Формирование связной речи детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи на тему

Консультация "Формирование связной речи детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyaznaya_rech.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Формирование связной речи детей      

                          дошкольного возраста.

       Среди стоящих перед детским садом многих важных задач, решение которых направлено на всесторонние развитие ребенка, значительное место занимает развитие речи. Эта общая задача расчленяется на ряд частных: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматически правильной речи, обучение разговорной речи, развитие связной монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, обучению грамоте или подготовка к нему.

      Осознание «строения» речи имеет большое значение не только для усвоения грамоты, для последующего изучения родного языка в школе, но и для  общего речевого развития. Овладение родной речью составляет фундамент развития психических функций ребенка, его социальных связей, национального самосознания. Речевая культура является важной составной частью общей культуры человека и общества в целом.

     Одной из главных задач развития речи ребенка в детском саду является формирование связности речи, умения содержательно, логично рассказывать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий, описывать предмет. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

     В теории и практике дошкольного воспитания основные направления методики развития речи разработаны достаточно полно, однако, уровень речевого развития детей, поступающих в школы, очень не однороден. Это выражается, прежде всего в том, что многие дошкольники испытывают затруднения в создании связного высказывания

(текста), так как работа по развитию связной речи проводится не всегда своевременно и часто без учета индивидуальности речевого развития каждого ребенка.

     Необходимо более глубокое изучение языка и его законов дошкольниками, а возможность такого изучения кроется в огромном интересе и чутье детей к языку, в особенностях данного возрастного этапа(дошкольный возраст), когда интерес к языку существует изначально. Дошкольный возраст- это период усвоения разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи( фонетической, лексической, грамматической). Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

     Развитие связной речи у детей является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться, не только пользоваться определенными словами и выражениями (словосочетаниями), но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных  процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (звуки, слова, предложения).

Дети не всегда выделяют характерные признаки предметов и явлений, не всегда могут объединить предметы по группам, не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Ограниченность лексико-грамматических средств наиболее ярко обнаруживается при попытке рассказать о чем-либо, описать игрушку или знакомый предмет, доказать что-либо, сделать вывод из рассуждения и т.д.

     Большое значение для развития связной речи имеет мотивация, т.е. желание высказываться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенка словаря, внутреннего плана высказывания (т.е. у него в голове есть мысль) и желание сказать. Эти факторы должны выступать в единстве. Если у ребенка есть словарь, но нет образа в голове, мыслей о чем и как говорить, педагог вынужден будет все время побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, так как нет мотива к устному высказыванию. Если у ребенка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выскакивать к доске и после 1-2 фраз молчаливо ждать помощи от педагога.

     Словарь, план высказывания, готовность (желание, мотивация) к устному высказыванию - вот необходимый комплекс условий для формирования умений говорить, разговаривать, спрашивать, т.е. общаться посредством речи.

     Остановимся подробнее на некоторых приемах словесно- логического мышления и формирования для этого определенных умений у детей.

  1. Рассказ по демонстрируемым действиям - этот прием учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории (существительные, глаголы, прилагательные).

На первых этапах начинать можно с формирования умения описывать в нужной последовательности демонстрируемые действия. Педагог показывает 3-4 действия: входит в группу, садится на стул, берет книгу. Дети говорят, что сделал педагог. Затем это повторяется самими детьми: Оля входит в группу, подходит к столу, берет книгу, садится на стул.

     При формировании высказываний по демонстрируемым действиям желательно соблюдать принцип наращивания действий, т.е. удлинять речевое описание. Педагог каждому последующему ребенку на ухо сообщает дополнительное (- ые) действие (-я). Например: «Таня, войди  в группу, подойди к своему стульчику, сядь на него и захлопай в ладоши».  Очень важно для формирования мотивации высказывания постоянное усложнение заданий.  Затем педагог может попросить самих детей дать задание, выполнить ряд действий и описать их.  Интересен такой прием: на столе у педагога лежат карточки, на которых написаны цифры от 1 до 5. Эти цифры обозначают количество действий, которые должен выполнить ребенок, вытянувший данную карточку; остальные дети в группе следят и внимательно считают, что сделал ребенок. При такой форме задания мотивация резко возрастает, а главное, формируется аналитико – синтетическая деятельность у детей.

Интересен и другой ряд задания.  На столе лежат карточки с цифрами;   дети стоят около стола и смотрят за действиями одного ребенка. После этого они выбирают карточку с цифрой, которая соответствует количеству действий.  Задание здесь такое: «Будьте внимательны, смотрите и запоминайте, сколько действий выполнит Сережа.  Найдите нужную карточку.  Назовите все действия, выполненные Сережей, в правильной последовательности ». Возможный ответ ребенка: «Сережа взял машинку, подвез ее к мишке, посадил мишку в кузов, покатал по группе».

Очень важно при формировании этого умения разнообразить виды действий, используя приставочные глаголы. Это учит детей четкости подбора слов. Обозначающих действие, т.е. формирует семантический аспект речи; развивает наблюдательность, что способствует активизации аналитико – познавательной деятельности.

Далее осуществляется постепенный переход от умения составлять предложение  по демонстрации действий до объединения их в короткие рассказы.

  1. Составление рассказа по картинке -  этот вид работы используется параллельно с выше описанным в ходе проведения групповых занятий по развитию связной речи.

Описание картинки – это умение видеть все детали, ориентироваться в сюжете картинки, уметь задавать вопросы, описывать по памяти, добавлять  недостающие детали, находить ошибки в картинке, придумывать сюжеты, подходящие по смыслу  к данной картинке и пр.

Все перечисленные виды работ хорошо известны и широко используются на практике. Остановимся на некоторых деталях, которые помогут более эффективно применять эти приемы.

Описание картинки:

- картинка должна быть хорошо видна всем детям;

- педагог должен знать каждую инструкцию для ее рассмотрения: «Рассмотрите внимательно эту картинку.  Мы сейчас будем отвечать на вопросы (описывать ее, составлять рассказ и пр.)».

Затем надо дать время на рассмотрение картинки (1-2 минуты).

Выяснить, что увидел каждый ребенок.

- Коля, что ты увидел на картинке?

- Саша, а что тебе запомнилось?

Направить внимание детей серией наводящих вопросов на те детали, которые они упустили:

- посмотрите, кто изображен в центре картинки? Какого цвета у него глаза? Какое у него настроение? Как ты думаешь, кто изображен на заднем плане?..

Описание картинки педагогом:

- Послушайте, как я расскажу про эту картинку и постарайтесь запомнить.

Повторение описания детьми.

Интересным и очень стимулирующим речевое высказывание является задание «Подбери название к картинке, что бы оно

                                                                             красоту внешнего вида;

                              отражало                               характер героя;

                                                                             состояние погоды, природы……»

В процессе формирования умения рассказывать по картинке, желательно включать вопросы, развивающие воображение детей, типа:

- Как ты думаешь, чем пахнет воздух?

- Изобрази силу ветра.

- Представь, что это ты изображен на картинке, что ты чувствуешь?

- Покажи, как быстро пробежала лиса.

Подобные вопросы развивают у детей способности анализировать и обобщать ситуации, приучают более детально описывать картинку и более точно подбирать термины.

На этом этапе желательно использовать магнитофон (запись, рассказы ребенка), чтобы топом он имел возможность прослушивать свой рассказ.

  1. Составление рассказа по сериям картинок - это умение формируется на основе выше описанного. При использовании этого метода работы нужно учитывать возможности образной, вербальной памяти детей, способности устанавливать логические связи  и отношения.

Некоторые дети не могут в правильной последовательности расположить серию сюжетных картин, т.к. не улавливают поэтапность  происходящих на них событий. Поэтому сначала нужно прочитать детям рассказ, а затем найти нужные картинки, иллюстрирующие его содержание. Необходимо помочь детям разложить картинки в нужной последовательности.  Надо научить детей раскладывать картинки слева на право. С этой целью слева от ребенка можно положить кубик или счетную палочку и объяснить, что первая картинка кладется рядом с кубиком или со счетной палочкой. Постепенно дети привыкают класть картинки слева направо, не пользуясь вспомогательными средствами.

Педагог обращает внимание ребенка на первую картинку. При этом  обязательная инструкция: «Покажи первую картинку».  Следующая инструкция: «давай вспомним начало рассказа».  Ребенок должен внимательно рассмотреть первую картинку. Правильно поставленные вопросы помогут ребенку не только внимательно рассмотреть картинку, но и определить главную мысль, которая выражена в ее содержании.

Можно рекомендовать указывать под каждой картинкой, сколько вопросов к ней можно поставить. При обучении детей можно использовать прием моделирования: под каждой картинкой выложить столько картонных полосок, сколько потребуется вопросов к ней.

При составлении рассказа педагог помогает детям исправить ошибки в построении предложений, аграмматизмы.  Дети вслед за педагогом неоднократно повторяют наиболее трудные словосочетания и предложения.

Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Если в  начале педагог по средствам вопросов направляет внимание ребенка на процесс развертывания действия, то затем ребенок сам должен научиться выделять основные моменты в содержании рассказа.

Составление рассказов по картинкам способствует уточнению значений известных ребенку слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования.

  1. Сравнительное описание картинок – этот прием относится к логическим приемам мышления и включает в себя ряд умений, которые могут быть выстроены в следующей последовательности:  выделение объектов на картинке; описание свойств, признаков, выделенных объектов; выделение и описание существенных свойств, сравнение.

Например: демонстрируется картина «Весна» (любой вариант). Педагог проводит следующую работу:

- Что изображено на картине? (снег, лес, небо, облака, лужи….)

Педагог  при назывании детьми объектов выставляет на доску картинку или какой – то сигнал, затем спрашивает:

- Что можно сказать о снеге? (белый, рыхлый, тающий….)

     - Что можно сказать о солнце?

     - Что делает солнце?

В итоге описания получается схема, которая отрабатывается детьми.

Затем проводиться подобная работа по другой картинке «Зима». В итоге получаются сравнительные схемы, выступающие в качестве опоры устного описания картинок детьми.

Система работы с условными обозначениями и графическими опорами способствует и стимулирует детей к продолжительному устному высказыванию.

  1. Пересказ – это довольно распространенный метод работы и занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи.  Важно учитывать объем произведения (5 – 8 предложений), четко выраженное начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное содержание, знакомую лексику и простой синтаксис.

Данная работа включает следующие этапы:  

  1. предварительная беседа, подводящая ребенка к содержанию рассказа;
  2. чтение рассказа без нацеливания на пересказ;
  3. ответы детей на вопросы по содержанию рассказа;
  4. повторное чтение рассказа с нацеливанием на пересказ;
  5. самостоятельный пересказ.

У детей наблюдаются большие трудности в пересказе текстов.  Поэтому целесообразно использовать дополнительные приемы обучения, облегчающие запоминание и воспроизведение текста. Сюда, прежде всего, относится использование наглядности. При обучении пересказу целесообразно использовать в качестве подсказки жест, мимику, демонстрирующие действия, наводящие вопросы.  Использование драматизации так же помогает лучшему  запоминанию и воспроизведению просушенного рассказа.

Есть несколько вариантов работы над пересказом:

  1. по плану из картинок;
  2. по отдельным картинкам из сюжета;
  3. узнавание и определение героев;
  4. по отдельным аксессуарам героев;
  5. по опорным словам;
  6. по отдельным текстовым кусочкам: начало, середина,  конец;
  7. по названию.

Данный перечень сохраняет логическую последовательность, заключенную в постепенном наращивании сложности. Сначала весь план пересказа имеется перед глазами у детей; постепенно эта опора исчезает и акцент делается на вербальную память.

Использование различных приемов пересказа создает мотивационный настрой у ребенка, рождает желание рассказывать.

  1. Составление рассказов описательного характера – важный вид речевой. Чаще всего при этом используются красочные игрушки. Сначала предметы сравниваются путем выделения отличительных исходных качеств. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушку ( предмет), выделить детали, обратить внимание на цвет, материал, форму, величину. Рассматривая предмет, педагог направляет внимание ребенка на выбор более точных слов, учит контролировать свою речь, точно соотносить описываемый предмет с его признаками.

     На первоначальных этапах обучения активно применяется образец рассказа педагога. Это важно, так как активное подражание речи старших характерно для детей дошкольного возраста. Педагог добавляет отдельные детали, которые пропустил ребенок. При составлении рассказа – описания также можно использовать дополнительные приемы, такие как наглядность (схемы – описания) и элементы драматизации.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог- как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста.

Рекомендации для формирования правильной связной речи детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей: "Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ТНР."

Формирование связной речи детей дошкольного возраста с тяжелым речевым недоразвитием....

Презентация "Формирование связной речи детей дошкольного возраста"

Презентация в рамках консультации для воспитателей...

Проектная деятельность "Формирование связной речи детей дошкольного возраста через фольклор"

Файл содержит сборник занятий по развитию речи детей через знакомство с народным творчеством - фольклором....