя. Сколько нежности в её пении, обращённое к своему ребёночку. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но слушая колыбельную песенку, он успокаивается, затихает и крепко засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения.

Колыбельная несёт в себе народную мудрость. Через

колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, начинает понимать красоту родного языка.  

Воспитатель: «Сейчас Алисонька возьмёт свою куколку и                

                           споёт нам колыбельную».

Алиса: «Баю-баю-баиньки,

              Прибегали заиньки,

                Приносили лейку,

                    Садились на скамейку.

                    Поливали огород

                    Где капуста растёт»

Воспитатель: «Спасибо Алисонька».

        К устному народному творчеству относятся загадки. А что такое загадки? Давным-давно люди стали придумывать загадки про разные предметы и явления природы. Они сравнивали эти предметы с животными, людьми. Загадки разные: и весёлые, и грустные, иногда шутливые. Эти загадки сочиняли для того, чтобы научить людей сообразительности, наблюдательности. Некоторые загадки звучат как стихи, некоторые выглядят как рисунки.

  А вы знаете дети загадки?

                                            (Ответы детей)

А сейчас я вам загадаю, послушайте:

  1. Без окон, без дверей

Полна горница людей.

                                    (Ответы детей) (Огурец)

  1. Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

                                     (Ответы детей) (Лук)

  1. Висит груша,

Нельзя скушать.

                                     (Ответы детей) (Лампочка)

Воспитатель: А сейчас попробуем сами сочинить по схеме загадки. (Ответы детей). Молодцы!

 

А сейчас мы с вами, дети, поговорим о пословицах. Что такое пословицы? Это короткие мудрые мысли. Какие вы знаете пословицы?

                                                                  (Ответы детей)

«Сделал дело, гуляй смело».

«Когда я ем, я глух и нем».

«Когда я кушаю, никого не слушаю».

Молодцы!

Чистоговорки придумал также народ, чтобы дети и взрослые учились правильно и отчётливо произносить все звуки родного языка.

               Са-са-са- прилетела к нам оса;

                Су-су-су-  мы прогнали осу.  

А вот скороговорки нужно повторять чётко и быстро.

                 Нёс Егор с собой топор-

                 Шёл Егор чинить забор.

Давайте с вами вместе, дети, повторим скороговорку сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Молодцы, у вас хорошо получается.

А что же такое потешки?

У нас в Росси, и в разных странах мира, мамочки, когда умывали и причесывали своих деток, всегда пели для них весёлые песенки-потешки. В русских народных потешках (от слова «потешать», «веселить», «развлекать»), используются нежные слова, красивые выражения.

« Чики-чики-чикалочки-             «Ехали, мы ехали

   Едет Ваня на палочке.             В город за орехами

   Сашенька в тележке                По кочкам, по кочкам

   Щёлкает орешки».                   По маленьким лесочкам!

                              (Диана)             В ямку ,,бух''

                                                         Раздавили сорок мух».

                                                                                     (Вероника)

Воспитатель: К устному народному творчеству относятся сказки.

Сказки любят и дети, и взрослые.

Сказка-это произведение, которое придумано на основе каких-то событий. В сказке могут происходить разные необыкновенные чудеса. Животные и птицы могут разговаривать как люди и друг друга понимать. Как вы думаете, дети, а в жизни может такое быть? Конечно, нет. Кто же сочиняет сказки? Может её сочинить один человек-сказочник, писатель, а может много, и тогда сказка называется народной. Сказка нас учит видеть весёлое и грустное, умное и

глупое, то есть то с чем люди встречаются постоянно. В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается. Дети, а какие вы знаете сказки? (Ответы детей). Молодцы, много сказок вы знаете.

   А сейчас мы с вами вспомним сказку «Теремок». Представьте себе, что мы находимся в теремке. (Пересказ сказки «Теремок» по ролям)

Развитие образной речи- важная составная часть воспоминания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства.

Речь становится образной, непосредственной и живой, в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи- произведения художественной литературы и устного народного творчества (сказки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки).

Проблема развития словесного творчества включает в себя все направления работы над словом: лексику, грамматику, фонетику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи посредством устного народного творчества"

   Знакомство  детей с устным народным творчеством, усваивать свой родной язык. Знать свои обычаи, традиции, культуру. Понимать красоту своего языка....

Развитие речи посредством устного народного творчества у детей 3-4 лет

Методический материал по использованию устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

"Развитие речи посредством устного народного творчества"

Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества».  «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой  всякого умственного развития и сокровищницей всех...

"Развитие речи посредством устного народного творчества"

Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества».  «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой  всякого умственного развития и сокровищницей всех...

Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество "

Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество"...

«Развитие речи средствами устного народного творчества».

В современном мире, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению,  занятые родители  забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на...

Развитие речи посредством устного народного творчества

«К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять внимание е...