Речевое развитие.
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов-это вызывает тревогу у родителей,и они обращаются к врачу.Однако воспитатели из опыта работы с детьми знают,что речевое развитие ребенка может идти скачкообразно:сначала накапливается пассивный словарь,хотя в активной речи еще большее место занимает лепетЮпроизносение отдельных звукосочетаний.Затем происходитрезкий скачок(обычно после полутора лет),и очень быстро растет запас активно употребляемых слов.    

Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте,то есть после года.Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами,стимулировать его речевую активность и познавательную потребность.Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих,подражать речи взрослых.Если ваш ребенок почти не играет в игрушки,редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками,то приемы,стимулирующие развитие его речи,окажут вам полноценную помощь.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие.                

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов-это вызывает тревогу у родителей,и они обращаются к врачу.Однако воспитатели из опыта работы с детьми знают,что речевое развитие ребенка может идти скачкообразно:сначала накапливается пассивный словарь,хотя в активной речи еще большее место занимает лепетЮпроизносение отдельных звукосочетаний.Затем происходитрезкий скачок(обычно после полутора лет),и очень быстро растет запас активно употребляемых слов.        

Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте,то есть после года.Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами,стимулировать его речевую активность и познавательную потребность.Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих,подражать речи взрослых.Если ваш ребенок почти не играет в игрушки,редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками,то приемы,стимулирующие развитие его речи,окажут вам полноценную помощь.        

1.Разговор с самим собой.Когда малыш находится недалеко от вас,начните говорить в слух о том,что видите,слышите,думаете,чувствуете.Говорить нужно меделенно и отчетливо,которкими простыми предложениями,доступными восприятию малыша.Например: «Где чашка?Я вижу чашку.В чашке молоко.Таня пьет молоко.»        

2.Параллельный разговор.Вы описываете все действия ребенка:что он видит,слышит,чувствует,трогает.Используя этот прием,вы как бы подсказываете малышу слова,выражающие его опыт.        

3.Првокация,или искуственное понимание ребенка.Это прием состоит в том,что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым».Например,если малыш,показывая на полку с игрушками,простительно смотрит на вас,дайте ему не ту игрушку,какую он хочет.Конечно же он будет возмущен,но охотно активизирует свои речевые возможности,чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.        

4.Распространение.Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом,но не принуждайте его к повторению-вполне достаточно того,что он вас слышит.Например,он говорит: «Суп»,-вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой».Этим приемом вы постеренно подводите ребенка к тому,что-бы он овладевал более сложными языковыми формами,учился заканчивать свою мысль.        

5.Приговоры.Использование игровых песенок,потешек,приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость,способствует непроизвольному обучению,умению вслушиваться в звуки речи,улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.        

6.Выбор.Предоставляйте ребенку возможность выбора.Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор,если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку?»        

7.Продуктивные виды деятельности.Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает другими способами-через рисование,лепку аппликацию,конструирование.В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребенка,но и сенсорные,имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности.Мысль человека становится более определенной понятной,если она записывается.Ребенок же фиксирует свои мысли  спомощью зарисовки.Известный психолог Л.С.Выготский называл детское рисование «графической речью,и ваша задача-облечь мысль ребенка в слово.Старайтесь любой рискнок малыша превратить в интересный рассказ,а рассказ-в рисунок,который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять.Когда рассказов и рисунков наберется достаточное количество,можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям.Ребенок,понимающий,что он говорит,соединяющий с произносимым словом отчетливое представление,надежно овладевает родным языком

8.Музыкальные игры.Значение музыкадьных игр в речевом развитии ребенка. Трудно переоценить.Малыши с удовольствием двигаются под музыку,подпевают,играют на шумовых мызыкальных инструментах Поощряйте их в этом.Сначала ребенок проговаривает только окончания или последние слова песенных строк.Не переживайте-вскоре он начнет пропевать небеольшие песенки целиком,искажая,возможно,некоторые слова.Пойте и вы сним,но,в отличии отнего,пойте ее правильно.        

9.Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.Случайно ли это?В электрофизиологических исследованиях было обнаружено,что,когда ребенок производит ритмические движения пальцами, унего резко усиливается согласованная деятельность лобныз(двигательная речевая зона) и височных(сенсорная)отделов мозга,то есть речевые области формируются под влиянием импульсов,поступающих от пальцев рук.Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод:ребенка просят показать один пальчик,два,три…Дети,которым удаются изолированные движения пальцев,-говорящие дети…До тех пор,пока движения пальцев не станут свободными,развития речи и ,следовательно,мышления добиться не удастся.Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста.Прстейший метод-массаж:поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью.Можно использовать и простейши упражнения:брать каждый пальчик ребенка по отдельности,сгибать и разгибать его.Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.Приемы могут быть самыми разнообразными,важно,чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.        

 Чтобы развить ручную умелость,а следовательно,и речевую активность ребенка,можно:

запускать пальцами мелкие волчки;
разминать пальцами пластилин,глину,мять руками поролоновые шариками,губку;
рвать на мелкие куски бумагу;
сжимать и разжимать кулачки при этом можно играть,как будто кулачок-бутончик цветка;
делать сжатый кулачок мягким(его можно легко разжать)и крепким;
«ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки(по очереди)сначала медленно,потом быстро;
показать отдельно один большой палец;
махать в воздухе только пальцами;
кистями рук делать «фонарики»;
хлопать в ладоши тихо и громко,в разном темпе;
собирать все пальцы в щепотку(пальчики собрались вместе-разбнжались);
нанизывать крупные пуговицы,шарики,бусинуи на нитку;
наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку,на палец(колечко или спираль);
закручивать шурупы,гайки;
играть с конструктором,мозайкой,кубиками;
складывать матрешек,играть с вкладышами;
рисовать рукой и пальцами в воздухе;
играть с песком,водой;
рисовать мелом,мелками,гуашью,углем.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...