«Федот, да не тот»Тема: «Развитие творческого воображения и речи через составление загадок и метафор по сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Куркина Ольга Михайловна

«Федот, да не тот»Тема: «Развитие творческого воображения и речи через составление загадок и метафор по сказкам»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

«Федот, да не тот»

Дети подготовительной

логопедической группы №6

и воспитатель Iкв. категории:

Куркина Ольга Михайловна

Югорск 2015г.

Алгоритм составления загадок.

1.Объект.

2.Модель загадки.

3.Подбор характеристик и сравнений с другими объектами.

4.Выбор удачных сравнений.

5.Составление загадок с помощью речевых оборотов «как», «но не».

6.Чтение загадок.

Алгоритм составления метафор.

1.Объект.

2.Модель метафоры.

3.Подбор характеристик и сравнений с другими объектами.

4.Выбор сравнений и включение их в речевую фразу.

5. Чтение фразы и объяснение её смысла.

Тема: «Развитие творческого воображения и речи через составление загадок и метафор по сказкам»

Воспитатель: Куркина О.М.

Цель: Разработать педагогические условия, при которых дети пятого года жизни научатся самостоятельно составлять загадки и метафоры, что поможет детям научиться анализировать, сравнивать, давать определения предметам, явлениям, поможет в развитии творческого воображения, образного мышления, речи.

Задачи:

Обучающие.

Учить самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов. Учить составлять трёх и четырёх строчные загадки.

Учить детей составлять загадки по алгоритму., используя различные модели.

Выбирать лучшие, основывать выбор.

Учить понимать сравнения метафорического плана. Учить детей пользоваться алгоритмом составления метафор, составлять предложения с метафорами. Побуждать к самостоятельному составлению

Развивающие.

Развивать умение составлять загадки по объектам сказок. Развивать способности рассуждать и самостоятельно делать выводы.

Воспитательные.

Воспитывать творческую личность, подготовленную к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Закрепить знания детей о русских народных сказках.

    Загадки - одно из древнейших средств народной педагогики. Они имеют мифологическое происхождение. Загадки появились в те времена, когда люди испытывали страх перед природой, окружающей жизнью, их пугали злые силы, которые, как им казалось, были повсюду.

    Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие мышления и воображения детей, на обогащение представлений об окружающем мире, на развитие эстетических чувств, на развитие ребёнка в целом.

    С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов.

    Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми, помогает научить их анализировать всё происходящее вокруг, развивать творческие способности, даёт почувствовать себя увереннее.

    Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Умение составлять загадки, поможет в развитии творческого воображения, образного мышления, речи.

Загадки

1 модель

Какой?(ая),(ое)?

Что(кто) бывает таким же?

горячее

батарея

круглое

колобок

жёлтое

цыплёнок

светящееся

лампа

Солнце

Какой?(ая),(ое)?

Что(кто) бывает таким же?

чёрный

ворона

пушистый

плед

домашний

кролик

игривый

ребёнок

Щенок

Какой?(ая),(ое)?

Что(кто) бывает таким же?

Чёрно-белый

Сорока, пингвин

пушистый

плед

домашний

хомяк

игривый

малыш

прыгающий

кузнечик

Котёнок

Какой?(ая),(ое)?

Что(кто) бывает таким же?

коричневый

Шоколад(картошка)

большой

Машина(диван)

мягкий

подушка

пушистый

Пух(одеяло)

спящий

барсук

Медведь

Какой?(ая),(ое)?

Что(кто) бывает таким же?

Белый

снег

большой

машина(диван)

мягкий

подушка

пушистый

плед

живёт на льдине

полярник

Белый медведь

Какой?(ая),(ое)?

Что (кто) бывает таким же?

Белый

снег

Пушистый

плед

Пугливый

мышка

Длинноухий

ослик

Заяц

Какой?

Что (кто) бывает таким же?

Большой

человек

Холодный

лёд

Длинноносый

буратино

Белый

полярный медведь

В шляпе

мушкетёр

Снеговик

Какой?

Что(кто) бывает таким же?

усатый

таракан

большой

бревно

плавающий

утка

любит комаров

лягушка

Сом

Какая?

Что (кто) бывает таким же?

Ледяная

горка

Холодная

мороженное

Плачущая

ребёнок

Висящая вниз головой

летучая мышь

Сосулька

Какой?

Что(кто) бывает таким же?

Голубой

небо

Звонкий

соловей

Быстрый

ветер

Извивающийся

змейка

Ручей

Какая?

Что(кто) бывает таким же?

Зелёная

трава

Маленькая

мышка

Прыгающая

кузнечик

Плавающая

рыбка

Лягушка

Какой?

Что(кто) бывает таким же?

Разноцветный

Салют(карандаши)

Высокий

фонарь

Глазастый

лемур

Стоящий на одной ноге

цапля

Светофор

Какой?

Что(кто) бывает таким же?

Разноцветный

радуга

Высокий

дерево

Трёхглазый

спецмашина(триглазка)

Железный

фонарь

Светофор

2 модель

Что делает?

Что(кто) делает так же?

Колется

кактус

сворачивается

кошка

фырчит

утюг

шипит

змея

Ёжик

Что делает?

Что(кто) делает так же?

Плавает

Подводная лодка

рыбачит

рыбак

ныряет

водолаз

Одевается во фрак

дирижёр

Пингвин

Что делает?

Что(кто) делает так же?

Плавает

лодка

рыбачит

рыбак

ныряет

аквалангист

живёт на севере

морж

Белый медведь

Что делает?

Что(кто) делает так же?

Греет

печь

Светит

лампочка

Ослепляет

фары

Блестит

золото

Солнце

Что делает?

Что(кто) делает так же?

Летает

самолёт

Прыгает

кузнечик

Ворует

мышка

Воробей

Что делает?

Что(кто) делает так же?

Мигает

Фонарь(человек)

Меняет цвет

хамелеон

Указывает

стрелка

Регулирует движение

Регулировщик(постовой)

Светофор

3 модель

На что похоже?

Чем отличается?

зонт

но толстая ножка

дом

нет окон

парашют

но нет строп

дедушка

но без бороды

Гриб

На что похоже?

Чем отличается?

На кошку

но не домашнее животное

На белку

но не умеет лазить по деревьям

Лиса

Пернатый, как голубь,

Плавающий, как утка

Летающий, как ворона,

Ластоногий, но не пингвин

(Гусь)

Зелёная, как трава,

Маленькая, как мышка,

Прыгающая, как кузнечик,

Плавающая, но не рыбка.

(Лягушка)

F:\загадки - копия\98861727_frog__1_.png

F:\загадки - копия\b550202e245fdb79831d37a3c7e.jpg

Мигает, как человек,

Меняет цвет, как хамелеон,

Указывает направление, как стрелка,

Регулирует движение, но не постовой.

(Светофор)

Разноцветный, как салют,

Высокий, как фонарь,

Глазастый, как лемур,

Стоящий на одной ноге, но не цапля.

(Светофор)

Разноцветный, как радуга,

Высокий, как дерево,

Трёхглазый, как Триглазка,

Светящийся, но не фонарь.

(Светофор)

F:\загадки - копия\3313047_03-2.jpg

F:\загадки - копия\загадки\1374338426_solnce.jpg

Горячее, как батарея,

Круглое, как мяч,

Жёлтое, как цыплёнок,

Светящееся, но не лампочка.

(Солнце)

Греет, как печь,

Светит, как лампочка,

Ослепляет, как фары,

Блестит, но не золото.

(Солнце)

Большой, как человек,

Холодный, как лёд,

Длинноносый, как буратино,

Белый, как полярный медведь,

В шляпе, но не мушкетёр.

(Снеговик)

F:\загадки - копия\загадки\24631892.jpg

F:\загадки - копия\загадки\7448.jpg

Чёрно- белый, как сорока,

Пушистый, как плёд,

Домашний, каккролик,

Игривый, но не ребёнок.

(Щенок)

Пушистый, как плед,

Домашний, как хомяк,

Игривый, как малыш,

Прыгающий, но не кузнечик.

(Котёнок)

F:\загадки - копия\загадки\dwhj_30007-t2.jpg

F:\загадки - копия\загадки\Вопросы-о-медведях-в-ЕГЭ4.jpg

Коричневый, как шоколад,

Большой, как диван,

Мягкий, как подушка,

Пушистый, как пух,

Спящий зимой, но не барсук.

(Медведь)

Пушистый, как кошка,

Пугливый, как мышка,

Длинноухий, как ослик,

Лесной, но не белка.

(Заяц)

Пы,

F:\загадки - копия\загадки\8 (1).JPG

F:\загадки - копия\Rabbit-01.jpg

Меняет цвет, как дерево,

Прыгает, как лягушка,

Дрожит, как осиновый лист,

Любит капусту, но не гусеница,

(Заяц)

Большой, как бревно

Усатый, как таракан

Водоплавающий, как утка,

Любит комаров, но не лягушка.

(Сом)

F:\загадки - копия\загадки\1321550741.jpg

F:\загадки - копия\загадки\0_6d853_6fa7c8a6_L.jpg

Ледяная, как горка

Холодная, как мороженое,

Плачущая, как ребёнок,

Висящая вниз головой, но не летучая мышь.

(Сосулька)

Голубой, как небо,

Звонкий, как соловей,

Быстрый, как ветер,

Извивающийся, но не змейка.

(Ручей)

F:\загадки - копия\загадки\fotosbornik_ru_1729.jpg

F:\загадки - копия\загадки\getImage_11.jpg

Мягкий, как подушка,

Пушистый, как плед,

Живущий на льдине, но не полярник.

(Белый медведь)

Круглая, как мяч,

Красивая, как цветы,

Разноцветная, как радуга,

Светящаяся, как гирлянда.

(Земля)

F:\загадки - копия\84824890_large_4524271_Earth_from_Space22.jpg

F:\загадки - копия\zemlyaos2.jpg

Крутится, как юла,

Светится, как ёлка,

Кормит, как мама,

Меняет наряд, как модница,

Дарит подарки, но не Дед Мороз.

(Земля)

Колется, как кактус,

Сворачивается, как кошка,

Фырчит, как утюг,

Шипит, но не змея.

(Ёжик)

F:\загадки - копия\102947531_11.jpg

F:\загадки - копия\Южные-Шетландские-острова2.jpg

Плавает, как подводная лодка,

Рыбачит, как рыбак,

Ныряет, как водолаз,

Одевается во фрак, но не дирижёр.

(Пингвин)

Плавает, как лодка,

Рыбачит, как рыбак,

Ныряет, как аквалангист,

Живет на льдине, но не морж.

(Белый медведь)

F:\загадки - копия\800px-polar_bear_-_alaska_byalanwilson.jpg

F:\загадки - копия\7705.jpg

Летает, как самолёт,

Прыгает, как кузнечик,

Ворует крошки, но не мышка.

(Воробей)

Рыжая, как белка,

Длиннохвостая, как корова,

Пушистая, как кошка,

Хитрая, но не Баба-Яга.

(Лиса)

F:\загадки - копия\lisa-1.jpg

F:\загадки - копия\загадки-картинки - копия\загадки-лебедь)\203001 (1).jpg

Белый, как снег,

Длинношеий, как жираф,

Летающий, как самолёт,

Плавающий, как лодка.

(Лебедь)

Тема: «Развитие творческого воображения и речи через составление загадок и метафор по сказкам»

Воспитатель:КуркинаО.М.

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «Развитие творческого воображения и речи через составление загадок и метафор по сказкам».

Куркина Ольга Михайловна

(Ф.И.О. педагога)

воспитатель

(специальность)

Средне-специальное

(образование)

33 года

(стаж педагогической работы)

1.кв.кат.

(квалификационная категория)

май 2014г.

(курсы повышения квалификации)

сентябрь 2015г.

(дата начала работы над темой)

май 2016

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема:«Развитие творческого воображения и речи через составление загадок и метафор по сказкам».

Цель:Разработать педагогические условия, при которых дети пятого года жизни научатся самостоятельно составлять загадки и метафоры, что поможет детям научиться анализировать, сравнивать, давать определения предметам, явлениям. Поможет в развитии творческого воображения, образного мышления, речи.

Задачи:Учить самостоятельно сравнивать объекты по различным признакам, продолжать учить детей составлять загадки по признакам объектов, используя различные модели.

Учить детей составлять загадки по алгоритму. Выбирать лучшие, основывать выбор.

Развивать умение составлять загадки по объектам сказок.Развивать способности рассуждать и самостоятельно делать выводы.Учить понимать сравнения метафорического плана. Учить детей пользоваться алгоритмом составления метафор, составлять предложения с метафорами.Побуждать к самостоятельному составлению метафор.

месяц

Формы работы

09.2015

Работа с признаками.

10.2015

Игры и творческие задания.

«Цепочка»,

«Угадай по описанию»,

 «Выбери признак, который есть у других объектов»,

«Я назову признак, а вы перечислите его значение»,

 «Кто (что) делает так же?».

11.2015

Консультации для родителей.

12.2015

Подбор русских народных сказок.

01.2016

Тема занятия: «Составление загадок по объектам

 из русских народных сказок»

02.2016

Подбор картотеки по объектам из сказок для составления загадок по первой модели.

Составление загадок. Запись.

03.2016

Подбор сказок. Подбор картотеки. Составление загадок по второй модели. Запись.

04.2016

Подбор картотеки. Составление загадок по третьей модели. Запись.

04.2016

Тема занятия: «Составление загадок по объектам

 из русских народных сказок»

05.2016

Альбом «Наши загадки»

Конспект занятия по составлению загадок

с детьми подготовительной логопедической группы.

Тема занятия:

«Составление загадок по объектам из русских народных сказок»

Составитель:Куркина О.М.

Югорск

2014г.

Тема занятия: «Составление загадок по объектамиз русских народных сказок»

Задачи: Учить самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов. Учить составлять трёх и четырёх строчные загадки.Закрепить знания детей о русских народных сказках.

Ход занятия:

Организация

Содержание

Пальчиковая гимнастика: «Животные зимой»

Ёж, медведь, барсук, енот –

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

Дидактическая игра

«На что похоже – чем отличается»

Воспитатель загадывает объект из сказки «Колобок» и предлагает детям задать вопросы.

-Дети я загадала объект, который по одному признаку похож на лимон. Что же я загадала? Сейчас вы мне будите задавать вопросы (по признакам), а я буду вам отвечать.

-Это по размеру большое? - Нет.

-Это по форме круглое? - Да.

-Это похоже на луну? -  Да.

-Это умеет прыгать? - Да.

-Это умеет катиться? - Да.

-Это по цвету жёлтое? - Да.

-Это умеет разговаривать? -Да.

Круглое, как мяч, но нельзя играть в футбол.

Жёлтое, как луна, но не светит.

Катится, как колесо, но не машина.

Разговаривает, как человек, но- это рукотворный объект. (Колобок)

«Волшебная» шкатулка с картинками объектами

Дети выбирают объекты.

-В каких сказках живут эти герои?

Ответы детей.

Составление загадок по первой, второй и третьей модели.

1.Какой? -  Что бывает таким же?

Рыжая, как белка

Пушистая, как кошка

Длиннохвостая, как корова

Хитрая, но не Баба-яга. (лиса)

2.Что делает? - Что (кто) делает так же?

Ныряет, как дельфин

Прыгает, как кузнечик

Плавает, как рыбка.

Живет на болоте, но не цапля. (лягушка)

3.На что похоже? - Чем отличается?

Похож на мужичка, но без бороды;

Похож на дом, но без окон;

Как зонтик, но на толстой ножке. (гриб)

Рисунки к загадкам

Дети, а сейчас я вам предлагаю нарисовать рисунки к загадкам, которые мы с вами составляли.

Рефлексия

Загадку можно составить, когда посмотришь на объект, представишь, на что он похож, а потом определишь, чем отличается.

Люди могут представлять, фантазировать и словами об этом рассказывать.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект занятия

по развитию речи

с детьми средней группы.

Тема:

 «Рассматривание картины «Поздняя осень» Составление загадки».

Составила:

Куркина О.М.,

Воспитатель

1.кв. кат.

Югорск

2015

Цель:

  • Формировать у дошкольников представления о живой и неживой природе в разное время года.
  • Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления детей о сезонных изменениях в природе.
  • Способствовать развитию умений составлять загадки по объектам.
  • Заучить стихи об осени.

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности детей, мыслительные операции; научить различать различные приметы осени.
  • Развивать способности рассуждать и самостоятельно делать выводы.
  • Развивать умение составлять загадки по объектам.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родному краю, желание заботиться о животных и растениях.

Организация

Содержание

Дети стоят на ковре.

Воспитатель читает стихотворение.

Воспитатель:

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море

Все деревья блистают

В разноцветном уборе…

Воспитатель:О каком времени года говорится в этом стихотворение?

Рассматривание картины «Поздняя осень»

Дети, назовите приметы осени.

Ответы детей.

Воспитатель:

Дети, а как звери готовятся к зиме?

Ответы детей.

Какие звери зимой спят?

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика: «Животные зимой»

Ёж, медведь, барсук, енот –

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

Картинка «Медведь».

Воспитатель:

Давайте мы свами опишем медведя:

 какой он по цвету,

 размеру,

 на ощупь

и где живёт?

Составление загадки.

Какой?(ая),(ое)?

Что(кто) бывает таким же?

коричневый

шоколад(картошка)

большой

машина(диван)

мягкий

подушка

пушистый

пух(одеяло)

лесной

барсук

Медведь

Игра «Расскажи без слов».

Воспитатель показывает картинку или рисунок, а дети изображаютувиденное, с помощью жестов рук, мимики лица, движениями.

Воспитатель:

Я сейчас покажу рисунок, а вы покажите без слов: осеннюю погоду, ветер, холод, солнечную погоду. Последняя картинка: птицы улетают.

Воспитатель: Дети, почему осенью птицы улетают в теплые края?

Ответы детей.

Воспитатель: А чем птицы летом питаются?

Ответы детей: зёрнами, семечками, насекомыми.

Воспитатель:А каких насекомых вы знаете? Ответы детей.

Игра на звукоподражание «Комар летит».

Воспитатель:

Летом песня комара слышится повсюду. Дети, сейчас вы превратитесь в комаров и споёте песню комара. Вы будете «летать» и по моей команде будете превращаться то в маленьких комариков, то в больших.

Рефлексия.

1.О чём мы говорили на занятие?

2.Какие звери впадают в спячку?

3.Каких перелётных птиц вы знаете?

4.Какое время года приходит за осенью?

Занятие заканчивается чтением стихотворения Е.Александровой «Осень».

Гонит осень в небе тучки,

Пляшут листья на дворе.

Гриб, надетый на колючки,

Тащит ёж к своей норе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Сказки у детей активизируется творческого воображения.Поэто...

Педагогический проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников через использование методов ТРИЗ"

Настоящий педагогический прект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании...

Исследовательская работа по теме: "Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками по технологии Лебедевой Е.Н."

В данном материале представлен опыт работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования....

Консультация для родителей на тему: «Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»

Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психо...

« Развитие творческого воображения у педагогов через освоение нетрадиционных изобразительных техник»

Вступительное слово. Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в форми...

Творческий проект на тему "Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования"

Данный проект предлагает рисование с использованием нетрадиционных способов. Вся работа направлена на развитие у дошкольников творчества, которая определяется как продуктивная деятельность, в ходе кот...