программа дополнительного образования по логоритмике "Лучик"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему

Пояснительная записка Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка заканчивается к 4 – 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Нарушения произносительной стороны речи требуют специальной логопедической помощи. Эффективной формой фронтальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, являются логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, музыки и движения. Именно музыка служит организующим началом и используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и координации речи и движения. На занятиях отрабатываются: ритмическая структура слова и чёткое произношении доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают эстетические чувства. Цель логоритмических занятий: предупреждение и коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста посредством сочетания слова, музыки и движения. Коррекционно-развивающие задачи:  развивать речевое дыхание;  развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;  развивать тонкие движения пальцев рук;  развивать фонематическое восприятие;  формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;  формировать грамматический строй и связную речь. Образовательные задачи:  формировать двигательные умения и навыки;  развивать пространственные представления;  развивать переключаемость и координацию движений;  развивать ритмическую выразительность;  развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;  развивать коммуникативные умения и навыки;  воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства. Оздоровительные задачи:  укреплять костно-мышечный аппарат;  формировать правильную осанку, походку;  развивать координацию движений и моторных функций. Принципы организации логоритмических занятий:  принцип системности;  принцип учета структуры речевого нарушения и уровня речевого развития;  принцип учета особенностей высшей нервной деятельности;  принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;  принцип наглядности;  принцип всестороннего воздействия;  принцип комплексности и поэтапности. Методы и приемы обучения на занятиях по логоритмике. Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка.  Наглядно-зрительные;  приёмы, обеспечивающие тактильно-мышечную наглядность с применением различного инвентаря;  словесные приёмы;  практические. Структура занятий: Длительность занятия зависит от возраста детей – 20-30 минут. I водная часть: 3-5 минут. Включает в себя: - различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений; - упражнения на ориентировку в пространстве; - упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса. II основная часть: от 10 до 15 минут. Включает в себя: - развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики; - упражнения на развитие внимания, памяти; - упражнения на развитие чувства ритма, темпа; - упражнения на развитие координации речи с движением; - упражнения на развитие координации пения с движением; - слушание музыки для снятия напряжения; - игровые упражнения на развитие мелкой моторики. III заключительная часть: от 2 до 7 минут. Включает в себя: - упражнения на восстановления дыхания; - спокойные виды ходьбы; - упражнения на релаксацию. - количество занятий в неделю – 1; - количество занятий в месяц – 4; - количество занятий в год – 36; Условия реализации программы Требования к среде:  Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.  Обязательно фортепиано, музыкального центра, телевизора, набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений.  Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам.  Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки.  Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.  Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики.  Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки. Требования к педагогам:  Занятия по логоритмике могут проводить педагоги со специальным логопедическим или музыкальным образованием.  Логоритмические занятия проводит учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем во второй половине дня. Ожидаемые результаты: На более высоком уровне развитие и усвоение: • зрительного восприятия, внимания и памяти; • слухового внимания и памяти; • статической координации движений; • произвольной регуляции мышечного тонуса; • ориентировки в схеме собственного тела; • ориентировки в пространстве с опорой на правую руку; • восприятия пространственных признаков предметов; • динамической координации движений рук; • артикуляционной моторики; • мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления; • смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний; • слогоритмической структуры слов; • поставленных звуков; • функций фонематического слуха; • понимания предметного, глагольного словаря

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmapologoritmiki.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 города Белогорск»

                                                             

Рассмотрено и рекомендовано                                УТВЕРЖДАЮ

к утверждению                                                         Заведующий МАДОУ «ДС№7»

на педагогическом совете                                        ___________ Н.В. Ефременко

Протокол № __                                                         «____» ________ 2016 г.

«____»______ 2016  г.

                                                                               

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЛОГОРИТМИКЕ «ЛУЧИК»

Срок реализации программы 2016-2017 учебный год

Я.ру закрыт

                                      Руководители кружка:

                                                          музыкальный

                                                                             руководитель: Кононова Т.А.

                                                                             учитель-логопед: Олефиренко А.С.

г. Белогорск, 2016

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка заканчивается к 4 – 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

Нарушения произносительной стороны речи требуют специальной логопедической помощи.   Эффективной  формой фронтальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, являются логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, музыки и движения. Именно музыка служит организующим началом и используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и координации речи и движения. На занятиях отрабатываются: ритмическая структура слова и чёткое произношении доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.

Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают эстетические чувства.

        Цель логоритмических занятий: предупреждение и коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста  посредством сочетания слова, музыки  и движения.

        Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать речевое дыхание;
  • развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
  • развивать тонкие движения пальцев рук;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
  • формировать грамматический строй и связную речь.

Образовательные задачи:

  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать переключаемость и координацию движений;
  • развивать ритмическую выразительность;
  • развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.

Оздоровительные задачи:

  • укреплять костно-мышечный аппарат;
  • формировать правильную осанку, походку;
  • развивать координацию движений и моторных функций.

Принципы организации логоритмических занятий:

  • принцип системности;
  • принцип учета структуры речевого нарушения и уровня речевого развития;
  • принцип учета особенностей высшей нервной деятельности;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • принцип наглядности;
  • принцип всестороннего воздействия;
  • принцип комплексности и поэтапности.

         

Методы и приемы обучения на занятиях по логоритмике.

Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка.

  • Наглядно-зрительные;
  • приёмы, обеспечивающие тактильно-мышечную наглядность с применением различного инвентаря;
  • словесные приёмы;
  • практические.

Структура занятий: Длительность занятия зависит от возраста детей – 20-30 минут.

I водная часть: 3-5 минут.

Включает в себя:

- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;

- упражнения на ориентировку в пространстве;

- упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса.

II основная часть: от 10 до 15 минут.

Включает в себя:

- развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;

- упражнения на развитие внимания, памяти;

- упражнения на развитие чувства ритма, темпа;

- упражнения на развитие координации речи с движением;

- упражнения на развитие координации пения с движением;

- слушание музыки для снятия напряжения;

- игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

III заключительная часть:  от 2 до 7 минут.

Включает в себя:

- упражнения на восстановления дыхания;

- спокойные виды ходьбы;

- упражнения на релаксацию.

- количество занятий в неделю – 1;

- количество занятий в месяц – 4;

- количество занятий в год – 36;

Условия реализации программы

Требования к среде:

  • Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
  • Обязательно  фортепиано, музыкального центра, телевизора, набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений.
  • Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам.
  • Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки.
  • Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
  • Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики.
  • Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.

Требования к педагогам:

  • Занятия по логоритмике могут проводить педагоги со специальным логопедическим или музыкальным образованием.
  • Логоритмические занятия проводит учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем во второй половине дня.

Ожидаемые результаты:

На более высоком уровне развитие и усвоение:

  • зрительного восприятия, внимания и памяти;
  • слухового внимания и памяти;
  • статической координации движений;
  • произвольной регуляции мышечного тонуса;
  • ориентировки в схеме собственного тела;
  • ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
  • восприятия пространственных признаков предметов;
  • динамической координации движений рук;
  • артикуляционной моторики;
  • мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
  • слогоритмической структуры слов;
  • поставленных звуков;
  • функций фонематического слуха;
  • понимания предметного, глагольного словаря

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ПО ЛОГОРИТМИКЕ

 «ЛУЧИК»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                             Руководители кружка:

                                                                             

                                                                        Муз.руководитель: Кононова Т.А.

                                                                             учитель-логопед: Олефиренко А.С.

Количество занятий в неделю – 1

Количество занятий в месяц - 4

Количество занятий за учебный год – 36

п/п

Название занятия

Количество занятий

Месяц

1.

Цыплёнок и его семья

1

сентябрь

2.

История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали

1

3.

Белая козочка

1

4.

У кошки день рождения

1

5.

Лесные звёзды

1

октябрь

6.

Зайка-огородник

1

7.

Любимое кушанье

1

8.

Дорога на мельницу

1

9.

Верные друзья

1

ноябрь

10.

Сказка про зайцев

1

11.

Круглый год

1

12.

Времена года

1

13.

Про Мурочку-Мурысоньку

1

декабрь

14.

Мурка в город собирается

1

15.

Как Мурка Деда Мороза будила

1

16.

Дед Мороз

1

17.

Снегурочка на новогодней ёлке в лесу

1

январь

18.

Волчья песня

1

19.

Петушок

1

20.

Лисичка со скалочкой

1

21.

Петух да Собака

1

февраль

22.

Бременские музыканты

1

23.

Возьми меня с собой

1

24.

А что у вас?

1

25.

Вот так мастера!

1

март

26.

Как стать большим?

1

27.

Даша и Маша

1

28.

Горшочек каши

1

29.

Как Мышонок стал трудолюбивым

1

апрель

30.

Сказка про Бурого Мишку и Мышку - вертушку

1

31.

Чьи это ушки?

1

32.

История о том, как мышата помогли зайчонку свой дом найти

1

33.

Красный фонарик

1

май

34.

Колесо

1

35.

Бычок - смоляной бочок

1

36.

Коза - обманщица

1

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ПО ЛОГОРИТМИКЕ

 «ЛУЧИК»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                             Руководители кружка:

                                                                                музыкальный

                                                                             руководитель: Кононова Т.А.

                                                                             учитель-логопед: Олефиренко А.С.

Количество занятий в неделю – 1

Количество занятий в месяц - 4

Количество занятий за учебный год – 36

п/п

Название занятия

Количество занятий

Месяц

1.

Солнышко и дождик

1

сентябрь

2.

Тучка

1

3.

Тучки по небу гуляют

1

4.

Грибной дождик

1

5.

Под грибком

1

октябрь

6.

Осенние листья

1

7.

Осень в лесу

1

8.

Весёлый огород

1

9.

Репка

1

ноябрь

10.

Осенние подарки

1

11.

До свидания, птицы!

1

12.

Холодно!

1

13.

Зима в лесу

1

декабрь

14.

Дед Мороз спешит на ёлку

1

15.

Украшаем ёлочку

1

16.

Наступает Новый Год

1

17.

Новогодний праздник в леу

1

январь

18.

Рукавичка

1

19.

Снеговик

1

20.

Кошка и котята

1

21.

Котята и щенок

1

февраль

22.

У бабушки в гостях

1

23.

Как снеговики солнце искали

1

24.

Армейская карусель

1

25.

Как цыплята солнце будили

1

март

26.

Новая столовая

1

27.

В гости к нам пришли матрёшки

1

28.

Весеннее солнышко

1

29.

Весенняя капель

1

апрель

30.

Прилетайте, птицы!

1

31.

Весенний ручеёк

1

32.

Кораблик

1

33.

Утренние лучи

1

май

34.

Петушок и его семья

1

35.

Колечко

1

36.

Бобровый пруд

1

Методическая обеспечение:

  1. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 -5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 144 с.
  3. Аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железнова из серии «Музыкальные обучалочки»: «Наш оркестр», «Весёлая логритмика».
  4. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Н.М. Савицкая Логоритмика для малышей 4-5 лет. – СПб.: КАРО – 2009
  6. Т.А. Замятина, Л.В. Стрепетова Музыкальная ритмика 2013

Критерии для диагностики по логоритмике

для детей дошкольного возраста

Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»

Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.

        Попугай, попугай,

        Все за мною повторяй.

Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.

  • Для детей 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).
  • 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).
  • 6 лет – из 9 слов (комната, кухня, улица, машина, лето, солнце, квадрат, треугольник, лиса).
  • 7 лет – из 11 слов (бегемот, волк, заяц, весна, сосулька, велосипед, рисунок, поляна ромашка, Буратино, книга).

Оценка результата:

- Высокий уровень: воспроизведение после трехкратного повторения 3 слов для детей 4 лет, 5 слов – для 5-летних, 6 слов после первого (второго) предъявления – для 6-летних и 9 слов – для 7-летних.

- Средний уровень: снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по сравнению с возрастным нормативом и многократные ошибки с самокоррекцией.

- Низкий уровень: снижение объема запоминания на 50% по сравнению с возрастным нормативом или неподдающийся коррекции отказ от повторения слов после 1-2 попыток.

Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»

Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.

        Обезьянкой быть хочу,

        Что покажешь, повторю.

- Детям 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).

- 5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).

- 6 лет – серия из 9 (те же движения, а также круговое вращение головы, обхватить руками плечи).

- 7 лет – серия из 11 движений (те же движения, а также встать на одну ногу, выставить вторую ногу вперед на пятку).

Оценка результата:

- Высокий уровень: уверенное воспроизведение последовательности движений после 1-3 показов (дети 4 лет – не менее 3 движений, 5 лет – не менее 5, 6 лет – не менее 7, 7 лет – не менее 9).

- Средний уровень: снижение объема запоминания движений на 2 элемента, единичные ошибки с возможностью самостоятельной коррекции.

- Низкий уровень: невозможность усвоения и воспроизведения серии движений при любых условиях (неоднократном показе и подсказках).

Тест на праксис позы пальцев – игра «Послушные пальчики»

Детям предлагают посмотреть, запомнить и выполнить серию из движений мелкой моторики, показать, какие у них послушные пальчики. Движения выполняют сначала одной рукой, затем другой.

- Детям 4 лет предлагается серия из 3 движений: «иголка» (показать указательный палец) – кулак – «кольцо» (соединить указательный и большой пальцы).

- 5 лет – из 4 (те же движения, а также «коза»: выставить вперед мизинец и указательный палец, средний и безымянный поддерживать большим).

- 6 лет – из 5 (те же движения, а также «бык»: выставить вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони).

- 7 лет – из 6 (те же движения, а также «звезда»: широко развести в стороны прямые пальцы).

Оценка результата:

- Высокий уровень: безошибочное выполнение соответствующей возрасту серии движений каждой рукой.

- Средний уровень: 1-2 ошибки с самокоррекцией при переносе программы на другую руку.

- Низкий уровень: многочисленные ошибки, несмотря на активную помощь педагога.

М.Ю. Картушина, Зеленый огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд.


Сводная таблица результатов обследования детей

Группа №                                                                                                                       Дата обследования:____________________

п/п

Ф.И. Ребенка

Мимическая моторика

Речевая моторика

Общая моторика

Мелкая моторика

Действия с предметами

Развитие чувства ритма

Координа-

ция слова с движением

Ориен-тировка в простран-

стве

Утомля-емость

Уро-вень

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...