итоговое занятие по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Буторина Светлана Александровна

Занятие по развитию речи "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Весна.

Предмет: итоговое занятие по развитию речи

Продолжительность: 30 минут

Возраст детей: подготовительная группа

Цель: развитие у дошкольников умения воспринимать образ весны через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный.

Задачи:

- продолжать формировать у детей умение правильно воспринимать образ весны, чувствовать настроение, отраженное художником, композитором, поэтом, писателем в своих произведениях и передавать его словом;

- учить дошкольников передавать настроение с помощью интонации, способствовать развитию выразительности детской речи;

- упражнять словообразованию прилагательных от существительных, развивать словарный запас.

Развивающая среда: репродукция картины «Весна. Большая вода» И.Левитана, колокольчик, флажок, цветные фишки, медальки.

Оборудование: запись музыкального произведения П.И.Чайковского  «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».

Ход занятия:

1часть

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в картинную галерею, где мы познакомимся с новой картиной (дети проходят в группу, садятся на стулья по трем подгруппам).

В группе оформлена выставка детских картин о весне. Воспитатель обращает внимание детей на рисунки, дети рассматривают их, затем рассаживаются за столы по подгруппам.

- А для начала давайте послушаем музыкальное произведение П.Чайковского о времени года.

Вопросы к детям:

- Мы с вами прослушали музыку. Как вы думаете, о каком времени года? (о весне)

- Какая музыка по характеру? (грустная, медленная, спокойная)

- Чьи голоса слышны в этом произведении? (голоса птиц, звук капели)

- А теперь послушайте, какое стихотворение написал поэт Трутнев Е. «Когда это бывает?» о весне:

Голубые, синие небо и ручьи,

В синих лужах плещутся стайкой воробьи,

На сугробах ломкие льдинки – кружева,

Первая проталинка, первая трава.

- Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении? (ответы детей).

Затем воспитатель открывает картину.

- Ребята, давайте с вами рассмотрим картину, которую написал художник Исаак Левитан «Весна. Большая вода».

(Рассматривание картины)

Вопросы к детям:

- Ребята, как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам про весну? (приметы весны, изменения в природе)

- А что художнику казалось красивым и интересным?

- Как вы думаете, почему Левитан назвал так свою картину? (он изобразил половодье)

- Правильно. «Половодье» - полая вода – значит большая вода. Когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из берегов. Широко, привольно, бескрайне разлилась вода так, что кажется будто она слилась с голубым небом.

А сейчас я предлагаю вам внимательно рассмотреть картину самостоятельно и попробовать составить по ней рассказ.

Дополнительные вопросы к рассказам.

- А есть ли в картине солнце? Как вы думаете?

- Есть. Оно не нарисовано, но по теням от деревьев в воде и на берегу, мы узнаем о нем. Солнце еще не яркое, но чувствуется его тепло.

- А что изображено на переднем плане слева? (лодка)

- Она стоит у согретого солнцем берега. Наверно в ней приехал художник, чтобы написать свою картину с натуры.

- Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на картину?

- Чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты и ясности картин, от ожидания тепла и буйного расцвета природы.

2 часть

Физминутка:

Динамическая пауза.

Раз – два – три – четыре – пять,

В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба).

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”).

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем?

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках).

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

Зрительная гимнастика.

Вот стоит весенний лес!

В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами).

Слева - сосны, справа – ели. (Выполняют движения глазами влево – вправо).

Дятел сверху, тук да тук. (Выполняют движения глазами вверх – вниз).

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

3 часть

- Ребята, послушайте пожалуйста отрывок из рассказа писателя И.Соколова – Микитова «Лесные картинки» :

«Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птиц. Звенят под деревьями веселые ручейки. Смолкой пахнут набухшие ветки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвою. Зацветет черемуха, защелкают соловьи. Прилетят и закукуют кукушки. Побегами молодой травы покроются лесные полянки. Хороша, радостна, весела весна в лесу!»

Вопросы к детям:

(работа с детьми по подгруппам)

- Какими словами автор назвал весну? (радостна, шумна, пахуча, хороша)

- Какие слова можно образовать от слова весна? (весенний, веснушки, веснянка)

- О чем можно сказать весенняя? (вода, трава, река)

- А теперь назовите признаки весны. Какая она? (теплая, красивая, горячая, солнечная)

- Какое солнце весной? (теплое, яркое, лучистое)

- МОЛОДЦЫ! (за правильные ответы откладываю фишки).

Следующее задание.

- У вас на столах лежат схемы предложений. У вас есть несколько минут, чтобы придумать предложения о весне.

-  Молодцы, ребята! (За каждое придуманное предложения - фишка)

-  Ребята, а скажите, из чего состоит предложение? (Правильно из слов).

-  А из чего состоит слово? (Правильно из букв).

- Как называются звуки, которые легко поются?

- А как называются звуки, которые встречают на своем пути препятствия? А какие это препятствия?

- Сейчас первая команда назовет мне слова, которые начинаются на гласный звук, а вторая команда слова, которые начинаются на согласный звук.

А сейчас я раздам вам буквы, а вы составите из них слово, о котором мы сегодня говорим на занятии.

4 часть

- Ребята, хотите поиграть? Становитесь дружно в круг. Посмотрите, у меня есть мяч. Мы с вами поиграем в игру наоборот.

Теплый – холодный

Звонкий – глухой

Радостный – грустный

Солнечный – пасмурный

Быстрый – медленный

Холодный – горячий

Шумный – тихий

Радостный – грустный.

- Ребята, о весне вы знаете много стихов, пословиц, примет. Но говорить будет тот, кто услышит около себя звон колокольчика.

Дети строятся в круг, рассказывают пословицы, поговорки .

Подведения итогов (подсчет фишек, награждение небольшими медальками из бумаги).

Вопросы к детям:

- О чем говорили на занятии?

- Что понравилось?

Рефлексия.

- С каким настроением заканчивается для вас занятие? Приклейте значок на доске.

Варианты значков:

 «Солнышко» - на душе светло, радостно.

 «Тучка» – на душе пасмурно и грустно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...

Конспект итогового занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи) (старший возраст

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»Программное содержание: выявить знания и умения детей, полученные на занятиях по развитию речи:-пони...

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать....