Кружок "Учимся говорить правильно"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Некрасова Ирина Васильевна

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.  У современных детей наблюдается задержка в развитии речи. Которая обусловленна тем, что родители мало общаются  с детьми,  дети безконтрольно  смотрят мультфильмы, взрослые все больше общаются через интернет и телефон, игнорируя живое общение.

         Все эти причины создают предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

         Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости в обучении в школе, так как письменная речь формируется на основе устной речи.

Отсюда огромная ответственность лежит как на родителях так на  педагогах, занимающихся формированием речи подрастающего поколения, на это нас нацеливает ФГОстандарт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение «Детский сад № 82»

Программа кружка

«Учимся  говорить правильно»

для детей 6-7 лет

срок реализации 1 год

                                                                    Автор программы:

                                                          Воспитатель

Вьюгова Ирина Васильевна.

Верещагино, 2015

                                                                     «Модель – это хорошая наглядность,

подсказка, зрительная опора »

В.М. Акименко.

I Целевой раздел

Пояснительная записка

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.

Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения и культуры.

Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок обучения грамоте.

Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Направление парциальной  программы кружка «Научите меня говорить правильно»  - речевое развитие.

Цель программы:

Формирование правильного произношения и различения звуков на основе звуко – буквенного анализа через использование  моделей  артикуляции звуков. 

Задачи:

1.Развивать фонематическое восприятие.

2. Готовить органы артикуляционного  аппарата, используя интерактивную гимнастику.

3.Формировать умение детей  различать звуки близкие по акустическим  и артикуляторным параметрам с использованием моделей артикуляции звука.

4. Формировать предпосылки к  грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Использовались принципы для формирования  парциальной программы «Научите меня говорить правильно».

1.п.1.4.2 ФГОС ДО: Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

2.Принцип наглядности:

Использование моделей артикуляции звуков в качестве наглядности, дает детям  возможность  воспринимать звуковую единицу и «содержат» в себе образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.

3.Принцип системности:  работа кружка «Учимся  говорить правильно»  

направлена на развитие и корекцию речевых нарушений у детей старшего дошколного возраста.

4.Принцип деятельностного подхода:

Организации работы кружка  осуществляется с учетом ведущей деятельности детей:  игровой и предметно – практической.

Обоснование программы с точки зрения возрастных особенностей детей:

Полноценное развитие всех средств и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно – психического здоровья и социолизации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затдрудняет взаимомотношения с людьми, зажерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Развитие общих речевых навыков – одна из важнейших задач развития, так как именно дошкольный возраст наиболее сенситивен для её решения. Анализ  закономерностей и особенностей речевого онтогенеза в дошкольном возрасте позволяет отметить особую значимость развития общих речевых навыков.  Я считаю, что работу по развитию  и формированию общих речевых навыков целесообразно проводить в кружковой  деятельности – «Научите меня говорить правильно».

Планируемый результат:

1. Фонематическое восприятие развито на достаточном уровне.

2. Развитие  органов  артикуляционного аппарата до уровня максимальной достаточности  (для постановки звука у детей).  

3.Выделяют  звуки изолированно, в слогах и словах.

4. У детей  складываются предпосылки навыков грамотности.

II Содержательный раздел  

Тематический план ОД:

Парциальная программа  «Научите меня говорить правильно», состоит из трех периодов, в  каждом  периоде поставлены задачи по 5 разделам: Развитие общих речевых навыков, артикуляционная гимнастика, звукопроизношение, работа над слоговой структурой  слова, развитие фонематических процессов.

Перспективное планирование I периода (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Задачи          I  периода:

1 раздел. Развитие общих речевых навыков:

 1.1Формирование правильного речевого дыхания, правильной голосоподачи и плавности речи.

1.2. Учить детей соблюдать голосой режим, не допуская форсирования голоса, крика.

1.3 учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шёпотом.

2 раздел. Артикуляционная гимнастика.

2.1.Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью статических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики.

2.2. Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

2.3. Развивать мимическую мускулатуру.

3 раздел. Звукопроизношение.

3.1.Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей, с опорой на модель артикуляции звука.

3.2.Сформировать правильное произношение звуков, с опорой на модель артикуляции звука.

3.3. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей старшего возраста.

4раздел. Работа над слоговой структурой слова:

4.1. Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением).

4.2.Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).

4.3. Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.

5раздел. Развитие фонематических представлений:

5.1.Учить различать неречевые и речевые звуки по силе, высоте и  тембру.

5.2. Учить выделению гласных на фоне других гласных и согласных.

 5.3. Формировать умение дифференцировать на слух сохранные звуки.

5.4. Упражнять в выделении начальных ударных гласных звуков(а), (у), (и)

 в словах и словах.        


Комплексно – тематическое планирование I периода

      Таблица 1

месяц

1 неделя

2  неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

1. Дыхательное упражнение «Ветерок».

2. Показ статических упражнений артикуляционной гимнастики.

3. д/и.   «Подними руку, когда услышишь голос».

4. Пальчиковая гимнастика.

5. д/и. «Где стучали?»

1. Дыхательное упражнение

«Петух».

2. Показ статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. д/и.  «Подними руку, когда услышишь голос».

4. Пальчиковая гимнастика.

  5. д/и.  «Что звучало?»

1. Дыхательное упражнение

«Одуванчик».

2.  Показ

статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. д/и.  «Подними руку, когда услышишь голос».

4. Пальчиковая гимнастика.

5. д/и. «Где стучали?»

1.Дыхательное упражнение «Регулировщики»

2. Показ статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. д/и.  «Подними руку, когда услышишь голос».

4.Пальчиковая

гимнастика.

5. д/и.  «Что звучало?»

Октябрь

1. Дыхательное упражнение

«Часики».

2.Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. д/и.   «Подними руку, когда услышишь голос».

4. Пальчиковая гимнастика.

5. д/и. «Где стучали?»

1.Дыхательное упражнение «Паровоз».

2. Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. д/и.  «Подними руку, когда услышишь голос».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.д/и. «Что звучало?»

1.Дыхательное упражнение

«Насос».

2. Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. д/и.   «Подними руку, когда услышишь голос».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.д/и. «Что звучало?»

1. Дыхательное упражнение

«Лыжник».

2. Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. д/и.   «Подними руку, когда услышишь голос».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.д./и. «Что звучало?»

ноябрь

1 Дыхательное упражнение

«Часики».

2. Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. Д/и «Назови первый звук в словах».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д/и. «Найди одинаковые»

1.Дыхательное упражнение

«Ветерок».

2.Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. Д/и «Назови первый звук в словах».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д/и. «Где звучало?»  

1.Дыхательное упражнение

«Шарик».

2.Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики

артикуляционных  органов.

3. Д/и «Назови  звуки в слогах».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д./и. «Где стучали?»

1.Дыхательное упражнение

«Трубач».

2.Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики

3. Д./и «Назови  звуки в слогах».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д./и. «Слушай и делай»


Перспективное планирование II периода (декабрь, январь, февраль).

Задачи II периода.

1 раздел. Развитие общих речевых навыков.

1.1. Продолжать работу по развитию правильного речевого дыхания, правильной голосоподачи и плавности речи.

1.2. Совершенствовать  у детей  умение произвольно изменять силу голос высоту и тембр голоса.                                

1.3.Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

1.4.Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

1.5. Формировать навыки выразительного чтения стихотворений, развивая правильность, беглость, выразительность и осознанность.

2 раздел.  Артикуляционная  гимнастика.

2.1.Ввести интерактивную артикуляционную гимнастику – сказку «У бабушки с дедушкой». (Приложение 2)

2.2. Подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

2.3. Развивать мимическую мускулатуру.

3 раздел. Звукопроизношение.

3.1.Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей, с опорой на модель артикуляции звука.

3.2.Сформировать правильное произношение звуков, с опорой на модель артикуляции звука.

3.3. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей старшего возраста, с опорой на модель артикуляции звука.

                4 раздел. Работа над слоговой структурой слова.

4.1. Развивать восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением).

4.2.Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).

4.3. Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.

                5 раздел. Развитие фонематических представлений.

5.1.Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.

5.2. Упражнять детей в различении гласных – согласных в ряду звуков, слогов, слов.

5.3. Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова.

5.4. Закрепить умение  проводить  звуковой анализ и синтез слов типа  дом, кот.


Комплексно – тематическое  планирование II периода

 Таблица 2

месяц

1 неделя

2  неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

1. Чередование гласных звуков при их пропевании.

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.и «назови первый звук в словах».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.и. «Узнай игрушку по звуку»

1. Чередование гласных звуков при их пропевании.

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.и «Назови звуки в слогах».

4. Пальчиковая гимнастика.

  5.Д. и. «Найди по звуку»

1. Чередование гласных звуков при их пропевании.

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.и. «Придумай слова на заданный звук»

 4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.и. «Узнай игрушку по звуку»

1. Пропевание  гласных с их чередованием и повышением тона голоса

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.и «назови первый звук в словах».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д. и. «У кого колокольчик?»

январь

1. Пропевании  гласных с их чередованием и повышением тона голоса

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Назови первый звук в словах и придумай слово на этот звук».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Какая коробочка звучит»

1.  Пропевании  гласных с их чередованием и повышением тона голоса

 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Назови первый звук в словах и придумай слово на этот звук».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Повтори ритм»

1.Д. И. «Угадай, какой звук произношу»

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Назови последний звук в слове».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Какая коробочка звучит»

1. Д. И. «Кто дольше пропоет?»

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И. «Назови последний звук в слове».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Что звучало?

февраль

1 Разучивание четверостишия по темам недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. «Назови последний звук в слове».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Слушай и делай»

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. «Назови последний звук в слове».

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Повтори ритм»

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Покажи картинки, в названии которых есть заданный звук »

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Узнай игрушку по звуку»

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Покажи картинки, в названии которых есть заданный звук »

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Слушай и делай»


Перспективное планирование III периода (март, апрель, май).

Задачи  III периода:

1 раздел. Развитие общих речевых навыков.

1.1.Развивать правильное голосоведение и выразительное чтение стихов.

1.2. Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкость дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении.

1.3. Совершенствовать звучность и подвижность голоса(быстрое и легкое изменение по силе и, высоте, тембру).

1.4. Продолжать развивать интонационную выразительность  речи.

1.5. Формировать полноценные интонации, работать над выразительностью речи.

1.6.  Формировать  осознанное использование  различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи.

1.7. Закреплять   выразительное  чтение стихотворений.

1.8 . Совершеннствовать четкость дикции.

1.9. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.

2 раздел. Артикуляционная гимнастика.

2.1.Продолжать закреплять умение детей выполнять  интерактивную артикуляционную гимнастику – сказку.

 2.2. Подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

2.3. Развивать мимическую мускулатуру.

3  раздел. Звукопроизношение.

3.1.Закончить автоматизацию всех звуков у всех детей, с опорой на модель артикуляции звука.

3.2.закрепить умение  дифференцирование смешанных звуков,  с опорой на модель артикуляции звука.

4 раздел. Работа над слоговой структурой слова.

4.1. Постепенно увеличивать сложность произносимых слов.

4.2. проговаривать двустишия и четверостишия

5 раздел. Развитие фонематического восприятия.

5.1.Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении гласных и согласных, в выделении звука в слове.

5.2. Закрепить умение проводить полный анализ слов типа кот, дом, сон


Комплексно – тематическое планирование III  периода.

Таблица №3.

Месяц

1 неделя

2  неделя

3 неделя

4 неделя

Март

март

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Где слышишь заданный звук в начале в середине или в конце слова?»  

4. Пальчиковая гимнастика.5.Д.И. «Узнай игрушку по звуку»

1.  Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Где слышишь заданный звук в начале в середине или в конце слова?»  

4. Пальчиковая гимнастика.

  5.Д. И. «Найди по звуку»

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Где слышишь заданный звук в начале в середине или в конце слова?»  

5.Д.И. «Узнай игрушку по звуку»

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Где слышишь заданный звук в начале в середине или в конце слова?»  

Цель: Развитие фонематических представлений

 4. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, координацию речи с движением

5.Д. И. «У кого колокольчик?»

апрель

1. Пропевание  гласных с их чередованием и повышением тона голоса

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Назови все звуки в слове»

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Какая коробочка звучит»

1. Пропевание  гласных с их чередованием и повышением тона голоса

 2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Назови все звуки в слове»

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Повтори ритм»

.

1.Д. И. «Угадай, какой звук произношу»

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Назови все звуки в слове»

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Какая коробочка звучит»

1. Д. И. «Кто дольше пропоет?»

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И. «Назови все звуки в слове»

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Что звучало?»

май

май

1 Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Чем различаются слова?»

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Слушай и делай».

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Чем различаются слова?»

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Повтори ритм».

.

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Чем различаются слова?»

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Узнай игрушку по звуку».

1. Разучивание четверостишие по теме недели

2. Разучивание интерактивной артикуляционной гимнастики – сказки «У бабушки с дедушкой»

3. Д.И «Какое слово длиннее?»

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Д.И. «Слушай и делай».


Краткое описание  программы кружка «Научите меня говорить правильно» 

Доминирующая образовательное направление - речевое, интеграция с социально – коммуникативным направлением и познавательным направлением.

Формы работы с детьми: индивидуальные и групповые.

Характер взаимодействия с семьей:

1. Индивидуальные консультации.

2.  Семинар – практикум «Значение звукопроизношения для подготовки детей к школе».

3.Буклет «Модели артикуляции звуков по методике В.М. Акименко»

4.Папка-ширма «Модели артикуляции звуков по методике В.М. Акименко»

III Организационный раздел  программы кружка «Научите меня говорить правильно».

Срок реализации кружка 1 год.

Количество занятий в год – 26 занятий.

Количество занятий в месяц: 4занятия.

Время проведения кружка:

Кружок проводится во второй половине дня, длительность 1 занятия 30 минут.

Материально – техническое обеспечение кржка «Научите меня говорить правильно»:

  • Индивидуальные зеркала;
  • Ватные палочки и бумажные платочки;
  • Набор схем «артикуляции моделей звуков» (Приложение 2);
  • Игрушки для развития дыхания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Учите детей говорить правильно"

Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тог...

Консультация для воспитателей "Говорите правильно"

Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

Конкурс "Дышим правильно - говорим правильно"

 Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, моторики, пов...

Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...

Говорите правильно! Основные правила при разговоре с ребёнком или как НЕ НАДО говорить

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг: дома, на улице, в детском саду....