Мастер-класс для педагогов «Новый теремок»
учебно-методический материал по развитию речи по теме

Задачи мастер-класса для педагогов - продемонстрировать использование ТРИЗ-метода аналогий в работе с детьми по развитию речи, познакомить с коммуникативным экспериментом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_konspekt.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Новый теремок»

Мастер класс для педагогов.

Задачи:

  1. Продемонстрировать использование ТРИЗ-метода аналогий в работе с детьми по развитию речи.
  2. Познакомить с коммуникативным экспериментом.

Оборудование: распечатки для магнитной доски и для педагогов, куклы-герои сказки «Теремок», коробочки-шкатулки с мелкими предметами (вата, камешек, верёвка, карандаш и др…)

Ход мастер-класса.

Уважаемые коллеги как вы относитесь к эксперименту?

(«эксперимент») поместить на доску

Назовите синонимы этого слова (Как можно назвать по-другому?) Опыт, исследование, проба

(«Опыт, исследование, проба») – поместить на магнитную доску

А что такое эксперимент?

Возьмите листочки и прочитайте различные определения терминов которые вы назвали…

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) метод исследования некоторого явления в контролируемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

Эксперимент — это метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз, и даёт идентичный результат.

Опыт — знание, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий.

Опыт — совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков.

Опыт – воспроизведение какого-нибудь явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования

Проба - происходит от латинского рrоbа — проверка, испытание.

Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.

Исследование — в узком смысле  научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Какие эксперименты вы проводите с дошкольниками?

(со снегом, песком, бумагой).

К каким направлениям, образовательным областям они относятся? (Демонстрация направлений)

1.Познавательно-речевое направление 

Образовательные области

 Познание

 Коммуникация

 Чтение художественной литературы

2.Социально-личностное направление 

Образовательные  области

 Социализация

 Труд

 Безопасность

3.Художественно-эстетическое направление 

Образовательные  области

 Музыка

 Художественное творчество      

4.Физическое направление 

Образовательные  области

Здоровье

Физическая культура  

Получается в основном наши опыты эксперименты относятся к образовательной области «познание».

        

Но эксперименты с дошкольниками можно проводить и в других направлениях (демонстрация видов)

  • Познавательное: знакомятся с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире; 
  • Физическое: учатся управлять своим телом и отдельными органами, узнают свои личные возможности;
  • Художественное: экспериментируют с цветом и изображением
  • Музыка:  извлекают звуки из предметов, экспериментируют с голосом и движениями.
  • Социальное: запоминают формы взаимодействия людей друг с другом, моделируют свое поведение в различных жизненных ситуациях;
  • Коммуникативное: занимаются словотворчеством, играют в словесные игры, экспериментируют со словами.

Сегодня мы с вами поэкспериментируем в образовательной области коммуникация,

и будем рассказывать сказку, а какую, думаю, вы сами догадаетесь. У всех под стульчиками есть герои – возьмите.  

Какая сказка? (теремок – там бывают разные герои)

Что вы можете сказать о своём герое? (мышка маленькая, лягушка зелёная и др.)

Для нашего коммуникативного эксперимента я предлагаю использовать один из методов ТРИЗ (метод аналогий).

Не буду долго объяснять его сущность… Откройте лежащую перед собой коробочку. Достаньте один из предметов и теперь подумайте, что общего может быть между вашим героем и предметом (лягушка холодная как лёд, медведь с твёрдым характером, волк с острыми зубами и др…)

Суть метода вы поняли? Теперь закройте коробочку и поменяйтесь ими для чистоты эксперимента.

Ваша задача придумать характеристику герою на основе предметов, которые вы найдёте в коробочке. Подумайте и через несколько минут, мы расскажем сказку характеризуя своих героев по методу аналогии.

Итак …

-Стоит в поле теремок мягкий как мех, нарядный как…. (показать предмет и охарактеризовать теремок)

-Вот по полю-полю Мышка бежит у ворот остановилась и стучит «Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?»

-А никто мышке не ответил, разве что теремок спросил «А ты что за зверь?»

-послушаем что мышка про себя расскажет…

Я мышка-норушка хвостик мой как карандашик по снегу узоры рисует…. А ещё я…

 

Котик

Ёжик

Зайчик

Лисичка

Волк

Медведь

Итак, наша сказка с такими характеристиками героев, получилась довольно необычной, а вы, наверное, поняли, как использовать метод аналогий в коммуникативных экспериментах с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс" Герб районного посёлка Новые Бурасы"

План выступление по мастер- классу " Герб районного поселка Новые Бурасы"...

МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА «Развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника»

Мастер класс «Развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника». Подготовила: Косенкова Виктория Викторовна, воспитатель МАДОУ №3 «Радуга»Продолжительность маст...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс с родителями к Новому году

Такая замечательная пушистая снежинка украсит ваш дом, поднимит настроение, порадует гостей....

Мастер-класс "К нам приходит Новый год"

Украшать интерьер к зимним праздникам, пожалуй, самая увлекательная часть предновогодней суеты, особенно если Вы решили делать некоторые украшения и елочные игрушки своими руками. Предлагаю вашему вни...

Мастер класс «Детские открытки на новый год своими руками из салфеток».

Бумажные салфетки с новогодними рисунками выручат, если нужно быстро сделать с детьми своими руками.Описание: работу можно выполнить с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Материал мо...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...